Ультрасонографическая характеристика пищеварительного канала собаки
Автор: Цыганский Р.А.
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Статья в выпуске: 11, 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования - описать морфометри-ческие и эхографические характеристики пи-щеварительного канала у собак при транску-танном ультразвуковом исследовании. Объект исследования - 93 разнопородных здоровых собаки обоих полов в возрасте от 1 года до 7 лет. Животные были ранжированы по весу на 5 групп: ≤ 5 кг, 6-15, 16-25, 26-35, ≥ 36 кг. УЗИ проведено в Ветеринарном центре «На Пиро-гова» г. Ставрополя на сканере SIUI Apogee 1100 Omni (Shantou Institute of Ultrasonic Instru-ments Co., Ltd., Guangdong, China) по общеприня-той методике c использованием мультичастот-ного линейного датчика с частотой 5-12 МГц в B-режиме. Пищеварительный канал собак на сонограммах представлен горизонтально ори-ентированными линейными структурами при продольном сканировании и округлыми струк-турами с радиальной ориентацией слоев при поперечном сканировании с четкой дифферен-цировкой слоев различной эхогенности. УЗ-сканирование позволяет дифференцировать все слои стенки желудка и кишечника: слизи-стый, подслизистый, мышечный, серозный. В статье приведены метрические показатели слоев стенки различных отделов пищевари-тельного канала собак в зависимости от веса. Представленные в статье сонографические и морфометрические характеристики позволя-ют идентифицировать различные структуры пищеварительного канала собак. Исключение составляет дифференцировка двенадцати-перстной и тощей кишок, поскольку их пара-метры практически аналогичны. В этом слу-чае необходимо ориентироваться на пред-ставленные в статье топографические дан-ные. Полученные морфометрические и эхо-графические данные желудка, тонкого и тол-стого отделов кишечника у здоровых собак могут использоваться как основа для оценки состояния пищеварительного канала собак в норме и патологии при ультразвуковом иссле-довании.
Ультразвуковое исследо-вание (узи), пищеварительный канал, собаки, желудок, кишечник
Короткий адрес: https://sciup.org/140224185
IDR: 140224185
Текст научной статьи Ультрасонографическая характеристика пищеварительного канала собаки
Введение . Ультразвуковое исследование (УЗИ) как рутинный метод визуальной диагностики используют в различных областях ветеринарии: кардиологии, акушерстве, уронефрологии, эндокринологии, ортопедии, гастроэнтерологии и др. УЗИ пищеварительного канала в ветеринарной практике осуществляется более 27 лет [12].
Так, установлено, что пищеварительный канал собак имеет пять характерных эхографических слоев, соответствующих наружной части просвета и границе просвета со слизистой, со слизистой, подслизистой, мышечной и серозной оболочками [1, 7, 11].
A.B. Le Roux et al. (2016) исследовали образцы кишечника 12 взрослых собак, подвергшихся эвтаназии по причинам, не связанным с желудочно-кишечными заболеваниями, при помощи ультразвука, помещая образцы в контейнер с водой, а также при помощи гистологического исследования. Измерения слоев кишечника проводили на ультразвуковых и гистологических изображениях. Никаких существенных статистических различий между ультрасонографическими и гистологическими измерениями не наблюдалось для всех слоев. Выявлена положительная корреляция для слизистого, подслизистого и мышечного слоев и низкая умеренная положительная корреляция для серозного слоя [10].
Трансабдоминальная ультрасонография является практичным инструментом для оценки толщины и целостности стенки кишечника в ветеринарии мелких домашних животных. Так, C.S. Günther et al. (2014) проводили корреляционный анализ 3 600 измерений толщины стенки каждого сегмента кишечника, выполненных двумя специалистами УЗ-диагностики на поперечных ультрасонографических изображениях у 30 здоровых собак, и установили значительную положительную корреляцию данных измерений разными специалистами, а также наблюдали хорошую воспроизводимость повторных измерений [8].
