Удивление как путь открытия художественного смысла: амбивалентность живого и мертвого в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Портрет»
Автор: Акснова Анастасия Александровна
Журнал: Известия Волгоградского государственного педагогического университета @izvestia-vspu
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 7 (190), 2024 года.
Бесплатный доступ
Удивление в произведении М.Ю. Лермонтова «Портрет» рассматривается 1) как реакция лирического героя-художника на собственное творение; 2) как суггестивная стратегия; 3) как реакция читателя на ряд парадоксальных характеристик. Основой реализации удивления служит амбивалентность живого и мертвого. Напряжение между этими смысловыми полюсами раскрывается на нескольких уровнях: портрет и его зрители, искусство и жизнь, духовный опыт и телесная оболочка. Романтическое двоемирие и романтическая ирония порождают ряд интертексуальных отсылок к творчеству Дж.-Г. Байрона, Ф.-Р. Шатобриана, О. Уайльда.
Удивление, портрет, романтизм, художник
Короткий адрес: https://sciup.org/148329359
IDR: 148329359
Список литературы Удивление как путь открытия художественного смысла: амбивалентность живого и мертвого в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Портрет»
- Аристотель. Метафизика. М.; Л., 1934.
- Байрон Дж. Г. Избранное. М.; Л., 1951.
- Баль В.Ю. Мотив «живого портрета» в повести Н.В. Гоголя «Портрет»: текст и контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. №323. С. 13–15.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Статьи и рецензии. Л., 1941. С. 132–205.
- Гафурова А.З. Экфрасис в русской литературе // Вопросы науки и образования. 2021. №29(154). С. 14–16.
- Дмитриевская Л.Н. Мотив мистического портрета в русской литературе XIX – начала XX веков // Филоlogos. 2012. №13(2). С. 39–48.
- К осяков Г.В. Поэтика портрета в поздней лирике М.Ю. Лермонтова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16. №2. С. 8–17.
- Косяков Г.В. Поэтика портрета в ранней лирике М.Ю. Лермонтова (1828–1836 гг.) // Современная наука: проблемы и перспективы развития: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Часть 1. Омск, 2022. С. 3–9.
- Лермонтов М.Ю. Портрет («Взгляни на этот лик; искусством он...») // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 6 т. Т. 1. М.; Л., 1954. С. 240.
- Лисовицкая Л.Е. Лермонтов, «портрет»: плоть без души мертва… [Электронный ресурс] // Интерпретации, искусство читателя, статьи 24.11.2019. URL: https://lisovitskaya.com/2019/11/24/lermontov-portret-plot-bez-dushi-mertva/ (дата обращения: 23.06.2024).
- Пошта А. Мотив незаконченного портрета у Лермонтова и у его современников // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: Сборник материалов V Международной молодежной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2019. С. 159–164.
- Тюпа В.И. Глава 2. Моносубъектность лирического мира // Субъектная структура лирики: коллективная монография. М., 2024. С. 13–18.
- Уайльд О. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. М., 2003.
- Фуксон Л.Ю. История герменевтики. М., 2023.
- Шатобриан Ф.–Р. Рене, или Следствия страстей. Французские повести и рассказы XIX века. М., 1989.