Учение Прокла о надкосмических душах

Автор: Месяц Светлана Владимировна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Согласно Марину из Самарии, Прокл был первооткрывателем многих новых философских учений: психологических, умозрительных и «еще более божественных». В частности, им был открыт особый род душ, созерцающих несколько идей одновременно, который располагался между божественным умом, способным единым охватом мысли постигать сразу все, и душами, поступательно мыслящими одну идею за другой. В статье дается ответ на вопрос, какого рода души были открыты Проклом и почему он считал необходимым ввести их в свою метафизическую систему. В отличие от некоторых предшествующих ученых, утверждавших, что это были души демонов, мы показываем, что Марин мог иметь в виду один из трех классов божественных душ, а именно: надкосмические приобщимые души, располагающиеся между неприобщимой монадой душевного уровня реальности и множеством ее приобщимых внутрикосмических порождений, включая душу мира. В доказательство этого тезиса мы приводим несколько релевантных пассажей из Комментария к « Тимею» Прокла, показывая, что термин «надкосмический» применяется им не только к неприобщимой монаде души, но и к душам т.н. «отрешенных» (ἀπόλυτοι) богов, которые в силу своей связи с вечными нематериальными телами, состоящими из наднебесного света, обладают свойством одновременно и соприкасаться с миром, и превосходить его. В заключении в статье показывается, что хотя учение о надкосмических душах было введено в неоплатонизм Ямвлихом и Феодором Асинским, Прокл был первым, кто обнаружил присутствие этих душ в платоновском Тимее, из-за чего Марин, по-видимому, и решил приписать их открытие именно ему.

Еще

Неоплатонизм, метафизическая система прокла, учение прокла о душе, божественные генады

Короткий адрес: https://sciup.org/147215782

IDR: 147215782   |   DOI: 10.21267/schole.12.2.19

Список литературы Учение Прокла о надкосмических душах

  • Месяц, С. В. (2014) «Открытие Прокла», Платоновские исследования I. Москва, Санкт-Петербург, 256-282.
  • Ahbel-Rappe, S. (2014) "Metaphysics. The origin of becoming and the resolution of ignorance", P. Remes and S. Slaveva-Griffin, eds. The Routledge Handbook of Neoplatonism. New York, 166-181.
  • Baltzly, D., ed. and transl. (2009) Proclus’ Commentary on Plato’s Timaeus. Book 3, Part II: Proclus on the World Soul. Cambridge.
  • Beutler, R. (1957) "Proklos, der Neuplatoniker", RE Bd. 45, 186-247.
  • Brisson, L. (2004) "Kronos the Summit of the Intellective Hebdomad in Proclus' interpretation of the Chaldaean Oracles", G. van Riel and C. Macé, eds. Platonic ideas and concept formation. Leuven, 191-210.
  • Chlup, R. (2012) Proclus. An Introduction. Cambridge. Diehl, E., ed. (1903-1906). Proclus Diadochus. In Platonis Timaeum commentaria. Lipsiae.
  • Dillon, J. (1973) Iamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta. Leiden.
  • Dillon, J. (1996) The Middle Platonists 80 BC to 220 AD. Ithaca, New York.
  • Dillon, J. and Morrow, G. (1987) Proclus’ Commentary on Plato’s Parmenides. Princeton N.J.
  • Dodds, E.R., ed. (1963) Proclus. The Elements of Theology. Oxford.
  • Festugière, A.J. (1966-1968) Proclus. Commentaire sur le Timée. Vol. 1-5. Paris.
  • Gerd, van Riel (2017) "The One, the Henads and the Principles", P. D'Hoine and M. Maertijn, eds. All from One. A Guide to Proclus. Oxford, 73-97.
  • Griffin, M. (2012) "Proclus on Place as the Luminous Vehicle of the Soul", Dionysius 30, 161-186.
  • Lloyd, A.C. (1990) The Anatomy of Neoplatonism. Oxford.
  • Lowry, J.M.P. (1980) The logical principles of Proclus’ Στοιχείωσις Θεολογική as systematic ground of the cosmos. Amsterdam.
  • MacIsaac, D.G. (2011) "The Nous of the Partial Soul in Proclus' Commentary on the First Alcibiades of Plato", Dionysius 29, 29-60.
  • MacIsaac, D.G. (2001) The Soul and Discursive Reason in the Philosophy of Proclus, unpublished PhD. dissertation. University of Notre Dame.
  • MacIsaac, D.G. (2007) "The Origin of Determination in the Neoplatonism of Proclus", M. Treschow, W. Otten and W. Hannam, eds. Divine Creation in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Brill, 141-172.
  • Martijn, M. (2010) Proclus on Nature. Philosophy of Nature and Its Methods in Proclus’ Commentary on Plato’s Timaeus. Leiden-Boston.
  • Martijn, M. and Gerson, L. P. (2017) "Proclus' System", P. D'Hoine and M. Maertijn, eds. All from One. A Guide to Proclus. Oxford.
  • Masullo, R., ed. (1985) Marino di Neapoli. Vita di Proclo. Napoli.
  • Morrow, G.R. and Dillon, J.M. (1987) Proclus’ Commentary on Plato’s Parmenides. Princeton.
  • Opsomer, J. (2006) "Proclus et le statut ontologique de l'âme plotinienne", Études platoniciennes III, 195-207.
  • Rosan, L.J. (1949) The philosophy of Proclus. The final phase of ancient thought. New York.
  • Saffrey, H.D. et Segonds, A.-Ph., eds. (2001) Marinus. Proclus ou sur le bonheur. Paris.
  • Sambursky, S. (1982) The concept of Place in Late Neoplatonism. Jerusalem.
  • Siorvanes, L. (1996) Proclus. Neo-platonic Philosophy and Science. Edinburgh.
  • Sorabji, R. (1988) Matter, Space and Motion. Theories in Antiquity and their sequel. London
  • Wear, S.K. (2011) The Teachings of Syrianus on Plato's Timaeus and Parmenides. Leiden- Boston.
Еще
Статья научная