Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в уголовном законодательстве зарубежных стран
Автор: Марченко И.О.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Исследования магистрантов
Статья в выпуске: 1, 2015 года.
Бесплатный доступ
Институт ограниченной (ограниченной) ответственности в международном уголовном законодательстве регулируется по-разному. В большинстве стран, когда человек, страдающий психическим расстройством, включая здравомыслие (ограниченное здравомыслие), совершившее общественно опасный акт, рассматриваемый законодателем как преступление, наряду с наказанием, назначенным на принудительные медицинские меры. Опыт иностранного уголовного законодательства и судебно-психиатрической практики был учтен российскими учеными при разработке ст. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, включая здравомыслие».
Короткий адрес: https://sciup.org/14319870
IDR: 14319870
Текст научной статьи Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в уголовном законодательстве зарубежных стран
Впервые норма об уменьшенной вменяемости была введена в Германии в Саксонском уложении 1855 г. данная норма была закреплена как смягчающее обстоятельство при определении уголовной ответственности психически аномальных преступников. При этом законодатель лишь закрепил термин «уменьшенная вменяемость», не давая его определения [1, c. 47].
Сегодня институт уменьшенной (ограниченной) вменяемости предусмот- рен в уголовном законодательстве многих зарубежных стран, в большинстве из которых она является обстоятельством, смягчающим наказание.
Так, в соответствии со ст. 122-1 УК Франции [2, c. 77] лицо, находившееся в момент совершения преступления в состоянии психического или нервнопсихического расстройства, снизившем его способность осознавать, а также контролировать свои действия, не освобож- дается от уголовной ответственности, но это обстоятельство учитывается судом при назначении ему наказания.
Согласно УК Австрии [3, c. 117], лицо, имеющее психические отклонения, не освобождается от уголовной ответственности, а несёт наказание как вменяемое лицо, совершившее преступление. Однако наличие аномалий даёт возможность суду смягчить наказание.
В ст. 11 УК Швейцарии [4, c. 185] говорится: «Если вследствие расстройства душевной деятельности, а также сознания или недостаточного умственного развития лицо в момент совершения преступления не обладало полной способностью оценивать противоправность своего поведения и руководствоваться данной оценкой, суд по своему усмотрению данному лицу смягчает уголовное наказание».
Законодательная регламентация данного института в разных странах имеет свои особенности. Например, в уголовном праве ФРГ и Швейцарии используется «двухколейная» система уголовноправового воздействия: наказания и мер безопасности. Меры безопасности к психически больным в этих странах выделены в отдельную главу Уголовного кодекса: в Швейцарии под названием «Меры безопасности», а в ФРГ – «Меры исправления и безопасности».
Перечень мер исправления и безопасности определён в §61 УК ФРГ [5, c. 102] и является исчерпывающим. Ими являются: помещение в психиатрическую больницу; помещение в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов; превентивное включение; установление надзора; лишение водительских прав; запрещение заниматься определённой профессиональной деятельностью.
Статья 12 УК Швейцарии устанавливает, что предписания уголовного закона о невменяемости и уменьшенной вменяемости не применяются к лицам, которые сами приводят себя в состояние тяжкого расстройства или помутнения сознания с намерением совершить в таком состоянии преступное деяние (например, употребляя алкоголь или наркотические средства).
Кроме того, в УК Швейцарии имеется норма о так называемом сомнительном душевном состоянии обвиняемого (ст. 13), которая носит, скорее, процессуальный, чем материальный характер и определяет случаи назначения экспертизы [6, c. 141].
В ст. 43 УК Швейцарии установлено, что суд может вынести предписание о помещении душевнобольного, совершившего деяние, за которое возложено наказание каторжной тюрьмой или тюремным заключением, в лечебное учреждение или приют, если указанному больному требуются врачебное наблюдение или особый уход. Целью данной меры является также предотвращение или уменьшение опасности совершения новых противоправных деяний.
И в ФРГ, и в Швейцарии режим мер безопасности, применяемый к психически больному, определяется степенью его опасности. Так, в Швейцарии, если психически больной не представляет угрозу для общества, может направляться судьей на амбулаторное лечение. В ФРГ же суд, назначая помещение в психиатрическую больницу, может одновременно постановить об условной отсрочке этих мер в случае особых обстоятельств, дающих основания полагать, что цель этой меры может быть достигнута и без её осуществления, но тогда за таким лицом обязательно устанавливается надзор [7, c. 27]. Вместе с тем в УК Швейцарии предусмотрено: если психически больной общественно опасен или же амбулаторное лечение в отношении него не достигает своей цели и будет представлять опасность для общества, то судья должен вынести распоряжение о применении к нему интернирования в специальное лечебное учреждение или решение о помещении в приют.
По УК Испании [8, c. 218], применение мер безопасности может быть основано только на установлении «криминальной опасности» лица, то есть если лицо совершило деяние, расцениваемое законом как преступление (ст. 6). Особенностью системы учреждений, применяющих меры воздействия к психически больным, в Испании является их специа-лизированность не только на лечении больных с определённым психическим заболеванием (ст. 101 УК), но и подразделение их с учётом проводимых в них образовательных и воспитательных программ для несовершеннолетних больных, страдающих слабоумием. Продолжительность применения меры безопасности в виде помещения в соответствующее учреждение зависит от срока наказания, предусмотренного за данное преступление.
