Уголовное судопроизводство - вид судебной деятельности, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан в Республике Таджикистан

Бесплатный доступ

Цель: Рассмотреть уголовное судопроизводство как вид судебной деятельности, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан в Республике Таджикистан. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Автором проведено исследование правовых основ деятельности органов судебной власти Республики Таджикистан по осуществлению правосудия по уголовным делам. Установлены основные принципы уголовного процессуального законодательства, определяющие сущность рассмотрения и разрешения уголовных дел судом. Отмечено, что деятельность судебных органов выступает важным механизм в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, правопорядка в обществе и законности, что является исключительным полномочием органов судебной власти. Новизна/оригинальность/ценность: Cтатья содержит ряд авторских выводов и обобщений, имеющих значение для юридической науки и практики.

Еще

Деятельность судебных органов, защита прав и свобод личности органами судебной власти, уголовное судопроизводство, задачи и цели уголовного судопроизводства, уголовно-процессуальное законодательство

Короткий адрес: https://sciup.org/140225191

IDR: 140225191

Текст научной статьи Уголовное судопроизводство - вид судебной деятельности, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан в Республике Таджикистан

Судебная власть по своей правовой природе является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, деятельность которой направлена на осуществление правосудия. Функционирование судебного органа осуществляется в рамках определённого процесса. Порядок рассмотрения и разрешения любых категорий дел судом основывается на строго установленных процессуальным законодательством нормах.

Судебная защита прав и законных интересов личности осуществляется посредством предусмотренных законодательством процессуальных форм, т. е. в отдельных видах судопроизводства. В связи с этим судебную защиту мы относим к межотраслевому институту таджикского законодательства.

Основными правовыми источниками, регулирующими деятельность органов судебной власти при рассмотрении и разрешении уголовных дел, 70

выступают Конституция, уголовный процессуальный кодекс, принятые и ратифицированные в установленном законом порядке международные правовые акты и иные законодательные основы Республики Таджикистан.

Конституция, выступая основой правовой системы страны, в своём содержании закрепила ряд базовых принципов, предусматривающих права человека в области правосудия.

В уголовно-процессуальной доктрине судебную защиту рассматривают как комплекс организационных и процессуальных правовых средств, предоставленных участникам судопроизводства для защиты их прав и законных интересов, или как предусмотренные в уголовном процессуальном законодательстве права и обязанности лиц, участвующих в деле, с целью надлежащей защиты прав и законных интересов.

Необходимо отметить, что в правовой доктрине уголовному судопроизводству, как самостоятельному институту уголовного процессуального права, посвящено значительное количество научных трудов [3].

Л.Е. Владимиров отмечает, что «…суд имеет одну цель – правосудно решать дела. Правосудное же решение дел складывается из правильного установления достоверности фактов и точного применения к ним закона. Хорош закон или не хорош, получатся ли благие общественные последствия или дурные из данного приговора – все это суда не касается: его дело – установить факт и применить закон» [1].

Особенно важным судебным механизмом обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, правопорядка в обществе и законности является рассмотрение и разрешение в судебном порядке уголовных дел, что является исключительным полномочием судебных органов, в результате деятельности суда лицо признаётся виновным или невиновным в совершении им преступления.

Уголовно-процессуальное законодательство установило задачи перед судами при осуществлении правосудия: привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего преступление; справедливое разрешение рассматриваемых вопросов в суде; соблюдение процессуальных норм при применении уголовного закона; гарантия защиты законных интересов участников уголовного судопроизводства и других лиц, которая непосредственно направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, уважение к законам, правам и свободам человека и гражданина, осуществление судебной справедливости.

Уголовный кодекс РТ определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за их совершение, а непосредственно порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел судом определяется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РТ.

Процесс осуществления правосудия по уголовным делам определяется уголовно-процессуальным кодексом, которым суд (судья) руководствуется при рассмотрении в суде первой, кассационной, надзорной инстанций и по вновь открывшемся обстоятельствам.

Защита прав и свобод личности судебными органами осуществляется путём судебного контроля за законностью и обоснованностью дея- тельности органов дознания и предварительного следствия относительно применяемых ими мер пресечения, заключения под стражу и домашний арест применяются как меры пресечения постановлением судьи или определением суда.

Судьи правомочны контролировать правильность применения конкретной меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. В данном случае судом (судьёй) проверяется личность, возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства.

Уголовно-процессуальный кодекс определяет порядок рассмотрения и разрешения ходатайств, связанных с применением меры пресечения, судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет лицам их права и обязанности. Лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся на судебное заседание лица.

Суд (судья), рассмотрев ходатайство, выносит одно из следующих постановлений: о разрешении применения меры пресечения в виде заключения под стражу, под домашний арест; об отказе в удовлетворении ходатайства; о продлении срока принятия решения по ходатайству на срок не более 72 часов для представления обоснованных доводов для задержания.

Считаем, что всесторонняя регламентация в нормах закона деятельности судов, связанная с обеспечением защиты прав, свобод и законных интересов личности, в последующем приведёт к соответствующим качественным изменениям в работе правоохранительных органов, поскольку суд при принятии дела к своему рассмотрению в случае существенных нарушений процессуальных положений направляет уголовное дело на доследование. Хотя в реалиях сегодняшнего правосудия данную практику не используют полноценно. Эффективности уголовного судопроизводства в значительной мере способствует вырабатываемый судебной властью (в том числе судебной практикой по применению созидательных уголовно-процессуальных норм) принцип созидательной деятельности судов при рассмотрении уголовных дел [2].

Важность составляющих обеспечения эффективного правосудия, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, подтверждается правовыми гарантиями качественной деятельности системы правосудия, поскольку уголовное законодательство предусматривает ответственность государства за вред, причиненный при осуществлении правосудия.

Список литературы Уголовное судопроизводство - вид судебной деятельности, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан в Республике Таджикистан

  • Владимиров Л.Е. Реформа уголовной защиты. Публичная лекция в Харьковском университете 17 января 1886 года//Читатель. 1898.№ 9. С. 5.
  • Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе//Собр.соч. 1969. Т. 4.
  • Лазарева В.А. Судебная защита в уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики: автореф.. д-ра юрид. наук. М., 2000.
Статья научная