-
F. Delaney et al. (2003) исследовали 231 собаку 69 пород с весом в диапазоне от 2,1 до 64 кг, которые были разделены на 5 групп в зависимости от веса. Авторы наблюдали статистически значимую корреляцию между массой тела и толщиной как тощей, так и двенадцатиперстной кишок. Причем, максимальная толщина тощей и двенадцатиперстной кишки у здоровых собак была больше, чем ранее описывалось в литературе [4].
-
G. Gory et al. (2014), обследовав при помощи ультрасонографии гастроэзофагеальное соединение 126 здоровых собак, пришли к заключению, что средняя толщина стенки пищевода колебалась в пределах (4,1–6,4)±1,1 мм, а толщина кардиальной стенки – в пределах 7,6– 13,3 мм для собак разных весовых групп [7].
A. Agut et al. (1996) на 20 здоровых собаках проводили исследования гастродуоденального перехода и охарактеризовали морфометрические параметры данной области. Авторы пришли к заключению, что данная область лучше визуализируется, если животное лежит на спине и наклонено на 30° вправо [3].
В работе N.E. Gladwin et al. (2014) приведены измерения толщины отдельных слоев стенки двенадцатиперстной кишки, тощей кишки и ободочной кишки 85 здоровых собак. Авторы пришли к заключению, что все слои двенадцатиперстной и тощей кишки, за исключением слизистого, были аналогичны по толщине, и не было никаких существенных различий между малыми, средними и большими собаками [6].
УЗИ является важным методом комплементарной визуализации при диагностике заболеваний пищеварительного канала и связанных с ним органов. Тем не менее, для правильной ин- терпретации результатов важно, чтобы эксперт был осведомлен о показаниях и ограничениях метода при исследовании пищеварительного канала и имел хорошие знания нормальной ультрасонографической анатомии [2].
В отечественной литературе не освещена информация об морфометрических и эхографических данных при ультразвуковом исследовании структур пищеварительного канала у собак.
Цель исследования: описать морфометрические и эхографические характеристики пищеварительного канала у собак при транскутанном ультразвуковом исследовании.
Объекты, материалы и методы исследования . Объектом исследования служили разновозрастные и разнопородные здоровые собаки обоих полов. Исследования проведены в Ветеринарном центре «На Пирогова» г. Ставрополя в период с августа 2014 г. по сентябрь 2017 г. Всего было обследовано 93 собаки в возрасте от 1 года до 7 лет. Животные были ранжированы по весу на 5 групп: ≤ 5 кг; 6–15; 16–25; 26– 35; ≥ 36 кг. УЗИ проводилось на сканере SIUI Apogee 1100 Omni (Shantou Institute of Ultrasonic Instruments Co., Ltd., Guangdong, China) по общепринятой методике c использованием муль-тичастотного линейного датчика с частотой 5– 12 МГц. Животных обследовали в дорсальном, левом и правом боковом лежачем положении. Исследование проводилось в режимах двумерной серошкальной визуализации (B-режим).
Толщину стенки различных отделов пищеварительного канала измеряли на фиксированных изображениях в продольной и поперечной плоскости путем размещения курсора на внешней границе серозной оболочки и на внутренней границе слизистой оболочки перпендикулярно к продольной оси, при этом на мониторе сканера автоматически отображались цифровые значения. Таким же образом измеряли каждый слой по отдельности.
При обращении с обследуемыми животными соблюдались «Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных» (Приказ Министерства здравоохранения СССР № 742 от 13.11.1984 г.).
Числовые данные обрабатывали при помощи однофакторного дисперсионного анализа и критерия Стьюдента для множественных сравнений, зависимость выявляли в ходе корреляционного анализа путем вычисления линейного коэффициента Пирсона в программе Primer of Biostatistics 4.03 для Windows на IBM РС-совместимом компьютере.


