Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения): проблемы теории и практики

Автор: Сабитова А.Р., Шафикова Л.Ф.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 1-2 (32), 2017 года.

Бесплатный доступ

В данной статье на основании изученной нормативно-правового законодательства и судебно-следственной практики сформулированы предложения о совершенствовании положений статьи 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Усыновление, субъект преступления, мотив преступления, ювенальная юстиция, дела публичного и частно-публичного обвинения, удочерение, норма, российское законодательство, уголовный кодекс российской федерации, судебная практика, разглашение тайны усыновления (удочерения)

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140122095

IDR: 140122095

Текст научной статьи Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения): проблемы теории и практики

Актуальность данной темы в последние годы возрос. Это связано с тем, что в Российской Федерации получает все более широкое распространение институт усыновления (удочерения) детей, которые остались без попечения родителей.

Целью статья является. Для достижение поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • 1)    изучить  нормативно-правовое  законодательство, связанное  с

усыновлением (удочерением);

  • 2)    изучить  судебно-следственную  практику, которая связана  с

вопросами усыновления (удочерения);

  • 3)    указать на наличие или отсутствие пробелов в положениях статьи 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения);

  • 4)    сформулировать предложения о совершенствовании положений статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Судебная практика показывает, что и здесь не обходится без нарушений. Поступают такие сообщения, как о применении насилия в приемных семьях и даже об убийствах приемных детей, в число которых входят и те, кто был усыновлен иностранными гражданами. Все это требует постоянной работы над совершенствованием норм российского законодательства, которое имеет отношение к вопросам усыновления (удочерения). Огромное значение в этом имеет и уголовное законодательство, в том числе предусмотренные в нем меры уголовноправового характера. Так, особый интерес представляет статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения) [1].

Институт тайны – один из важнейших институтов, который определяет соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного начала права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, а также степень информационной защищенности в Российской Федерации [2]. При изучении судебноследственной практики по ранее названной статье Уголовного кодекса

  • [1]    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)

  • [2]    Смолькова И.В. Тайна и уголовно-процессуальный закон. - М.: Луч. 1997. - 124 с.

Российской Федерации было установлено, что такие дела возбуждаются довольно редко, причем следует отметить, что не все из возбужденных дел доходят до суда. Предпосылкой подобного положения, как мы полагаем, является несовершенство законодательной конструкции данного состава преступления. По этой причине в этой связи необходимо обратить особое внимание законодателей и практиков на следующие обстоятельства.

Из диспозиции статьи 155 Уголовного кодекса Российской Федерации очевидно то, что субъектами этого правонарушения могут быть как лица, которые обязаны хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, так и другие лица, которым эти сведения стали известны. То есть здесь одновременно идет речь как о специальном, так и общем субъекте. Следует отметить то, что данный подход законодателя нельзя признать обоснованным.

Несомненно, то, что личности, которые обязаны сохранить секрет об усыновлении (удочерении) как служебную или профессиональную тайну (в таком случае имеется в виду специальные субъекты), не могут нести одинаковую ответственность с лицами, которые случайно получили эти данные. Ведь одно дело, когда секрет об усыновлении ребенка разглашает главный врач или иное ответственное лицо роддома, медицинского или же другого государственного учреждения, и другое дело, когда этот факт разглашает соседка. Рассмотрев первый вариант можно прийти к выводу о том, действия личности имеют большую общественную опасность, чем действия иных лиц. По этой причине оглашение тайны усыновления (удочерения) лицом, которое должно сохранить обстоятельства усыновления как служебную или профессиональную тайну, необходимо предусмотреть как квалифицированный состав преступления, и в соответствии с этим назначить более строгое наказание.

С целью усиления эффекта воздействия закона на специальные субъекты, необходимо в определенных законодательных актах предусматривать правило о том, что сотрудники органов, которые занимаются вопросами усыновления (удочерения), а кроме того и медицинских учреждений, обязаны предоставлять подписку о неразглашении ими подобных сведений. При этом в содержании данной подписки должно содержаться также и разъяснение об уголовной ответственности по статье 155 Уголовного кодекса РФ [3]. Безусловно, предоставление такого рода подписки способна оказать значительное превентивное воздействие. Однако на сегодняшний день данного требования ни семейное, ни уголовное, ни какое-либо иное законодательство не содержат. Подобное требование следует ввести и в законодательство о государственной, муниципальной службе, в особенности, в отношении работников органов опеки и попечительства.

Помимо этого, в качестве субъекта рассматривающего преступления могут выступать лица, которые были иным образом осведомленные об имевшем место усыновлении и разгласили тайну усыновления ребенка из корыстных или каких-либо других низменных побуждений4. Впрочем, вызывает озадаченность точка зрения законодателя, который в качестве неотъемлемых видов мотива в диспозиции статьи 155 Уголовного кодекса Российской Федерации указывает на совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений. Подобным способом, принято то, что более справедливым и правильным было бы в целом устранить из диспозиции данной статьи указание об определенных мотивах. В целях интереса ребенка и его приемных родителей значения не имеет, то какие мотивы преследовали виновные лица, которые разгласили тайну усыновления (удочерения). Уголовная ответственность за данное деяние должна наступать при наличии любого мотива. Кроме того, было бы целесообразным отметить в отдельный квалифицированный состав совершение этого преступления из корыстных побуждений. В таком случае имеется ввиду то, когда виновное лицо, используя наличие у него информации о факте усыновления (удочерения), шантажирует приемных родителей или другим путем пытается заработать на данной информации. При этом он способен, не разглашая тайну усыновления (удочерения), просто использовать ее в преступных целях. В таком случае аналогичные деяния могут быть квалифицированы также, как и вымогательство.

Список литературы Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения): проблемы теории и практики

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016)//«Собрание законодательства РФ» №25 от 17 июня 1996 год;
  • Журавлев М.П. и др.; под ред. Рарога А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник/7 -е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2012. -379 с.;
  • Саматова А.А. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения): проблемы теории и практики. «Актуальные проблемы экономики и права». -М. 2011. № 4;
  • Смолькова И.В. Институт тайны: правоохранительные аспекты. М.: Луч. 1997. -131 с.
Статья научная