Ультразвуковая скрининг заболевания щитовидный железы Ферганской долины

Автор: Зулунов Азизбек Тохирович

Журнал: Re-health journal.

Рубрика: Диагностика

Статья в выпуске: 3,2 (7), 2020 года.

Бесплатный доступ

Щитовидная железа - орган внутренней секреции, вырабатывающий гормоны, которые отвечают за обмен веществ в организме человека. Она расположена по передней поверхности шеи и имеет вид раскрытой бабочки. Продуцирует два основных гормона: тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3). Нормальный объем щитовидной железы для мужчин - до 25 см3, для женщин - до 18 см3. По данным Всемирной Организации Здравоохранения прирост числа заболеваний щитовидной железы в мире составляет 5% в год. Среди причин развития тиреоидной патологии основное место занимает плохая экология, недостаток содержания йода, а также генетические нарушения. По статистике заболеваниями щитовидной железы чаще страдают женщины, чем мужчины.

Еще

Щитовидная железа, ультразвуковой скрининг, йод

Короткий адрес: https://sciup.org/14125478

IDR: 14125478   |   УДК: 616.441-006.6-07   |   DOI: 10.24411/2181-0443/2020-10145

Текст научной статьи Ультразвуковая скрининг заболевания щитовидный железы Ферганской долины

Актуальность.

Йододефицитные состояния (ЙДС) относятся к наиболее распространенным неинфекционным заболеваниям человека. В зоне риска (по причине йододефицита) проживает не менее полутора миллиардов населения Земли [4,8].

По самым скромным оценкам, недостаточное употребление йода создает угрозу здоровью 15 миллионам жителей Узбекистана. Последствия йодного дефицита зависят от возраста, в котором организм испытывал его недостаток. Наиболее тяжелые последствия дефицита йода возникают на ранних этапах развития организма, начиная с внутриутробного и завершая периодом полового созревания. Во время беременности организм матери является единственным источником йода для плода. Йод легко проникает через плаценту и используется для синтеза тиреоидных гормонов. Йодированная соль — самый простой способ решения сложной проблемы [3,7].

Узбекистан путем принятия закона «О профилактике йододефицитных заболеваний» демонстрирует своим гражданам, международным и донорским агентствам, всему мировому сообществу свою решимость в борьбе с микронутриентной недостаточностью как приоритетной для нации.

Несмотря на проведенные мероприятия, государство остается зоной высокой распространенности ЙДЗ. Проведение регулярного мониторинга содержания йода в соли и моче является залогом надежности и качества мероприятий, направленных на ликвидацию йодного дефицита.

В связи с этим актуальным остается вопрос продолжения работ по мониторингу ЙДЗ в Республике Узбекистан для разработки дальнейшей тактики и стратегии по борьбе с данным видом микронутриентной недостаточности.

В последние десятилетия ультразвуковое исследование (УЗИ) является наиболее распространённым методом диагностики тиреоидной патологии. В целях повышения качества диагностики этих заболеваний возникает необходимость дополнять, модифицировать и сочетать одномоментно различные методики УЗИ.

Щитовидная железа – жизненно важный эндокринный орган, который состоит из двух долей, соединенных перешейком, и расположен на передней поверхности шеи ниже хрящей гортани. Она синтезирует, накапливает и секретирует в кровь тиреоидные гормоны – трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4), которые регулируют метаболические, энергетические и теплообменные процессы в организме[2,5]. Данные гормоны вырабатываются в фолликулах щитовидной железы при участии йодидов и аминокислоты тирозина. 90 % от их общего количества составляет тироксин (Т4), который в тканях превращается в потенциально более активный трийодтиронин. В крови Т4 транспортируется в двух формах – связанной (в комплексе с тиреоид-связывающим белком) и свободной (несвязанной)6,9]

В настоящее время скрининговые исследования проводятся по различным схемам: анкетирование, профессиональные осмотры, профессиональные осмотры с привлечением инструментальных методов и т.д. [10].

Традиционная схема профилактических осмотров, направленных на выявление заболеваний щитовидной железы (ЩЖ), начинается с приема пациента эндокринологом. Не останавливаясь подробно на положительных и отрицательных сторонах этой методики, необходимо напомнить, что при подобном скрининге две трети тиреоидной патологии не диагностируется [4,8].

