Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности закрепления транзакции в сети блокчейн в качестве доказательства по уголовному делу

Автор: Никифорова Дарья Федоровна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 10, 2022 года.

Бесплатный доступ

Технология блокчейн позволяет получить доступ к цифровой информации о транзакциях, хранящейся в каждом отдельном блоке. Сама технология построена на базовых принципах криптографии, что и определяет название финансовых инструментов на ее основе - криптовалют. В статье рассмотрены базовые криптографические принципы, лежащие в основе криптовалют, обосновывается тезис о безопасности хранения информации в блокчейне. Рассматриваются особенности современного наркобизнеса, использующего разветвленную сеть преступных связей. Выделяются ключевые особенности закрепления транзакции в сети блокчейн как криминалистически значимой информации. Проведенное исследование позволяет сформировать несколько базовых особенностей использования транзакции в сети блокчейн как доказательства, а информацию, получаемую в процессе доступа к таким данным, отнести к обладающей процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической значимостью для расследования уголовных дел, в которых в качестве преступного средства расчета используются криптовалюты.

Еще

Блокчейн, криптовалюта, даркнет, транзакция в сети блокчейн, цифровые доказательства, криминалистически значимая информация

Короткий адрес: https://sciup.org/149140955

IDR: 149140955   |   DOI: 10.24158/pep.2022.10.14

Текст научной статьи Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности закрепления транзакции в сети блокчейн в качестве доказательства по уголовному делу

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar, Russia, ,

Доказательством по уголовному делу могут являться любые сведения, полученные законным путем, отвечающие уголовно-процессуальным требованиям и имеющие отношение к уголовному делу. Сама структура процесса доказывания обеспечивает строгое соответствие полученной доказательственной информации букве закона, что и обосновывает актуальность проведенного исследования.

Цель исследования – анализ криптографических принципов, лежащих в основе технологии блокчейн и производимых в сетях на основе блокчейн-транзакций для характеристики формируемой такими цифровыми следами криминалистически значимой информации.

Поставленная цель достигается посредством разрешения следующих задач исследования: – выделение базовых задач криптографии;

  • –    адаптация криптографических принципов О. Керкгоффса под нужды исследования с учетом современных технологических реалий;

  • –    обоснование тезиса о невозможности подделки цифрового следа в базовой криптовалюте (Биткоине);

  • –    рассмотрение актуального состояния возможности получения информации о владельце домена, IP-адреса, криптокошелька посредством запросов правоохранительных органов;

  • –    дача характеристики формируемой транзакцией в сети блокчейн информации как криминалистически значимой.

Транзакция в общепринятом смысле является документально закрепленным переводом денежных средств между счетами. В контексте оборота криптовалют под транзакцией понимается любое действие с криптовалютой, децентрализованно закрепленное в сети блокчейн. Технология блокчейн, используемая в криптовалютах, базируется на базовых задачах криптографии:

  • 1)    обеспечение секретности информации для лиц, не обладающих полномочиями доступа к ней;

  • 2)    обеспечение сохранности информации, защита ее от изменения и искажения, в том числе подделки;

  • 3)    обеспечение аутентичности информации (сохранность ее свойств, объема, содержания в соответствии с заявленными);

  • 4)    обеспечение подтверждения факта самого существования информации, факта ее создания, отправления и приема (т. е. автор информации, исходя из данного криптографического принципа, не может отрицать факт ее создания и не сможет утаить или отрицать факт авторства).

Криптографические принципы О. Керкгоффса (Kerckhoffs, 1883), при адаптации согласно современным технологическим возможностям, представлены следующим образом:

  • 1.    Система должна быть невскрываема на практике.

  • 2.    Система не должна требовать хранения в тайне.

  • 3.    Шифр-ключ к системе должен быть изменяем и не подвержен вычислению.

  • 4.    Управление системой не должно быть централизованным, при этом она должна существовать неавтономно (распределение реестра).

  • 5.    Система должна быть проста в использовании.

Данные принципы обеспечивают существующие криптовалютные возможности, результатом которых являются блоки в сети – каждый блок представляет собой записанную информацию (о количестве переданных криптовалют, номере кошелька отправителя и получателя, времени передачи), хранящуюся во всей цепочке блоков. Поскольку блокчейн – децентрализованная система, что и отличает ее от привычного банковского администрирования, информация, хранящаяся в каждом блоке, сохраняется у всех участников сети. Это значит, что для фальсификации информации необходимо совершить кибератаку как минимум на половину участников сети и переписать каждый отдельный блок всей цепочки. Количество участников сети и монет в ней, например, Биткоина, настолько велико, что сами попытки изменения информации бесполезны, а эксперты считают такую атаку теоретически и практически невозможной (Босхолов, Брагина, Сериков, 2021).

Вышеуказанное позволяет обосновать тезис о том, что блок из сети блокчейн невозможно подделать в базовой криптовалюте (Биткоине), которую чаще всего используют для оплаты наркотических средств, поддельных документов, оружия и т. д., приобретаемых через даркнет.