По УК Голландии [9, c. 142] (ст. 37), «если обвиняемый не может отвечать за совершённое им преступление по причине психического заболевания, то суд может не назначить наказание, а вынести постановление о помещении обвиняемого на лечение сроком до одного года, когда такой обвиняемый представляет угрозу для себя, других, общества или собственности в целом». Если суд считает, что обвиняемый, несмотря на его психическое заболевание, подлежит ответственности, он может назначить наказание в сочетании с указанной мерой. Кроме того, судья может направить обвиняемого, который во время совершения правонарушения отставал в умственном развитии или страдал душевной болезнью, на принудительное лечение, если эти действия в соответствии с законом могли повлечь наказание в виде тюремного заключения на срок четыре и более года или относились к серьёзным преступлениям, предусмотренным ст. 37-а УК Голландии. Стационарное лечение (ст. 37-а – 38-i) может назначаться за преступления, за которые предусмотрено тюремное заключение сроком не менее 4 лет, если лечение необходимо для защиты других, общества и собственности в целом. Срок лечения составляет 2 года, но он может продлеваться ещё на 1 – 2 года. Для некоторых преступлений, связанных с насилием, возможно дальнейшее продление срока лечения. Максимальный срок пребывания на принудительном лечении не должен превышать четырёх лет, кроме случаев, когда такое лечение назначено за преступление против жизни и здоровья человека [10, c. 184].
В уголовном законодательстве некоторых скандинавских стран меры, применяемые к психически больным лицам, обладают некоторыми специфическими чертами. Так, в УК Дании [11, c. 230], кроме помещения в больницу для психически больных или в учреждение для лиц с тяжелыми психическими отклонениями, предусмотрены учреждения для получения необходимого ухода и заботы (§ 68).
В УК Дании также предусмотрена норма, согласно которой, если способность лица сознавать свои действия и руководить ими является естественно уменьшенной, то наказание может быть смягчено, и (или) лицо помещается в особую тюрьму для осуждённых, страдающих расстройством личности.
УК Швеции [12, c. 98] устанавливает, что к лицам, совершившим преступления под влиянием душевной болезни, умственной отсталости или другого ненормального психического состояния, применяются меры судебного реагирования. Помещение в психиатрическое учреждение возможно только в том случае, если санкция за совершённое деяние не может быть ограничена штрафом. Причём учитываются не только психическое состояние лица, но и личные обстоятельства. В число этих мер входит, как правило, отдача под ответственный надзор в порядке опеки над душевнобольными лицами, которые направляются для амбулаторного психиатрического лечения.
По УК Франции (ст. 122-1), состояние уменьшенной вменяемости не исключает преступности деяния, а также уголовной ответственности и позволяет применить к лицу, признанному ограниченно вменяемым, меры медицинского характера. Эти лица должны будут содержаться в специализированном учреждении, режим которого совмещает режим тюремного заклю- чения и проведение медикопсихиатрических мероприятий.
В странах Азии также предусмотрены уголовно-правовые меры в отношении общественно опасных психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние. Так, в УК Китайской Народной Республики [13, c. 127] отсутствуют принудительные меры к психически больным, совершившим общественно опасное деяние, а установлена только обязанность членов семьи и опекунов усилить контроль за такими лицами и обеспечить их лечение.
УК Японии [14, c. 36] не предусматривает каких-либо уголовно-правовых принудительных мер к этой категории лиц. Однако на основании Закона о психиатрической гигиене и благосостоянии психически ущербных лиц (1950 г.), психически ущербные лица при наличии опасности того, что они нанесут себе повреждения или ущерб другим людям, административными властями Японии могут быть помешены в определённые психиатрические лечебные учреждения, даже без их согласия и причастных к ним лиц [15, c. 503].
Таким образом, институт уменьшенной (ограниченной) вменяемости в зарубежном уголовном законодательстве регламентирован по-разному. В большинстве стран к лицу, страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ограниченно вменяемому), совершившему общественно опасное деяние, расцениваемое законодателем в качестве преступления, наряду с наказанием назначаются принудительные меры меди- цинского характера. Опыт зарубежного уголовного законодательства и судебнопсихиатрическая практика были учтены российскими учёными при конструировании ст. 22 УК РФ «Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости».
Список литературы Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в уголовном законодательстве зарубежных стран
- Антонова Е. Ю. Субъект уголовной ответственности: монография. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001.
- Уголовный кодекс Франции/под науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой; пер. с фр. и предисл. Н. Е. Крыловой. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
- Уголовный кодекс Австрии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
- Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2012.
- Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009.
- Попкова Е. А. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты: дис.. канд. юрид. наук. Красноярск, 2005.
- Уголовный кодекс Швейцарии. М.: Зерцало, 2000.
- Уголовный кодекс Испании/под ред. и с предисл. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова; пер. В. П. Зырянова, Л. Г. Шнайдер. М.: Зерцало, 1998.
- Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
- Теунаев А. Ю. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости: дис.. канд. юрид. наук. Кисловодск, 2003.
- Уголовный кодекс Дании. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
- Уголовный кодекс Швеции. М.: Юрид. центр Пресс, 2001.
- Уголовный кодекс Китайской Народной Республики/под ред. А. И. Коробеева; пер. с кит. Д. В. Вичикова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.
- Уголовный кодекс Японии/под ред. А. И. Коробеева. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.
- Уголовное право зарубежных стран. Общая часть/под ред. П. Д. Козочкина. М.: Ин-т международного права и экономики им. Л. С. Грибоедова, 2001.