"Умный город": особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь)
Автор: Гарас Людмила Николаевна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 5, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается феномен «умного города», который в условиях интенсификации урабанизационных процессов и активного внедрения смарт-технологий в повседневную действительность способен выступить источником экономического роста и повышения уровня благосостояния городского сообщества. Отмечается, что приоритетными в «умном городе» должны быть не высокие технологии, хотя они несомненно выступают базой, а жители города и их потребности. Подчеркивается, что формирование «умного города» требует адекватного управления, которое становится «умным». Автор анализирует специфику управленческой проблематики на примере внедрения проекта «Умный город», реализуемого в городе федерального значения Севастополь. Акцент делается на том, что сетевизация городского сообщества трансформирует иерархию процессов управления в сторону увеличения горизонтальных связей, что позволяет жителям влиять на формирование публичной повестки и вовлекает в процесс управления и принятия решений. Подчеркивается, что сегодня в городе действует электронное правительство, налажена достаточно продуктивная коммуникация властей города и жителей посредством социальных сетей, ведется разработка «Цифрового двойника города» и т. д. Акцентируется внимание на том, что повысить эффективность управления можно, опираясь на использование «Больших данных», что позволит не только преодолеть информационную раздробленность управления городом, но и ориентироваться на запросы его жителей.
Цифровые технологии, "умный город", "умное управление", "большие данные", электронное правительство, открытые данные, гражданское общество, Россия, севастополь
Короткий адрес: https://sciup.org/149134274
IDR: 149134274 | DOI: 10.24158/pep.2020.5.2
Текст научной статьи "Умный город": особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь)
Нарастание процессов урбанизации в глобальном масштабе позволяет назвать XXI столетие «веком городов» [1], поскольку количество жителей нашей планеты, проживающих в городах, неуклонно увеличивается. Так, в 1950 г. городскими жителями были всего 29 %, в 2018 г. – 55 %, а к 2050 г. их численность предположительно достигнет 70 %. Такая интенсификация миграционных потоков, ориентированных на город, является вызовом современности и требует продуманных управленческих решений.
На фоне стремительно развернувшейся информационно-коммуникационной революции современные города приобретают возможность выступить драйверами политического, социального развития и стать точками экономического роста. В целях достижения данных результатов встает вопрос о перспективном планировании развития городов (городских агломераций) в средне- и долгосрочной перспективе, а также об их «умном» управлении. В данном контексте получает актуализацию концепция под названием «умный город» (Smart City), которая стала результатом конвергенции двух мега тенденций современности, а именно: урбанизации и цифровой революции [2, p. 2].
Различные аспекты тематики исследования анализируется в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, вопросы технологических особенностей и инфраструктуры «умного города» поднимают В. Альбино, У. Берарди [3], Е.В. Пахомов [4], В.И. Дрожжинов, В.П. Куприянов-ский, Д.Е. Намиот, С.А. Синягов, А.А. Харитонов [5] и др. Влиянию различных аспектов ИКТ на политическое управление посвящены работы Д. Уэста [6], Д. Холмса [7], С.В. Володенкова [8] и др. Особо следует отметить работы И.А. Вершининой [9] и И.А. Василенко [10], которые анализируют возможные риски и возможности внедрения проектов «умных городов», в том числе и в России.
Целесообразность разработки данной темы обусловлена включением города федерального значения Севастополь в пилотный проект развития «Умных городов» России.
Целью исследования является выявление особенностей трансформации политического управления в контексте реализации проекта «Умный город» в Севастополе.
Концепция Smart City, появившись в 1980 г. [11, с. 112], активно эволюционирует и до сих пор находится на стадии формирования. Варьируется временной диапазон первого упоминания термина Smart City: от 1992 до 2006 года [12], нет четкости и касательно его авторства, которое приписывается разным исследователям. Тем не менее все они стремятся подчеркнуть просматривающуюся корреляцию развития современного города и активного внедрения в нем высоких технологий.
Концепт «умный город» является достаточно широким понятием, включающим в себя как физическую инфраструктуру, так и человеческие и социальные факторы. До настоящего времени нет однозначного и общепринятого толкования дефиниции «умный город» [13], что по мнению ряда исследователей связано с доминантной целью создания каждого отдельного Smart City (улучшение качества жизни жителей, формирование экологически благоприятной среды для жизни, инновационная трудовая жизнь и т. п.) и центрации создания (услуги, инфраструктура, человеческий/социальный капитал) [14].
Конечно, значение информационно-коммуникационных технологий, различного рода инновационных приложений и услуг в развитии «умного города» велико, также широк спектр областей их применения: от городских операций (например, управление движением в реальном времени) до развлекательных и туристических приложений (экскурсии по городам с дополненной реальностью и др.). То есть «умный город» предполагает активное использование информации и коммуникационных технологий в целях повышения качества жизни городских жителей на основе создания высокотехнологичной и комфортной городской среды. Однако не стоит абсолютизировать лишь технологическую компоненту «умного города», так как город выступает не только в качестве совокупности материальных инфраструктурных компонентов и технологических решений, а является сложной системой, в которой соприкасаются многообразные интересы и ценности различных социальных групп и общностей. Не являясь простым набором типовых технологических блоков, «умный город» представляет собой «соединение физической инфраструктуры, IТ-инфраструктуры, социальной инфраструктуры и инфраструктуры бизнеса для использования коллективного интеллекта города» [15, р. 2291].