В настоящее время, в связи с очередным заявлением Центробанка РФ о необходимости запрета оборота криптовалют и закрытия отечественных криптовалютных бирж, возникает вопрос о целесообразности разработки различного рода рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов, связанных с принудительными мерами предоставления информации о пользователях. Несмотря на то, что Евросоюз в очередном пакете санкций против России закрывает доступ для криптокошельков отечественным пользователям, это не мешает преступникам пользоваться альтернативными криптобиржами, число которых ежедневно растет, например, в Азии1.

Предполагалось, что посредством судебного приказа возможно государственное принуждение к получению информации об IP-адресах, с которых осуществлял сессии пользователь биржевого криптокошелька, а также обо всех операциях, проводимых с монетами и коинами, которые на него поступали. Однако возникает вопрос о том, стоит ли сейчас формулировать подобную инициативу и не следует ли сразу обратиться на международный уровень – разработать проект международного договора об обмене цифровой информацией с криптовалютных бирж, зарегистрированных на территории страны. Такой международный договор позволит, не обращая внимания на запреты внутреннего законодательства стран-участниц, получать информацию, интересующую следствие, при наличии на то предусмотренных договором оснований.

В настоящее время получение информации о владельце домена, IP-адреса или электронного кошелька возможно посредством формируемого правоохранительными органами запроса в рамках производства по уголовному делу1, однако такой запрос не имеет смысла, например, в отношении криптобирж, юридический адрес которых расположен за рубежом.

Поскольку открытым остается вопрос об отнесении криптовалютных транзакций к доказательствам, следует обратить внимание на то, каким образом действует современный наркобизнес – в нем тесно переплетаются материальное и цифровое, что затрудняет расследование и ограничивает его поимкой исключительно закладчиков, курьеров и фасовщиков. Организаторы остаются в тени ввиду пробелов не только в законодательстве, но и в технических возможностях отделов, кадровом обеспечении, актуальности практики расследования.

Небиржевые обменники криптовалют, активно использующиеся в настоящее время, часто не являются легально зарегистрированными организациями. Через них проходит большинство операций по обмену на фиат и легализации средств, полученных преступным путем. Большая часть таких обменников расположена в теневом сегменте Интернета (даркнете), и доступ к ним осуществляется посредством специального шифрования и знания конкретного сетевого адреса, который может регулярно меняться. Поисковые системы при этом не будут содержать информацию о таких сайтах. Поэтому возможность отслеживать все производимые операции с криптовалютами законодателем и практиками не рассматривается ввиду своей фактической невозможности.

Следственная практика активно требует легальных способов получения цифровой информации, которая может свидетельствовать о вовлеченности лица в преступную деятельность. Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ в 2019 г., ввели в отечественное правовое поле легальное определение цифрового права, закрепив таким образом признание фактического оборота коинов, которые в законе именуются «цифровыми правами»2. С другой стороны, регулирование коинов фактически осуществляется государством с 2020 г. в соответствие с содержанием Федерального закона «О цифровых финансовых активах…»3, частичное рассмотрение и анализ которого были осуществлены в наших предыдущих публикациях. При этом указанные нововведения в закон все же констатируют запретительную позицию законодателя и относительно кои-нов, и относительно криптовалют (Никифорова, 2021).

При рассмотрении транзакции в сети блокчейн в качестве доказательства по уголовному делу следует охарактеризовать формируемую криминалистически значимую информацию:

  • 1)    децентрализация как основополагающий принцип блокчейна означает хранение информации в открытом доступе, соответственно, следствие в любой момент может получить информацию о перемещениях монет в сети между конкретными кошельками;

  • 2)    невозможность сокрытия перемещений монет по сети означает сохранность информации в подлинном виде в любой точке мира и на любом компьютере, в котором имеется доступ к сети Интернет и блокчейну;

  • 3)    ввиду особенностей доступа к криптовалютным кошелькам следует отметить информацию об их использовании как имеющую высокую доказательственную важность (номер кошелька и пароль к нему невозможно подобрать ввиду значительного объема данных и особенностей самой системы, исключение составляют лишь намеренно сохраненные обменниками кошельки);

  • 4)    операции в сети блокчейн ввиду особенностей системы невозможно отменить или изменить, что порождает фактическую необратимость любых действий и исключает возможность ошибки среди опытных пользователей, к которым можно отнести и преступных лиц, и, как следствие, является основанием для утверждения намеренности любых операций в блокчейне. Данный факт может сыграть ключевую роль в процессе допроса и оперировании доказательственными фактами.

Таким образом, выделенные особенности закрепления транзакции в сети блокчейн позволяют отнести их к определяющим процессуальную, оперативно-розыскную и криминалистическую значимость положениям, возможность использования которых в расследовании по уголовному делу определена необходимостью следствия при расследовании преступлений, связанных с использованием криптовалют в качестве преступного средства расчета.

Список литературы Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности закрепления транзакции в сети блокчейн в качестве доказательства по уголовному делу

  • Босхолов С.С., Брагина И.С., Сериков С.Н. Актуальные вопросы о необходимости создания условий для эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 19, № 3. С. 69-76.
  • Никифорова Д.Ф. Криптовалютное регулирование в России: генезис и историческое содержание // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 76-81.
  • Kerckhoffs A. La Cryptographie Militaire // Journal Des Sciences Militaires. 1883. Vol. 9. Pp. 5-38.
Статья научная