Рис. 3. Левая часть: пилорический канал и ампула двенадцатиперстной кишки, продольный скан в области правого подреберья. Стенка ампулы имеет выраженный подслизистый слой. Правая часть: нисходящая часть двенадцатиперстной кишки, продольный скан

За краниальным изгибом в нисходящей части двенадцатиперстной кишки, на расстоянии приблизительно 50 мм (для средней весовой группы) каудальнее пилорического сфинктера, на дальней, по отношению к датчику, стенке (со стороны прилегания поджелудочной железы) можно визуализировать большой сосочек двенадцатиперстной кишки (рис. 4). Ширина сосочка в среднем составляет 4,4±1,73 мм (n = 32).

Рис. 4. Левая часть: большой сосочек двенадцатиперстной кишки, продольный скан; правая часть – то же с обозначениями: двенадцатиперстная кишка (между темными стрелками ↑↓), поджелудочная железа (светлый треугольник ∆), печень (***), большой сосочек (между темными треугольниками ▲), проток поджелудочной железы (между светлыми стрелками ↑↓)
В каудальном направлении визуализировали нисходящую часть двенадцатиперстной кишки, прилегающую к правой латеральной и правой медиальной долям печени, далее – к париетальной брюшине дорсолатеральной брюшной стенки. Медиальнее нисходящей части двенадцатиперстной кишки лоцируется прилегающая к ней правая доля поджелудочной железы. Малый сосочек двенадцатиперстной кишки визуализируется реже, на расстоянии приблизитель- но 30 мм каудальнее большого сосочка (рис. 5). Ширина сосочка в среднем составляет 3,2 ± 0,98 мм (n = 19). Ориентировочно на уровне 5-6-го поясничного позвонка можно визуализировать каудальный изгиб двенадцатиперстной кишки, короткую поперечную часть и восходящую часть двенадцатиперстной кишки. Далее она переходит в тощую кишку, ориентированную медиально в брюшной полости (рис. 6).
Толщина стенки и ее слоев различных отделов пищеварительного канала собак (n = 93), измеренная при УЗИ
Отдел ПК |
Слои стенки |
Собаки, кг |
||||
≤ 5 (n = 21) |
6–15 (n = 19) |
16–25 (n = 20) |
26–35 (n = 18) |
≥ 36 (n = 15) |
||
Толщина, мм |
||||||
M±m |
||||||
Желудок |
Все слои стенки между складок |
2,38±0,54 |
2,97±0,33* |
3,23±0,59 |
3,85±0,47* |
4,17±0,63 |
Все слои стенки в складке |
4,57±0,81 |
6,62±1,52* |
7,13±1,29 |
7,93±0,9 |
8,65±1,43 |
|
Двенадцатиперстная кишка |
Все слои стенки |
3,62±0,5 |
4,75±0,74** |
4,91±0,46 |
5,39±0,64 |
5,63±0,75 |
Слизистый |
2,3±0,37 |
3,21±0,61** |
3,41±0,32 |
3,69±0,37 |
3,82±0,54 |
|
Подслизистый |
0,56±0,15 |
0,59±0,11 |
0,56±0,07 |
0,63±0,07 |
0,69±0,09 |
|
Мышечный |
0,43±0,13 |
0,47±0,14 |
0,46±0,08 |
0,55±0,09 |
0,58±0,11 |
|
Серозный |
0,33±0,04 |
0,48±0,10 |
0,48±0,07 |
0,52±0,06 |
0,54±0,08 |
|
Тощая кишка |
Все слои стенки |
3,35±0,69 |
4,39±0,71* |
4,54±0,35 |
4,76±0,39 |
4,96±0,52 |
Слизистый |
2,12±0,46 |
3,04±0,62* |
3,13±0,28 |
3,2±0,21 |
3,32±0,21 |
|
Подслизистый |
0,43±0,17 |
0,5±0,08 |
0,54±0,07 |
0,63±0,09 |
0,68±0,2 |
|
Мышечный |
0,39±0,11 |
0,46±0,08 |
0,48±0,08 |
0,5±0,07 |
0,52±0,1 |
|
Серозный |
0,41±0,12 |
0,4±0,07 |
0,41±0,04 |
0,43±0,06 |
0,44±0,08 |
|
Подвздошная кишка |
Все слои стенки |
2,18±0,39 |
2,6±0,35* |
2,86±0,36 |
3,25±0,28 |
3,4±0,32 |
Слизистый |
0,79±0,14 |
0,88±0,22 |
1,01±0,2 |
1,13±0,17 |
1,18±0,21 |
|
Подслизистый |
0,44±0,14 |
0,53±0,17 |
0,61±0,24 |
0,67±0,21 |
0,73±0,26 |
|
Мышечный |
0,61±0,25 |
0,72±0,19 |
0,7±0,2 |
0,89±0,18 |
0,94±0,22 |
|
Серозный |
0,34±0,07 |
0,47±0,06* |
0,54±0,07 |
0,56±0,09 |
0,55±0,06 |
|
Ободочная кишка |
Все слои стенки |
1,14±0,19 |
1,57±0,28* |
1,77±0,26 |
1,98±0,2 |
2,14±0,23 |
* Достоверная разница (р > 0,05) с предыдущей весовой группой.
** Достоверная разница (р < 0,01) с предыдущей весовой группой.
При УЗИ не представляется возможным дифференцировать структурно двенадцатиперстную и тощую кишку. Исследователь должен ориентироваться на топографические данные. Морфометрические параметры этих отделов тонкого кишечника имеют некоторые отличия
(см. табл.). Так, толщина двенадцатиперстной кишки и ее слизистого слоя больше, чем тощей кишки, в среднем на 9,47 и 9,92 % соответственно. Не выявлено существенных различий между толщиной остальных слоев.