Ферганская долина относится к регионам, пострадавшим от последствий данной экологической катастрофы. Динамический анализ заболеваемости населения области свидетельствует об увеличении частоты выявления диффузного зоба, аутоиммунного тиреоидита, аденом и рака ЩЖ [3]. Несмотря на более чем столетнюю историю разработки лечебной тактики при узловых образованиях ЩЖ, единого алгоритма ведения данной патологии не существует. При этом, большинство клиницистов считают, что основным способом лечения первичной опухоли является хирургическое вмешательство [2,4].

В свете данных представлений особую роль имеет раннее выявление, диагностика узловой патологии ЩЖ и мониторинг пациентов, подлежащих оперативному лечению, для уменьшения риска развития операционных осложнений, связанных с бессимптомным прогрессированием патологичес-кого процесса. Ведущее значение в сложившейся ситуации приобретает скрининговое ультразвуковое исследование ЩЖ.

Таким образом, у каждого третьего мужчины и почти у половины женщин Ферганской долины имеются отклонения от ультразвуковой нормы ЩЖ. Многие из этих лиц подлежат динамическому наблюдению и ежегодным эндокринологическим контролям с коррекцией гормонального фона.

Каждый десятый житель Ферганской долины с патологией ЩЖ, независимо от пола, имеет узловые образования, в том числе и с признаками злокачественного роста, нуждающиеся в морфологической верификации и возможном хирургическом лечении. Достоверно значимые половые различия в распределении патологических изменений в популяции отсутствуют.

Обычно пациент не подозревает о наличии субклинических форм патологии, протекающих бессимптомно или со стертой клинической картиной, маскирующейся за другие симптомо-комплексы. Позднее обращение больного за медицинской помощью, выраженное увеличение щитовидной железы приводит к дополнительным операционным рискам, технической сложности выполнения хирургических манипуляций и высокой вероятности развития осложнений.

Полученные результаты подтверждают необходимость и значимость скринингового ультразвукового исследования ЩЖ для раннего выявления тиреоидной патологии.

Цель исследования. Целью настоящей работы явилось улучшение результатов           скрининговой диагностики тиреоидной патологии у жителей Ферганской долине путем раннего выявления группы пациентов с отклонениями от ультразвуковой нормы   ЩЖ   и   подлежащих обследованию,       динамическому наблюдению и хирургическому лечению.

Материалы    и    методы исследования.        Обследование проводилось скрининговым методом у лиц 18-65 лет обоего пола. Всего осмотрено 150 человек, из них мужчин 65 (43,3%), женщин 85 (56,6 %).в возрасте от 18 до 65 лет. В качестве контроля было обследовано 20 практически здоровых лиц идентичных по возрасту.

Результаты    исследования.

Характер выявленных отклонений выглядит следующим   образом:

диффузные     изменения     ЩЖ обнаружены в 67 наблюдениях (45%), из них 73 женщин (49%) и 60 мужчина (40%).      Сочетание      узловых образований и диффузных изменений выявлено в 19 случаях (13 %), из них 21 женщины (14%) и 19 мужчины (13%). Только узловые образования диагностированы у 45 пациентов (30%), из них 43 женщин (29%) и 42 мужчин (28%). Кисты встретились у 3 обследованных (1,5%), у 4 женщин (2%) и 2 мужчин (1%). Гиперплазия околощитовидных желез выявлена у 2 мужчин (0,05%). Диффузное увеличение ЩЖ без изменения ее эхоструктуры диагностировано у 7 человек (5%), из них 2 женщины (1%) и 16 мужчин (11%). И, наконец, гипоплазия ЩЖ была выявлена у 16 (11%) пациента, из них 10 женщин (6%) и 4 мужчин (6%). Приведенные данные свидетельствуют о том, что существенных половых различий в распределении патологических изменений ЩЖ не выявлено.