«Умный город» – это не просто «город людей», а город, характеризующийся человекоцен-тричностью. Такой «город для людей» предполагает конвергенцию технологического, институционального и личностного измерений, основывающихся на грамотно выстроенном политическом управлении, что позволяет отразить уникальность географической локации, специфику историкокультурного развития и многие другие особенности каждого конкретного города. Политические институции встраиваются в данную систему и приобретают потенциалы саморегулирования, основанные на балансе социальных, государственных и личностных интересов, направленных на развитие целостной модели гражданственных отношений. Политические решения саморегулируются условиями, заложенными в схему «умного города», и мотивируют диалог жителей и управленческого персонала, выстраивая иерархию стимулов действия как для чиновников, так и для граждан. Специфика взаимодействия раскрывается через исторические традиции, сложившиеся в данном регионе, и новаторские подходы, инициируемые властью.
В России сегодня достаточно активно продвигается внедрение инноваций в различные сферы, и, хотя опыт нашего государства все еще далек от передового, тем не менее перспективы внедрения «умных» городов могут стать вполне реальными. Так, согласно данным Национального исследовательского института технологий и связи, в 2017 г. при соотнесении уровня развития технологий Smart City и городского бюджета Москва и Санкт-Петербург возглавили список рейтинга развития «умных городов» РФ, Казань и Екатеринбург причислены к эффективно развивающимся,
Самара и Волгоград отнесены к начинающим, остальные же вписываются в категорию развивающихся (оценивались 16 городов РФ: 15 городов-миллионников и город-курорт Сочи) [16].
Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией в 2014 г. актуализировало вопросы интеграции новых субъектов и остро высветило проблемы устойчивого развития их экономики и социальной сферы. В данном контексте следует отметить важность принятия решения о реализации проекта «умный город» в городе Севастополе (в 2018 г. утверждена Концепция формирования цифровой среды Севастополя «Умный город») [17]. Продуманное внедрение проекта «Умный город» позволит постепенно повысить качество жизни горожан, улучшить качество городской среды, нивелировать неравномерность социально-экономического развития в региональном срезе, повысить инвестиционный потенциал и конкурентные преимущества Севастополя.
Однако реализация проекта «Умный город» возможна только при условии «умного управления», предполагающего, в первую очередь, применение инновационных способов сбора и анализа данных в управлении Smart City. Так, обработка «Больших данных» (Big Data) в режиме online способна дополнить как традиционные типы информации о городе, так и изменить скорость принятия решений, повлиять на их качество, в итоге кардинально трансформировать принципы управления городом, способствуя сбалансированному экономическому росту и оформлению цифровой экономики.
Следует отметить специфику современной коммуникации, в частности изменение «модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации» – сегодня в качестве модели организации и общего паттерна индивидуальной и коллективной жизни выступает сеть. Базируясь на многоканальности, активном участии, горизонтальных связях, диалоговой модели, сетевые структуры обладают сущностным приоритетом перед иерархическими формами. Сети характеризуются подвижностью и большими адаптивными возможностями к изменяющимся внешним условиям. По определению Мануэля Кастельса, сети не имеют единого центра и характеризуются бинарной логикой (включение/исключение), децентрализованной структурой и моделями принятия решений. Сетевая коммуникация сегодня становится системообразующим источником репродуцирования всех социальных институтов и обусловливает формат как социальных, так и политических отношений [18, с. 40]. То есть децентрализация управления в «умном городе» и его антииерархизация создают ситуацию, при которой будет возможным использование потенциала граждан в развитии города, выстраивание отношений доверия и сотрудничества между властью и гражданским обществом, формирование системы обратной связи. Конвергенция нисходящих инициатив власти и низовых инициатив отдельных граждан и местных сообществ, базируясь на двунаправленной циркуляции знаний, только усилит «умную» сторону города.
Государственные учреждения в этом процессе способны стать посредниками, продуцирующими административную среду и предлагающими свои технологические решения, выступая координатором, согласовывая разнообразные частные и/или публичные инициативы Smart City. Поэтому «умный город» нуждается в «умном» и транспарентном интеллектуальном управлении, включающем участие всех вовлеченных агентов: от отдельных граждан, бизнеса, академической среды до администрации города. Так, в декабре 2017 г. на базе Севастопольского государственного университета создан проектный офис в рамках «Умного города» (к работе привлекаются и студенты Севастопольского государственного университета).