Рис. 5. Левая часть: малый сосочек двенадцатиперстной кишки, продольный скан; правая часть -то же с обозначениями: малый сосочек (светлые стрелки ^^j, визуализируется в виде узкого канала, проходящего через стенку двенадцатиперстной кишки ( Ц )

Рис. 6. Левая часть: фрагмент тощей кишки, продольный скан; правая часть: фрагменты тощей кишки, поперечный скан. Гиперэхогенная полоса в центре кишечника соответствует границе полости кишечника со слизистой, широкая гиперэхогенная полоса – слизистый слой, тонкая гиперэхогенная полоса, граничащая с внешней стороной слизистой – подслизистый слой, затем тонкий гипоэхогенный – мышечный слой и наружный – в виде тонкой гиперэхогенной линии – серозный
Процентное соотношение слоев двенадцатиперстной и тощей кишок в среднем составляет: слизистый – 67,63 и 67,23 %; подслизистый – 12,46 и 12,62; мышечный – 10,24 и 10,66; серозный – 9,67 и 9,49 % соответственно.
Подвздошную кишку визуально можно дифференцировать по менее выраженному слизи- стому слою, а также по ее связи с восходящей ободочной кишкой в правых среднекраниальных отделах брюшной полости (рис. 7, 8). Процентное соотношение слоев подвздошной кишки составляет: слизистый – 34,93 %; подслизистый – 20,85; мышечный – 27,01; серозный – 17,21%.

Рис. 7. Левая часть: подвздошная кишка, отверстие подвздошной кишки, открывающееся в толстый кишечник, продольный скан; правая часть – то же с обозначениями: подвздошная кишка (между светлыми стрелками ↓↑), подвздошное отверстие (темные стрелки ↓↑), открывающееся в восходящую ободочную кишку (между светлыми треугольниками ∆)

Рис. 8. Левая часть: поперечный скан подвздошной кишки на уровне сфинктера; правая часть – то же с обозначениями: сфинктер подвздошной кишки (между светлыми стрелками ↑↓), выражен мышечный слой в виде гипоэхогенного кольца. Вокруг и слева от подвздошной кишки ободочная кишка (между темными стрелками ↑↓)
При переходе подвздошной кишки в восходящую ободочную кишку на узком участке визуализируется утолщение мышечного слоя, представленное сфинктером подвздошной кишки (см. рис. 8). Каудальнее сфинктера визуализируется отверстие подвздошной кишки, открывающееся в ободочную кишку. Слепая кишка у собак является дивертикулом проксимальной части восходящей ободочной кишки. Из-за наличия газа визуализация ее у собак при УЗИ ограничена.
Восходящая ободочная кишка начинается от подвздошного отверстия, локализуется меди-альнее нисходящей части двенадцатиперстной кишки и вентральнее правой почки, дорсально соприкасается с правой долей поджелудочной железы, затем влево дугой переходит в поперечную ободочную кишку, краниально которой расположен желудок, а кранио-дорсально – левая доля поджелудочной железы. От левой латеральной брюшной стенки у дорсальной части левой реберной дуги ободочная кишка переходит в нисходящую часть, контактирующую с латеральной поверхностью левой почки, и затем направляется медиальнее в тазовую полость, где переходит в короткую прямую кишку. Для визуализации доступна только та часть стенки ободочной кишки, которая располагается ближе к датчику (рис. 9), поскольку плотные массы в кишке отражают ультразвуковые волны, формируя артефакт акустической тени, не представляющий возможность визуализировать противоположную стенку.
Стенка ободочной кишки также имеет слоистость, однако из-за незначительной толщины стенки сложно дифференцировать слои при УЗИ.
В тазовой полости ободочная кишка переходит в прямую кишку. Визуализация ее при транскутанном УЗ-сканировании затруднена из-за лонных костей таза.
Анальный канал начинается на уровне 3-4-го хвостового позвонка и является доступным для транскутанного исследования. Визуализируется внутренний и наружный анальный сфинктер и расположенные билатерально от анального отверстия параанальные синусы (рис. 10). Размер и форма синусов варьируют в зависимости от степени наполнения секретом. Наполненные синусы округлые, освобожденные от секрета – уплощенные. Размер наполненных синусов для средней весовой группы собак составляет 5,3 ± 1,75 мм × 6,51 ± 2,1 мм (n = 17).