Диффузные изменения сочетались с диффузным увеличением ЩЖ в 31(21%) случаях. Характер диффузных изменений ЩЖ с высокой вероятностью можно было предположить в 20 наблюдениях (13%), в 53 случаях выявлены признаки хронического аутоиммунного тиреоидита, и по одному случаю – тиреоидит Де Кервена и диффузный токсический зоб.

Таким образом, выявлены группа больных с предполагаемым аутоиммунным процессом, которым необходимы цитологические, функциональные и иммунологические исследования, и группа лиц с неспецифическими изменениями, которым достаточно исследования только функционального тиреоидного статуса.

Узловые образования ЩЖ, в том числе в сочетании с диффузными изменениями, были выявлены в 65 (43%) наблюдениях. Половых различий в локализации и количестве узлов выявлено не было. Одиночные узлы одинаково часто располагались в правой и левой долях, в 35% случаев, а в перешейке в 2% наблюдений. У 15% обследованных лиц обоего пола единичные узлы визуализированы в двух долях одновременно, а многоузловой зоб диагностирован в 10 % случаев.

Важен тот факт, что в 11 % случаев всех лиц с патологией, одинаково часто как у мужчин, так и у женщин, выявлены узловые образования ЩЖ, максимальный размер которых более 1 см. Их характер нуждается в цитологической верификации, динамическом наблюдении и решении вопроса о хирургическом лечении. Таким пациентам рекомендована пункционная биопсия под ультразвуковым контролем с дальнейшей консультацией хирурга-эндокринолога. В 4% наблюдений ультразвуковая картина узловых образований имела явные признаки злокачественного роста: сниженную эхогенность, нечеткий неровный контур, неправильную форму, деформацию капсулы железы.

Вывод. Таким образом, у каждого третьего мужчины и почти у половины женщин Ферганской долины имеются отклонения от ультразвуковой нормы ЩЖ. Многие из этих лиц подлежат динамическому наблюдению и ежегодным эндокринологическим контролям с коррекцией гормонального фона. Каждый десятый житель Ферганской долиныс патологией ЩЖ, независимо от пола, имеет узловые образования, в том числе и с признаками злокачественного роста, нуждающиеся в морфологической верификации и возможном хирургическом лечении. Достоверно значимые половые различия в распределении патологических изменений в популяции отсутствуют.

Список литературы Ультразвуковая скрининг заболевания щитовидный железы Ферганской долины

  • Абросимов А.Ю., Лушников Е.Ф.,Франк Г.А. Радиогенный (чернобыльский) рак щитовидной железы.// Арх.патол.-2001.-Т.63.-№4.-С.З-9.
  • 2.Бубнов А.Н., Кузьмичёв A.C., Гринева E.H. и соавт. Заболевания щитовидщной железы. Часть 1. Узловой зоб. С.-Петербург, 2002.29.
  • 3.Исламов Р., Исмаилов С.И., Нугманова Л.Б. и др., 2000.
  • 4.Nabak B., Hodak S.P. Гипертиреоз. Metab. Clin. N. Am. 2007; 36: 617-665.
  • 5.Devdhar Y.H., Ousman K.D., Burman M.D. Гипотиреоз. Metab. Clin. N. Am. 2007; 36: 595-561.
  • 6.Nauman J. Результаты исследований Программы MZ-XVII, проведенной по всей стране; Резюме и выводы. Эндокринол. Pol. 1991; 42: 359-367.
  • 7.Ladenso P.W., Singer P.A., Ain K.B. Рекомендации Американской ассоциации патологий щитовидной железы для выявления дисфункции щитовидной железы. Arch. Intern. Med. 2000; 160: 1573-157.
  • 8.Rago T., Vitti P., Chiovato L. i wsp. Роль конвективного УЗИ и цвета потоково- доплеровской сонографии в прогнозировании злокачественности при холодных узлах щитовидной железы. Eur. J. Endocrinol. 1998; 138: 41-46.
  • 9.YeungM.J., SerpellJ.W. Диагностика одиночного узла щитовидной железы. Oncologist 2008; 13; 105-112.
  • 10.Meller J., Becker W. Сохраняющееся значение сцинтиграфии щитовидной железы в эре ультразвука высокого разрешения. Eur. J. Nucl. Med. 2002; 29 (supl. 2): S425- -S438.
Еще