Учет возраста виновного лица при назначении наказания
Автор: Мингалимова Марьям Фердинандовна
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Уголовный процесс, ОРД и криминалистика
Статья в выпуске: 3 (37), 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение: статья посвящена изучению пожилого возраста субъекта преступления и степени его влияния на наказание. Материалы и методы: в ходе работы над статьей применялись аналитический, формально-логический, сравнительно-правовой методы, метод обобщения судебной практики. Результаты исследования: изучение судебной практики дает основания утверждать, что возраст лиц старшей возрастной группы, как правило, признается обстоятельством, смягчающим наказание. При этом суды именуют подобный возраст предпенсионным, пенсионным, преклонным, зрелым, пожилым и престарелым. Подобная ситуация сложилась ввиду того, что возрастные пределы для указанной группы граждан отечественное уголовное законодательство не устанавливает. Обсуждение и заключения: с учетом изложенного и в целях дальнейшего совершенствования регламентации в Уголовном кодексе РФ обстоятельств, смягчающих наказание, автор считает необходимым дополнить перечень ч.1 ст. 61 Уголовного кодекса РФ новым обстоятельством «совершение преступления пожилым лицом».
Возраст виновного, старшая возрастная группа, смягчающие обстоятельства, назначение наказания, полномочия суда
Короткий адрес: https://sciup.org/142223023
IDR: 142223023 | DOI: 10.24420/KUI.2019.67.10.001
Текст научной статьи Учет возраста виновного лица при назначении наказания
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), число пожилого населения в странах мира стремительно увеличивается. Так, к 2050 году прирост доли населения мира в возрасте старше 60 лет может возрасти до двух раз и составит 2 миллиарда человек, а в Российской Федерации доля пожилого населения увеличится до 30%1. Безусловно, это в основном связано с увеличением продолжительности жизни людей. Сложившаяся ситуация способствует тому, что в последние годы мировое сообщество активно принимает меры по продвижению прав граждан пожилого возраста. На это обращено внимание и во Всемирном докладе о старении и здоровье генерального директора ВОЗ Маргарет Чен2. В современном мире даже существует феномен эйджизма, под которым понимают дискриминацию в отношении людей по возрастному признаку3.
В Российской Федерации на уровне законодательства также принимаются определенные меры по поддержке лиц старшего возраста. В связи с этим в рамках отечественного уголовного права возникает вопрос о возможности учета возраста граждан, относящихся к старшей возрастной группе, при назначении им наказания.
С учетом возрастающего количества стареющего населения наблюдается и увеличение числа лиц старшей возрастной группы, совершивших преступления. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 2015 год среди осужденных число мужчин в возрасте 65 лет и старше достигло отметки в 8 715 чел. (1,18%), женщин в возрасте 55 лет и старше – 5 356 чел. (0,73%); в 2016 году – 11 043 чел. (1,48%) и 6 282 чел.(0,84%); в 2017 году – 11 055 чел. (1,5%) и 6 424 чел. (0,92%); в 2018 году – 11 369 чел. (1,7%) и 6 112 чел. (0,92%)4.
Вопросам возраста виновных лиц посвящена статья 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). По общему правилу лицо может быть привлечено к уголовной ответственности с 16 лет. Но, как и во всех правилах, в данной статье имеется исключение. За совершение отдельных преступлений воз- растная планка для виновных лиц снижается до 14 лет. Согласно части 1 статьи 87 УК РФ к несовершеннолетним относятся лица, которым на момент совершения уголовно-наказуемого деяния исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Несовершеннолетний возраст виновного входит в перечень обязательных смягчающих обстоятельств (п. «б» ч.1 ст. 61 УК РФ), который суд обязан учесть при назначении наказания по уголовному делу.
При этом, если при трактовке несовершеннолетия в уголовном законодательстве у правоприменителей, как правило, сложностей не возникает, то как относиться к совершению преступления лицом, относящимся к старшей возрастной группе, не ясно.
Обзор литературы
В специальной литературе проблемы дифференциации возраста пожилых людей рассматривались в трудах Б.Г. Ананьева, внесшего большой вклад в изучение возрастной психологии; Ю.М. Антоняна, разработавшего концепцию причин преступного поведения лиц с психическими аномалиями и способов их предупреждения в местах лишения свободы; Л.И. Анцыферовой, исследовавшей вопросы психологии мышления и психологии личности; А.А. Байбарина, являющегося автором концепции дифференциации возраста в уголовном праве; О.В. Барсуковой, рассмотревшей старческую преступность с точки зрения психологии; Т.И. Безденежных, обобщившей литературные данные о психологических изменениях лиц среднего и пенсионного возраста; Т. Волковой, изучившей криминологические аспекты «старческой» преступности и преступлений, совершенных в отношении лиц пожилого возраста; П.Я. Гальперина, выступившего основоположником теории поэтапного формирования умственных действий и др.
