Ученые-юристы о понятии «экологическая безопасность»
Автор: Бурцев Вадим Игоревич
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 1 (114), 2011 года.
Бесплатный доступ
Экологическая безопасность, обеспечение экологической безопасности, нормы, требования, меры экологической безопасности, угрозы экологической безопасности, экологически безопасные производства
Короткий адрес: https://sciup.org/14749827
IDR: 14749827
Текст статьи Ученые-юристы о понятии «экологическая безопасность»
Существует ряд подходов к определению термина «экологическая безопасность». Одним из ведущих исследователей в этой области является профессор М. М. Бринчук [3; 246–251]. В круг научных интересов М. М. Бринчука входят наиболее актуальные для российского общества и государства проблемы, включая повышение эффективности экологической функции России; создание правовых основ экологически обоснованного устойчивого развития; исследование правовых проблем охраны окружающей среды в чрезвычайных ситуациях. Профессор А. С. Тимошенко определяет экологическую безопасность «как устойчивое состояние глобального характера», которое «представляет собой сложное политико-правовое единство, систему отдельных, но взаимосвязанных элементов» [21; 86]. По мнению профессора Е. А. Нестеренко, «это безопасность жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержание надлежащего природного равновесия между ними» [15; 581]. Профессор А. А. Шишко определяет экологическую безопасность как «комплекс правовых, организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды каждого государства от вредоносного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства» [23; 116–162].
Профессор А. В. Кукушкина характеризует экологическую безопасность как «сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты» [11; 23]. При этом отмечается близость вопросов военной и экологической безопасности, что находит свое отражение в эволюции самого понятия безопасности, которое с начала 1980-х годов все в большей мере отождествляется не столько с национальной военной безопасностью, сколько с множественностью причин, угрожаю- щих ей, и с взаимозависимостью государств [11; 4–5]. Интересна работа М. Н. Копылова, С. М. Копылова, Э. Ю. Кузьменко, посвященная кодификации международного экологического права [10]. Со временем появились специальные научные статьи по международно-правовым аспектам экологической безопасности [20; 84–91], научные труды и статьи, в которых понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» использовались в качестве инструмента или предмета исследования [8; 15, 163], комментарии к экологическим законам, определяющие данные понятия [16].
Понятия экологической обстановки, экологической опасности и ресурсосбережения в настоящее время широко применяются при рассмотрении многих экологических проблем, особенно прикладного характера [24; 25–32, 45–52]. Большое распространение имеют такие понятия, как химическая обстановка, химическая опасность, радиационная обстановка, допустимые уровни шума, электромагнитных излучений и др., относящиеся к частным областям взаимодействия природы с живыми организмами [7; 23]. Суть глобального контроля и управления – в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства биосферой окружающей среды [10; 44]. Сравнительный анализ содержательных представлений международного права и российского законодательства начинается с сопоставления понятий и обобщающих их терминов, которыми определяются круг рассматриваемых проблем и набор способов их решения. Ключевыми здесь становятся термины «окружающая (природная) среда», «экология», «экологическая безопасность» «устойчивое развитие» [14; 642]. Антропогенная деятельность оказывает катастрофическое воздействие на окружающую среду. Это приводит к риску для жизни и здоровья людей и угрозе глобальной и региональной безопасности [2; 39]. Одним из наиболее эффективных способов предотвращения и сведения к минимуму от- рицательных последствий глобальных экологических проблем является использование механизма международно-правового регулирования, которое «осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам» [12; 146].
Под экологией зарубежные и российские ученые понимают прежде всего науку о природном, окружающем нас доме [9; 146]. С мая 2008 года к наименованию Министерства природных ресурсов РФ добавлено слово «экология». Термин «экология» получил отражение в Конституции РФ, в федеральных и региональных законах, принимаемых как в сфере природопользования, охраны окружающей среды, так и в иных отраслях права и законодательства. Производной от «экологии» стала «экологическая безопасность», предложенная нашей страной в период перестройки конца 1980-х годов в качестве самостоятельного направления или раздела международной безопасности [21; 123]. С начала 1990-х годов этот термин прочно занимает свое место в экологическом законодательстве России, предусматривается в п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дается определение понятия «экологическая безопасность». В российском праве до сих пор остаются неясными различия между природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью. Попытки составления и принятия отдельного федерального закона об экологической безопасности заканчиваются безрезультатно ввиду отсутствия самостоятельного предмета и новых способов регулирования [4; 56].
В 1987 году в докладе Международной комиссии (Брундтланд) по окружающей среде и развитию и в международных актах появилось понятие «устойчивое развитие», понимаемое комиссией как удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности [13; 646].
Этот термин, по мнению профессора А. К. Голиченкова [5; 34], в разных странах понимают по-разному: под ним можно рассматривать развитие страны с «неисчерпанием», то есть восстановлением, добычи полезных ископаемых и иных природных ресурсов [6; 56]. Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу государству, поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость в ст. 13 Закона РФ «О безопасности» признать экологическую безопасность важнейшим ее видом наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной.
