У истоков исторического подхода (по материалам статей литургической тематики журнала "Христианское чтение" 1821-1855 гг.)

Автор: Карамышев Николай Тихонович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (80), 2018 года.

Бесплатный доступ

Настоящее исследование посвящено истории публикации статей литургической тематики в журнале «Христианское чтение» в 1821-1855 гг. На основе анализа выявленных статей выделены три периода: 1-й - (1821-1829), 2-й - (1830-1839), 3-й - (1840-1855), в каждом из которых определены основные темы статей. Разбиение на периоды хотя и носит условный характер, однако выявляет важные тенденции в применении исторического подхода в литургике. В первом периоде появляются статьи с «элементами историзма». Во втором периоде, в статьях прот. Герасима Павского и архим. Мартирия (Горбачевского), предприняты первые попытки применить исторический подход. Третий период - самый плодовитый по количеству опубликованных статей. Применение исторического подхода в статьях становится более употребительным. Наиболее важное значение имеют опубликованные в 1844-1855 гг. статьи В. И. Долоцкого и его учеников, усилиями которых исторический подход укореняется в литургике. Это позволяет говорить о Долоцком как об основоположнике научного развития исторической литургики. При подготовке статьи использован историко-текстуальный метод.

Еще

"христианское чтение", прот. герасим павский, статьи литур- гической тематики, санкт-петербургская духовная академия, новизна, литургика, исторический метод, исторический подход в литургике, в. и. долоцкий и его ученики

Короткий адрес: https://sciup.org/140246570

IDR: 140246570   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10062

Список литературы У истоков исторического подхода (по материалам статей литургической тематики журнала "Христианское чтение" 1821-1855 гг.)

  • ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 18. Л. 28-33 - Долоцкий В. И. Краткая программа литургики. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.-Петербургской духовной академии ХХ учебного академического курса, по классу Учения о богослужении.
  • ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 55. Л. 2 - Богословский М. И. Студентам высшего отделения Санкт-Петербургской академии, в первую половину 1840-го года, из Учения о Церкви излагаемо было Учение о общественном богослужении.
  • Аноним. О цели и предметах предлагаемого христианского чтения // Христианское чтение. 1821. Ч. 1. С. 4.
  • Аноним. Страстная неделя // Христианское чтение. 1824.Ч. 13. С. 325-336.
  • Аноним. О почитании храмов Божьих // Христианское чтение. 1824. Ч. 16. С. 337-347.
  • Аноним. Учение. Крещение // Христианское чтение. Ч. 19.С. 186-207. Раздел из статьи «Нравы христиан».
  • Аноним. Воскресение // Христианское чтение. 1827. Ч. 25.С. 334-341.
  • Аноним. Неделя перед Рождеством Христовым // Христианское чтение. 1829. Ч. 36. С. 333-338.
  • Аноним. Навечерие Рождества Христова // Христианское чтение. 1829. Ч. 36. С. 339-349.
  • Аноним. О цели говения и порядок благоговейных занятий христианина, приготовляющегося ко Святому Причащению, с пояснением некоторых молитв // Христианское чтение. 1833. Ч. 1. С. 185-270.
  • Аноним. О богослужении общественном // Христианское чтение. 1837. Ч. 1. С. 168-185.
  • Аноним. Краткое сведение о воскресном дне // Христианское чтение. 1837. Ч. 3. С. 303-313.
  • Аноним. Пост пустыня // Христианское чтение. 1838. Ч. 1.С. 237-244.
  • Аноним. О посте // Христианское чтение. 1842. Ч. 2.C. 434-435.
  • Аноним. О Св. Причащении // Христианское чтение. 1844.Ч. 1. С. 417-438.
  • Аноним. Размышления в день Рождества Христова // Христианское чтение. 1851. Ч. 2. С. 533-553.
  • Аноним. Неделя православия // Христианское чтение. 1852.Ч. 1. С. 319-328.
  • Аноним. Об устной исповеди // Христианское чтение. 1854. Ч. 1.С. 139-176.
  • Аноним. Великий пост // Христианское чтение. 1855. Ч. 1.С. 75-91.
  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. III: Статьии рецензии. 1839-1840. М., 1953. С. 129-133. URL: htps://books.google.ru/ (дата обращения:01.04.2016).
  • Долоцкий В. И. О Исповеди // Христианское чтение. 1842. Ч. 1.С. 450-468.
  • Сухова Н. Ю. Прикровенный период развития исторических методов в литургике (1810-1860-е гг.) // Церковь. Богословие. История. Материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург. 2-4 февраля 2017 г.).С. 263-269.
  • Павский Герасим, прот. История и истолкование Литургии // Христианское чтение. 1830. Ч. 38. С. 51-98, 255-350.
  • Филарет Московский, свт. Историко-догматическое обозрение о Таинствах. Из лекций прочитанных в Императорской Санкт-Петербургской духовной академии в 1819 г. // Русское богословие: исследования и материалы М.: ПСТГУ, 2014.С. 150-198.
  • Сухова Н. Ю. «Дело протоиерея Герасима Павского»: проблема «историзма» в русской библеистике // Филаретовский альманах. Вып. 10. М.: ПСТГУ, 2014.С. 88-107.
  • Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины (1914-1869) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(18). 2017.С. 71-99.
  • Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Христианское чтение» за 1821-1903 годы. СПб., 1905.
  • Шевцова О. Б. Начало русской науки о церковном пении // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1(7).С. 109
Еще
Статья научная