Результаты исследования
Из анализа материалов судебной практики следует, что суды именуют подобный возраст пред-пенсионным5, пенсионным6, пожилым7, зрелым8, преклонным9 и престарелым10. Встречаются случаи, когда возраст виновного признается смягча- ющим обстоятельством даже без привязки к какому-либо временному этапу жизни человека1.
Обращаясь к уголовному законодательству зарубежных стран, следует отметить, что совершение преступления лицами старшей возрастной группы встречается в перечнях смягчающих обстоятельств. Например, в Уголовном кодексе Республики Беларусь совершение преступления престарелым лицом относится к обстоятельствам, смягчающим ответственность (п. 11 ч. 1 ст. 63), а совершение преступления в отношении престарелого лица признается обстоятельством, отягчающим ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 64)2.
Согласно нормам отечественного уголовного законодательства достижение виновным лицом определенного возраста безусловным основанием для смягчения наказания не является. Но совершение преступления виновным лицом, находящимся в старшей возрастной группе (более 60 лет), довольно часто признается судами обстоятельством, смягчающим наказание. И это несмотря на то, что оно отсутствует в перечне ч.1 ст. 61 УК РФ.
Возникает вопрос: каким критериям должен отвечать возраст, для того чтобы его можно было именовать предпенсионным, пенсионным, преклонным, зрелым, пожилым или престарелым?
В широком смысле под возрастом необходимо понимать время, прожитое человеком с момента его рождения. Предпенсионный и пенсионный возраст, очевидно, зависят от выхода гражданина на пенсию. Различие заключается лишь в том, что предпенсионный возраст – это отрезок времени, предшествующий наступлению пенсии в течение пяти лет3, а пенсионный возраст – это возраст, с которого гражданам РФ назначается страховая пенсия по старости. С учетом последних изменений, внесенных в отечественное законодательство, пенсионный возраст женщин и мужчин с октября 2018 года пропорционально увеличился на пять лет. Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст выхода на пенсию для женщин в настоящее время составляет 60 лет, мужчин – 65 лет4.
Возрастные пределы для пожилого, зрелого, преклонного и престарелого возраста отечественное уголовное законодательство не устанавливает. Бесспорным является лишь утверждение, что речь идет о второй половине жизни человека.
Обратимся к классификации возрастов, принятой ВОЗ5. Так, граждане по возрастному критерию разделяются на пять групп: с 18 до 45 лет – молодой возраст; с 45 до 59 лет – средний возраст; с 60 до 75 лет – пожилой возраст; с 75 до 90 лет – старческий возраст; с 90 лет – долголетие.
Толковый словарь отождествляет лиц преклонного, пожилого, зрелого, престарелого возраста и пенсионеров между собой и определяет данные понятия как синонимы6. Пожилой возраст означает достижение лицом той возрастной отметки, с которой появляются первые признаки старости. Под лицами преклонного (зрелого) возраста следует понимать тех, кто «перешагнул через зрелые года»7. Престарелый возраст – это достижение человеком глубокой старости8.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» судам разъясняется, что наличие на иждивении у виновного лица граждан престарелого возраста может быть признано в силу ч. 2 ст. 61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание. В данном случае понятие престарелого возраста употребляется в отношении родственников виновного, под которыми следует понимать лиц, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и не способных к самообслуживанию.
В статьях 57 и 59 УК РФ законодатель устанавливает возрастной порог (65 лет) для мужчин при назначении следующих видов наказаний: пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Другими словами, достижение мужчинами шестидесятипятилетнего возраста препятствует назначению данных видов наказаний.
В статье 125 УК РФ понятие старости применяется законодателем в отношении граждан, которых виновные лица умышленно оставили в опасности.
В этом случае престарелых граждан законодатель отождествляет с лицами, в том числе с малолетними, которые не способны ввиду своей зависимости и беспомощности принять меры по самосохранению.
С учетом изложенного, в целях формирования единого подхода в правоприменительной деятельности лиц старшей группы возрастные характеристики следует обозначить единым термином. По нашему мнению, наиболее общим для определения возраста анализируемой группы лиц будет выступать наименование пожилого возраста, нежели преклонного или престарелого. Согласно докладу генерального директора ВОЗ, пожилой человек – это человек, возраст которого превысил среднюю ожидаемую продолжительность жизни при рожде-нии1. Отметку, с которой возраст следует считать пожилым, для женщин необходимо установить с 60 лет, для мужчин – 65 лет. Подобный подход, в том числе, будет соответствовать классификации, принятой ВОЗ. Престарелый и преклонный возраст в значительной степени связаны с лицами, которые, как правило, не могут обеспечивать свою жизнедеятельность без помощи третьих лиц.
