Участки обитания и перемещения бурых медведей на Дальнем Востоке России

Автор: Сердкин И.В.

Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy

Рубрика: Биология

Статья в выпуске: 2 т.28, 2025 года.

Бесплатный доступ

Исследования использования бурым медведем (Ursus arctos) пространства проводили в пяти районах Дальнего Востока России: на Среднем Сихотэ-Алине, Южной Камчатке, Восточной Камчатке, Центральной Камчатке и Восточном Сахалине. С помощью телеметрии определяли местонахождения и перемещения 45 особей бурых медведей, оснащенных радио- или GPS-ошейниками. Годовые участки обитания медведей на Сихотэ-Алине (в среднем 891,3 и 349,9 км2 для взрослых самцов и самок соответственно) оказались больше, чем на Камчатке и Сахалине, где размер участков составил 153,1 км2 для взрослого самца и 6,1-27,6 км2 - для взрослых самок. Участки обитания животных весной были меньше, чем летом и осенью. Суточные перемещения взрослых самок составили в среднем 1,7, 1,8 и 1,0 км для Среднего Сихотэ-Алиня, Восточной Камчатки и Восточного Сахалина соответственно. Самцы на Среднем Сихотэ-Алине перемещались в сутки в среднем на 3,1 км. Меченые медведи перемещались на дальние расстояния в любой сезон, за исключением берложного периода. Знание пространственной экологии бурого медведя важно для управления популяциями данного вида.

Еще

Бурый медведь, радиоошейник, суточные перемещения, телеметрия, участок обитания

Короткий адрес: https://sciup.org/143185076

IDR: 143185076   |   УДК: 599.742.21:591.52(571.6)   |   DOI: 10.31433/2618-9593-2025-28-2-69-72

Текст научной статьи Участки обитания и перемещения бурых медведей на Дальнем Востоке России

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио 7, г. Владивосток, 690041, e-mail: ,

На большей части территории Дальнего Востока России обитает бурый медведь ( Ursus arctos L., 1758), играющий заметную роль в экосистемах региона и имеющий большое практическое значение для человека. Знание экологии бурого медведя, в частности использования животными пространства, имеет большое значение в управлении популяциями данного вида. Наибольший интерес в вопросах пространственной экологии бурого медведя представляют размеры участков обитания животных, протяженность их суточных и сезонных перемещений.

Объект и методы

На Дальнем Востоке России исследования проводили в пяти районах: на Среднем Сихотэ-Алине (Сихотэ-Алинский заповедник и его окрестности), Южной Камчатке (бассейн Куриль-

ского озера), Восточной Камчатке (Кроноцкий заповедник), Центральной Камчатке (реки Камчатка и Тигиль) и Восточном Сахалине (заказник «Восточный») в 1993–2020 гг. [1–3, 6]. Слежение велось за 45 особями бурых медведей, оснащенных радио- или GPS-ошейниками. Общая сумма суток слежения за медведями при помощи телеметрии составила 14865. Для отлова медведей с целью мечения использовали четыре метода: ловушки Олдрича, дистанционное обездвиживание, иммобилизацию с вертолета и бочки-ловушки. Методы отлова, иммобилизации и мечения медведей основывались на международном опыте работы с крупными хищными млекопитающими [4, 5] с учетом приоритета безопасности исследователей и животных.

Расчет площади участков обитания медведей производили методом «фиксированный кернел» [7]. Участком обитания считали пространство, вероятность нахождения животного в котором составляла 95%. В качестве характеристики суточных перемещений использовали суточное смещение – расстояние между локациями медведя, временной интервал между которыми составлял около суток (20–28 ч). Для описания сезонных перемещений использовали дистанцию между двумя локациями медведя, совершившего перемещение. Для животных с регулярным GPS-позиционированием протяженность перемещений за определенный период времени определяли как сумму линейных смещений между последовательными локациями.

Для сравнения выборок, содержащих показатели участков обитания и перемещений медведей, было обосновано применение непараметрических статистических критериев Манна–Уитни и Краскела–Уоллиса.

Результаты исследования и их обсуждение

Размеры годовых участков обитания . На Среднем Сихотэ-Алине средний размер девяти годовых участков обитания взрослых самцов медведей составил 891,3 км2 при минимальной площади 237,2 км2 и максимальной – 1559,2 км2. Средний размер пяти годовых участков взрослых самок – 349,9 км2. Средний размер участков обитания у взрослых самцов был достоверно больше, чем у взрослых самок ( p < 0,05). Молодые животные (в возрасте 3 лет) на Сихотэ-Алине имели годовые участки размером 237,2 и 333,6 км2 у самца и самки соответственно.

Определены размеры двух годовых участков обитания взрослых самок на Восточной Камчатке и двух взрослых самок на Восточном Сахалине, а также одного взрослого самца на Центральной Камчатке. Самки на Восточной Камчатке имели сопоставимые между собой по размеру участки (21,7 и 27,6 км2). На Восточном Сахалине участок одной самки (15,2 км2) был значительно больше участка другой самки (6,1 км2). Размер годового участка самца на Центральной Камчатке составил 153,1 км2. В целом размеры годовых участков обитания бурых медведей на Камчатке и Сахалине оказались меньше, чем на Сихотэ-Алине.