Широко используемые в законодательстве термины, такие как «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасно- сти», «нормы, требования, меры экологической безопасности», «угрозы экологической безопасности», «экологически безопасные производства», не представляется возможным использовать надлежащим образом в практической деятельности, поскольку у них нет четких правовых определений. Не определено соотношение обеспечения экологической безопасности с такими видами деятельности, как охрана окружающей среды и природопользование. Система норм, регулирующих отношения в области обеспечения экологической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Не решена проблема создания необходимых социальноэкономических, политических и правовых условий для реализации и исполнения действующих нормативно-правовых актов по обеспечению экологической безопасности [5; 22]. С 1997 года в научный оборот в связи с принятием Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 (ныне утратил силу), введено понятие «экологическая сфера». Однако его смысл, по мнению профессора Ю. Н. Платонова, в должной степени не раскрыт [17; 34]. В экологии понятие экологической сферы обычно рассматривается как синоним биосферы. «Биосфера – одна из оболочек (сфер) Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов (животных, растений, микроорганизмов); наружная область Земли, в которой не только существует жизнь, но и сама она в той или иной степени видоизменена или сформирована жизнью» [1; 34]. Понятие экологической сферы в юридическом аспекте в настоящее время в правовых актах высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации отсутствует. Поэтому представляется возможным рассматривать экологическую сферу как географическое пространство, то есть территорию, включающую объекты природоресурсного комплекса (почву, атмосферу, недра, воды, растительный и животный мир и т. д.).
В принятой 12 мая 2009 года Указом Президента РФ № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года речь идет и об экологической деятельности. Ее структуру на основе подходов, предложенных В. П. Серовым, можно рассматривать как операциональное пространство, где осуществляются: 1) техногенная (потенциально опасная для природных объектов и населения) деятельность, загрязняющая, разрушающая либо истощающая окружающую среду; 2) природоохранная деятельность – комплекс мер по предупреждению загрязнения, разрушения и истощения, а также по восстановлению ранее нарушенных свойств природных объектов до уровня определенных стандартов их качества; 3) деятельность по пре- дупреждению (нейтрализации) угроз здоровью нынешних и будущих поколений со стороны загрязненных природных объектов на определенной территории, а также по обеспечению рационального природопользования с учетом недопущения разрушения либо истощения природных объектов [19; 47–49].
Для рассмотрения правового статуса различных видов экологического пространства уместно воспользоваться соответствующими подходами и понятиями международного права в отношении территории. Например, профессор И. И. Лукашук отмечает, что под территорией понимается пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства [13; 405–409]. Исходя из вышеизложенного, как справедливо отмечает Ю. Н. Платонов, следует считать, что глобальное экологическое пространство образуется из трех сфер: 1) национальное экологическое пространство; 2) пограничное экологическое пространство, где природные ресурсы находятся в совместном поль- зовании; 3) общемировое экологическое пространство, где природные ресурсы могут использоваться всеми субъектами международного права. Такое понимание территории является традиционным для договорной практики [17; 38].
Деятельность различных специальных ведомств России по защите национальных экологических интересов должна основываться на следующих правовых механизмах международной экологической безопасности. Во-первых, использование средств международно-правового регулирования защиты окружающей среды [18]. Во-вторых, разработка и реализация субъектами международного права природоохранных норм, стандартов и требований. В-третьих, установление ответственности субъектов международного права за экологические правонарушения. В-четвертых, разрешение международных экологических споров. В-пятых, контроль за соблюдением субъектами международных отношений взятых обязательств в природоохранительной сфере и др. [17; 42].
29 декабря. № 5076 (252).
Список литературы Ученые-юристы о понятии «экологическая безопасность»
- Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Геополитические вопросы безопасности: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2008. С. 49-56.
- Боклан Д. С. Глобальная и региональная экологическая безопасность (международно-правовой аспект)//Государство и право. 2009. № 8. С. 39-47.
- Бринчук М. М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990. 421 с.
- Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность?//Государство и право. 1994. № 8-9. С. 56-63.
- Вербицкий В. В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1999. 24 c.
- Голиченков А. К. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 428 с.
- Грешневиков А. Н., Протасов В. Ф. Проблемы экологической безопасности России//Право и безопасность. 2005. № 3 (16). С. 23-37.
- Дзейтов С. А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 1994.
- Дуглас У. О. Трехсотлетняя война: Хроника экологического бедствия. М., 1975. 167 с.
- Копылов М. Н., Копылов С. М., Кузьменко Э. Ю. Прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права. М.: Экон-информ, 2007.
- Кукушкина А. В. Взаимосвязь проблем экологической безопасности и разоружения (международно-правовой аспект): Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 1993. 26 с.
- Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2003. 289 с.
- Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: Учебник. 3-е изд. М., 2009. 529 с.
- Международное право и национальное законодательство. М.: Эксмо, 2009. 702 с.
- Нестеренко Е. А. Принципы международного права окружающей среды//Международное право/Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 1998. 774 с.
- Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России/Под ред. В. В. Петрова, В. П. Варфоломеева. М.: Республика, 1993.
- Платонов Ю. Н. Экологическая сфера и ее международно-правовой статус//Журнал российского права. 2010. № 3. С. 34-45.
- Поздеева А. Экология под надежным контролем//Российская газета. Спецвыпуск «Химразоружение». 2009. 29 декабря. № 5076 (252).
- Серов Г. П. Экологический аудит: Учеб.-практ. пособие. М., 1999. 286 с.
- Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М.: Наука, 1986. 190 с.
- Тимошенко А. С. Глобальная экологическая безопасность -международно-правовой аспект//Советское государство и право. 1989. № 1. С. 84-92.
- Тимошенко А. С. Международный контрольный механизм в системе экологической безопасности//Советское государство и право. 1992. № 12. С. 93-99.
- Шишко А. А. Взаимосвязь международного права и внутреннего права в области охраны окружающей среды//Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. Киев, 1992. С. 116-162.
- Экологическая безопасность: Материалы Всеросс. конф. по экологической безопасности (Москва, 4-5 июня 2002 года)/Под ред. В. В. Куценко и А. В. Яблокова. М., 2002.187 с.