Учение о прилоге как духовная основа образа Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Автор: Ужанков А.Н.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература и литература народов России
Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние святоотеческого учения о прилоге на формирование художественного образа козака Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Согласно учению христианских богословов, любой грех начинается с помысла (мысли) или образа (представления), с которыми устанавливается собеседование человека - сочетание, в разбираемом случае - с образом панночки, и этот образ постепенно слагается в непреодолимое желание Андрия увидеть красавицу. Находясь в плену этого желания человек, и совершает грехопадение (страсть). Все эти пять стадий в развитии греха и проходит Андрий. Первоначально у него появляется в мечтах абстрактный образ красавицы, затем, уже наяву, он увидел польскую панночку, и она пленила его своей красотой. Происходит постоянное обращение Андрия к этому женскому образу. Узнав, что она находится в осажденном козаками польском городе и голодает, Андрий пробирается к ней, забыв о своем долге и чести, предав отчизну, веру и боевых товарищей. Его нераскаянный грех влечет за собой еще один - сыноубийство Тараса Бульбы.
Учение о прилоге, помысл, страсть, развитие греха, художественный образ, духовная основа образа
Короткий адрес: https://sciup.org/149145265
IDR: 149145265 | DOI: 10.54770/20729316-2024-1-76
Список литературы Учение о прилоге как духовная основа образа Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2. Миргород. М.: Художественная литература, 1984. 317 с.
- Добротолюбие: в 5 т. / перевод с греческого святителя Феофана Затворника. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.
- Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. 456 с.
- Нил Сорский, преподобный. Устав и послания / сост., пер., коммент, вступ. ст. Г.М. Прохорова. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 240 с.
- Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1908. 365 с.
- Страсти и борьба с ними. По трудам святителя Феофана Затворника. Выдержки из творений и писем. М.: Даниловский благовестник, 2011. 460 с.
- (а) Ужанков А.Н. «Мысленная брань» в повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина // Русский язык за рубежом. 2017. № 2(261). С. 51–56.
- (b) Ужанков А.Н. Учение о прилоге как духовная основа художественного образа Анны Карениной // Новый филологический вестник. 2017. № 2(41). С. 89–100.
- (с) Ужанков А.Н. Еще раз о «луче света в темном царстве». (О драме А.Н. Островского «Гроза») // Новый филологический вестник. 2017. № 4(43). С. 179–190.
- Ужанков А.Н. Святоотеческое «учение о прилоге» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. 2020. № 2. С. 172–189.
- Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2005. 682 с.