Рис. 9. Левая часть: восходящая ободочная кишка, продольный скан; правая часть: нисходящая ободочная кишка, поперечный скан

Рис. 10. Транскутанное исследование анального канала:
А – анальный сфинктер и параанальные синусы, поперечный скан; Б – то же с обозначениями: анальный сфинктер в виде гипоэхогенного кольца (между светлыми треугольниками ∆) и параанальные синусы (между стрелками ↓↑); В – заполненные секретом синусы в виде гипоэхогенных округлых зон
Данные по толщине слизистого слоя двенадцатиперстной и тощей кишок, полученные нами, превосходят результаты N.E. Gladwin et al. (2014) [6] в среднем на 26,38 % по двенадцатиперстной кишке и на 32,43 % – по тощей кишке.
Эти различия могут быть связаны, на наш взгляд, с несколькими причинами. Во-первых, с постоянно совершенствующимися техническими характеристиками УЗ-сканеров, позволяющими проводить более четкую дифференциацию структур и их количественную оценку. Во-вторых, с особенностями выборки обследованных животных по породам.
Большой сосочек двенадцатиперстной кишки визуализировали в 80,64 % случаев, т. е. у 75 собак из 93 обследованных. Малый сосочек двенадцатиперстной кишки мы визуализировали у 27,95 % обследованных животных. В наших исследованиях это связано с избыточным скоплением газа в пищеварительном канале и, возможно, с индивидуальными особенностями топографии данных структур.
Список литературы Ультрасонографическая характеристика пищеварительного канала собаки
- Агут А. Ультразвуковое исследование тонкой кишки у мелких животных//Ветеринарный фокус. -2009. -Т. 19, № 1. -С. 20-29.
- Agthe P. Ultrasonography of the gastrointestinal tract and associated organs in dogs and cats//In Practice. -2009. -Vol. 31, № 4. -Р. 182-188.
- Agut A., Wood A.K.W., Martin I.C.A. et al. Sonographic observations of the gastroduodenal junction of dogs//American Journal of Veterinary Research. -1996. -Vol. 57, № 9. -P. 1266-1273.
- Delaney F., O'Brien R.T., Waller K. et al. Ultrasound evaluation of small bowel thickness compared to weight in normal dogs//Veterinary Radiology and Ultrasound. -2003. -Vol. 44, № 5. -Р. 577-580.
- Gaschen L., Kircher P., Wolfram K. Endoscopic ultrasound of the canine abdomen//Veterinary Radiology and Ultrasound. -2007. -Vol. 48, № 4. -Р. 338-349.
- Gladwin N.E., Penninck D.G., Webster C.R.L. et al. Ultrasonographic evaluation of the thick-ness of the wall layers in the intestinal tract of dogs//American Journal of Veterinary Re-search. -2014. -Vol. 75, № 4. -Р. 349-353.
- Gory G. et al. Ultrasonographic characteristics of the abdominal esophagus and cardia in dogs//Veterinary Radiology and Ultrasound. -2014. -Vol. 55, № 5. -P. 552-560.
- Günther C.S., Lautenschläger I.E., Scholz V.B. et al. Assessment of the inter-and intraobserver variability for sonographical measurement of in-testinal wall thickness in dogs without gastroin-testinal diseases | //Tierarztliche Praxis Ausgabe K: Kleintiere -Heimtiere. -2014. -Vol. 42, № 2. -Р. 71-78.
- Hoey S., Drees R., Hetzel S. et al. Evaluation of the gastrointestinal tract in dogs using comput-ed tomography//Veterinary Radiology and Ul-trasound. -2013. -Vol. 54, № 1. -Р. 25-30.
- Le Roux A.B. et al. Ex vivo correlation of ultrasonographic small intestinal wall layering with histology in dogs//Veterinary Radiology and Ultrasound. -2016. -Vol. 57, № 5. -P. 534-545.
- Penninck D.G. Gastrointestinal tract. In: Penninck D.G., d´Anjou M.A. Atlas of Small Animal Ultrasonography. Blackwell Publishing, Iowa. 2008. -Р. 281-318.
- Penninck D.G. et al. Ultrasonography of the normal canine gastrointestinal tract//Veterinary Radiology. -1989. -Vol. 30, № 6. -Р. 272-276.