Размеры сезонных участков обитания. На Южной Камчатке в летний период определены размеры участков обитания семи самок и двух самцов. Средняя площадь летних участков обитания самок составила 17,4 км2. Размер участка четырехлетнего самца (66,2 км2) летом был больше, чем максимальный размер участка у самки (22,6 км2), но значительно меньше, чем у другого самца более старшего возраста (274,1 км2). В осенний период на Южной Камчатке у одной медведицы участок обитания имел относительно большую для самки площадь (51,0 км2), превосходящую площадь участка другой медведицы в 3,9 раза.

Участки обитания медведей на Камчатке и Сахалине весной оказались минимальными по сравнению с другими сезонами. Наименьший сезонный участок имела самка на Восточной Камчатке весной (0,06 км2). В летний период участки обитания самок на Сахалине (их площадь от 1,6 до 16,4 км2) были меньше, чем у медведей на Камчатке, где максимальный размер участка у самки был 153,2 км2. У большинства животных летние участки превосходили в размерах таковые в другие сезоны. Минимальный размер осеннего участка имела медведица на Восточном Сахалине (1,9 км2), которую сопровождал медвежонок, а максимальный был у самца на Центральной Камчатке (80,3 км2).

Суточные перемещения . На Среднем Сихотэ-Алине среднее суточное смещение для взрослых самцов медведей составило 3,1 км при разбросе значений от 0 до 19,2 км. Молодой самец за сутки смещался в среднем на 2,1 км. У самок данный показатель составил 1,7 км при максимуме 11,0 км. Между суточными смещениями взрослых самцов и самок выявлены достоверные отличия ( p < 0,001). Также достоверно отличались перемещения взрослых самцов с таковыми молодого самца ( p < 0,05). Суточные перемещения самок на Сихотэ-Алине были больше летом по сравнению с другими сезонами.

На Южной Камчатке расстояние между локациями медведей менялось за сутки в широких пределах: от 0,02 до 10,9 км. В летний период суточные перемещения самок оказались несколько больше, чем осенью. Средние значения суточных смещений у разных самок в летний период составляли от 0,8 до 1,6 км.

Данные о суточных перемещениях в течение целого года получены для двух самок с Восточной Камчатки и двух – с Восточного Сахалина. На Камчатке среднесуточные смещения самок за год оказались больше, чем на Сахалине ( p < 0,001) и составили в среднем 1,8 и 1,0 км соответственно. В отдельные сутки величина смещений варьировалась от < 0,01 до 24,3 км. Весной суточные смещения самок были меньше, чем в летний период в обоих районах (p < 0,001), и меньше, чем осенью на Камчатке ( p < 0,001). Самки на Восточной Камчатке летом в среднем смещались за сутки больше, чем на Восточном Сахалине ( p < 0,01; 2,2

и 1,2 км соответственно). Осенью среднесуточные смещения самок на Камчатке оказались больше, чем на Сахалине ( p < 0,001).

Сезонные перемещения . На Среднем Сихотэ-Алине меченые медведи перемещались на дальние расстояния (свыше 10 км) в любой сезон периода их бодрствования, часто пересекая при этом водоразделы речных бассейнов. В постберложный период медведи покидали берложные стации, которые находились от кормовых на разных дистанциях. Взрослые самцы в этот период (в течение апреля) совершили переходы, линейные дистанции которых составили 33, 36 и 45 км. В течение мая медведи также совершали значительные переходы, в частности, один из самцов посетил бассейны трех крупных рек, сместившись на 62 км. Животные периодически кочевали в течение лета. Так, взрослая самка в июне–июле сместилась на 45 км. Осенние переходы во время нажировки совершало большинство меченых медведей на Сихотэ-Алине. Пройденное одним из самцов за месяц расстояние, рассчитанное как сумма дистанций между последовательными локациями, составило 122 км. Взрослые самцы в ноябре совершали переходы на дистанции от 20 до 60 км перед залеганием в берлогу. Самки также проходили в предберложный период значительные расстояния. Так, самка с двумя медвежатами первого года жизни в конце октября прошла до места залегания в берлогу 65 км.

На Южной Камчатке самки в летне-осенний период перемещались в основном в пределах ограниченного пространства, как правило, вдоль побережья Курильского озера или рек в его окрестностях. Один из самцов в середине июля покинул Курильское озеро и в течение нескольких дней переместился на 33 км.

Данные о протяженности перемещений за годовой цикл получены для двух самок с Восточной Камчатки и двух – с Восточного Сахалина. Сумма перемещений между GPS-локациями для медведей за год менялась незначительно – от 537,5 до 636,9 км. Весной сумма перемещений у одной из самок на Сахалине была значительно больше, чем у других, и составила 110,6 км, тогда как у других самок не превышала 37,3 км. Летом общая дальность переходов была наименьшей у одной самки на Сахалине (272,0 км) и наибольшей (411,7 км) – у другой в том же районе исследования. За осень длина переходов самок в двух районах исследования была в пределах 140,3–197,1 км. У всех самок на Камчатке и Сахалине доля перемещений в летний период была больше по срав- нению с весной и осенью и составила не менее 51,7%. Доля перемещений за весну была минимальной – в среднем 8,8%.

Заключение

На Дальнем Востоке России существует потребность создания упорядоченной системы управления популяциями бурого медведя, учитывающей результаты научных исследований. В этом отношении полученные данные представляют значительную ценность. Выявленные параметры участков обитания и перемещений подтверждают тезис о том, что для благополучной жизни отдельных особей, а значит, и стабильного существования популяций бурого медведя требуются обширные жизненные пространства. Особо охраняемых природных территорий недостаточно для поддержания жизнеспособных популяций медведя, поэтому важную роль в их сохранении должны играть охотничьи хозяйства.