Достижение пожилого возраста, наряду с иными обстоятельствами, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве основания для смягчения наказания. В первую очередь, пожилой возраст связывается со снижением функциональной способности человека вести активный образ жизни, в том числе ввиду риска появления и развития различных заболеваний. Пожилой возраст характеризуется необратимыми изменениями, происходящими в организме человека, именуемыми процессом старения (ослабление зрения, ухудшение слуха и др.). Как правило, пожилой возраст отождествляется со снижением жизнеспособности человека. Поэтому, в сравнении с представителями средней возрастной группы, граждане старшего поколения уступают им по физиологическому состоянию здоровья, что не может не отражаться на характере совершенных ими действий и деяний, а значит, они являются менее общественно опасными.
В судебной практике встречаются случаи, когда лица пожилого возраста совершают особо тяжкие преступления. Так, 21 апреля 2016 года Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан вынесен приговор в отношении 86-летнего С., которому назначено наказание по ч.1 ст. 105 УК РФ в виде лишения свободы на срок 6 лет 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Судом установлено, что в декабре 2015 года осужденный совершил убийство врача на крыльце одной из городских поликлиник в г. Набережные Челны. Как позже выяснилось, мотивом совершения преступления явилась месть за отказ врача оказать С. медицинскую помощь, поскольку последний не снял тюбетейку в его кабинете. Инцидент произошел в 2008 году, а убийство С. совершил только спустя семь лет. Орудие преступления С. изготовил самостоятельно из трости и приспособил его к производству выстрелов. В результате полученного сквозного ранения грудной клетки с повреждением внутренних органов врач скончался. После содеянного С. от правоохранительных органов не скрывался, а прибывшим на место сотрудникам полиции рассказал о произошедшем. Обстоятельствами, смягчающими С. наказание, наряду с иными обстоятельствами, суд признал возраст виновного, ряд заболеваний, наличие многочисленных грамот, медалей, в том числе полученных в честь Победы в Великой Отечественной войне, а также то, что он является тружеником тыла и ветераном труда2.
Обстоятельства данного уголовного дела вызвали повышенный общественный резонанс. С одной стороны – 50-летний врач, не проявивший должного уважения к пациенту и его вероисповеданию. С другой стороны – глубоко пожилой человек, спланировавший задолго свое преступление и лишивший жизни невинного человека. Необходимо отметить, что назначение наказания за совершение убийства С. в минимальных пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 105 УК РФ, бесспорно, обусловлено совершением преступления в 85-летнем возрасте. При этом необходимо учесть, что С. свою вину признал частично.
Обратимся к другому уголовному делу, рассмотренному Пермским районным судом Пермского края 19 сентября 2018 года в отношении 64-летнего Т., который был осужден за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию культур (растений мака) на своем дачном участке по п. «в» ч. 2 ст. 231 УК РФ к лишению свободы условно на срок 1 год с испытательным сроком в 1 год. Из показаний Т. следовало, что мак вырос на грядках самостоятельно и осужденный в силу пожилого возраста и наличия ряда хронических заболеваний не предпринимал мер по его прополке и уничтожению. Назначение наказания, не связанного с изоляцией от общества, в минимальных пределах за совершение тяжкого преступления (при максимальном наказании, предусмотренном санкцией п. «в» ч.2 ст. 231 УК РФ в 8 лет лишения свободы) было обусловлено отсутствием у Т. судимостей и пенсионным возрастом1. А если бы виновному было 80-90 лет и он по своему состоянию здоровья, действительно, не мог уничтожить мак? В такой ситуации закономерна постановка вопроса об отсутствии состава преступления в его действиях.
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют от степени влияния пожилого возраста виновных лиц на меру наказания – в сторону его смягчения, даже при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Обсуждение и заключения
В заключение отметим, что в целях дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, а также в целях дальнейшего совершенствования регламентации в УК РФ обстоятельств, смягчающих наказание, на наш взгляд, следовало бы принять во внимание законодательный опыт их регулирования в некоторых зарубежных государствах и дополнить существующий в части 1 статьи 61 УК РФ перечень смягчающих обстоятельств пунктом «л» в следующей редакции: «совершение преступления пожилым лицом». Кроме того, в примечании к статье 61 УК РФ следовало бы разъяснить порядок отнесения граждан к данной категории, с указанием 60-летнего возраста для женщин и 65-летнего – для мужчин.
Список литературы Учет возраста виновного лица при назначении наказания
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.230 с.
- Антонян Ю.М. Преступность пожилых людей // Советское государство и право. 1991. №11. С.67-73.
- Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6. С.60-71.
- Байбарин А.А. Уголовно-правовая дифференциация возраста: монография. М.: Высшая школа, 2009. 252 с.
- Барсукова O.B. Старческая преступность и преступления против лиц пожилого возраста: криминологические и уголовно-правовые проблемы: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08. Владивосток, 2003. 203 с.
- Безденежных Т. Морально-этический аспект процесса старения населения // Пожилые люди в нашей стране. М., 1977. С.41-44.
- Волкова Т. Преступность пожилых людей // Законность. 2005. № 6. С.35-38.
- Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. 118 с.