«Умное управление» характеризуется разнообразными параметрами. Электронизация государственного управления в Севастополе связана с внедрением инициатив «электронного правительства» [19], способствующих формированию удобных инструментов для электронного участия граждан в процессе принятия управленческих решений и реализации демократического политического процесса. Данная процедура стартовала в 2015 г., летом 2016 г. уже проходило тестирование, а в начале 2018 г., по утверждению руководителя приоритетного проекта «Умный город» П. Даричева, создана единая защищенная сеть правительства г. Севастополя, осуществлен переход на электронную систему документооборота, налажено оказание услуг в электронном виде. Так, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на конец 2016 г. составляла 16,3 %, в 2017 г. – 40,9 % [20], на начало 2018 г. – 42,3 %, в 2019 г. – 71,8 % [21], в 2020 г. – 79,4 % [22]. По итогам Рейтинга субъектов РФ по созданию и развитию сети МФЦ за III квартал 2019 года Севастополь входит в число субъектов со средней оценкой эффективности организации данной деятельности [23]. На 2020 год организовано предоставление 167 услуг [24].
Несомненно, у администрации города присутствует стремление к налаживанию продуктивной коммуникации с севастопольцами посредством городского сайта и своей страницы в социальных сетях. По результатам ежегодного аудита был составлен рейтинг открытости региональных властей в России за 2019 г.: Правительство Севастополя находится на 45 месте (54,78 %) из 84 с оценкой интерфейса 0 баллов. Следует отметить, что оценка интерфейса использовалась в целях выяснения степени удобства сайта с позиции пользователя – насколько отражена цельность и законченность образа публикующихся данных из разных категорий информации. В то же время 0 баллов не означает полного отсутствия данных, их просто может быть недостаточно [25].
Следует отметить, что одним из базовых условий, способных привести к увеличению эффективности политического управления при внедрении информационно-коммуникационных технологий является преодоление недостатка информации, так сказать, сужение области неопределенности. Тем не менее, согласно рейтингу 2019 г. на определение лучшего портала по публикации открытых данных, Севастополь занял лишь предпоследнее 84 место, набрав 11 % из 100 % (замыкает рейтинг Чукотский автономный округ с 10,3 %) [26]. Следует особо отметить, что успешно функционирующие порталы открытых данных зачастую востребованы гражданским обществом и соотносятся с такими атрибутивными принципами информационного общества как открытость, прозрачность и способствуют повышению уровня доверия между государством и гражданами.
В целях реализации проекта «Умный город» сегодня в Севастополе проводится работа по созданию платформы «Цифровой двойник города», поэтапное введение которой планируется к концу 2020 г., что позволит не только собирать информацию в автоматическом режиме и осуществлять мониторинг, но и преодолеть информационную раздробленность управления городом. Осуществляется разработка смарт-помощника (программного обеспечения для пользователей, в том числе и с самыми поверхностными знаниями компьютера) «Активный гражданин», который, автоматически распознавая эмоции через текст обращения, позволит контактировать горожанам с различными органами власти Севастополя [27]. Данное приложение выступит ресурсом привлечения жителей Севастополя к публичным консультациям и со-участию в городской политике. То есть полноценное формирование цифровой среды Севастополя, став фундаментом для достижения целей, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития города до 2030 г., позволит наладить эффективность работы городских систем и улучшить качество жизни населения.
Таким образом, цифровая революция приводит к оформлению сетевого общества и города, в частности. Проникая в повседневные практики горожан, высокие технологии такого рода как «Большие данные», «Интернет вещей» (IoT), облачные вычисления, различные мобильные устройства и девайсы, существенным образом преобразуют жизнь городских сообществ. При этом последние должны быть готовы к внедрению технических новаций, иметь доступ к интернету, обладать элементарной медиаграмотностью и осознавать свои потребности и интересы.
Включение Севастополя в пилотный проект «Умный город» вписывается в логику внедрения в России государственной программы «Цифровая экономика», являясь одним из направлений программы, реализация которой позволит не только изменить структуру экономики города и осуществить технологический рывок, но и значительно увеличить темпы роста и повысить качество жизни севастопольцев.
Качественно новые изменения в развитии города требуют в первую очередь выстраивания системы эффективного политического управления, которое предполагает как реализацию аппаратом власти своих функций, так и «обратную связь», оптимальность которой коррелирует с эффективностью функционирования всей системы «умный город». То есть цифровая трансформация города основывается на качественном изменении содержания политического управления, а именно: предполагает новый механизм обеспечения интеракции власти и социума, базирующийся на «Больших данных» и технологиях предиктивной аналитики. Данная специфика делает государственное управление более адаптивным к потребностям конкретных жителей города.
Политические сети публичного управления города становятся базой для организации разноуровневой коммуникации, а обработка внушительных массивов городских данных способна перевести привычное управление городской жизнью в режим реального времени и повысить потенциал управляемости. И, хотя цифровые технологии в городское управление внедряются высокими темпами, тем не менее еще преждевременно говорить о формировании «умного города», речь можно вести пока о внедрении его технологической основы. Сегодня «умный город» – это постоянно развивающийся процесс, своеобразный действенный инструмент достижения стратегических целей устойчивого развития посредством «умного управления».
Ссылки:
годовой%20отчет%20по%20ГП%20(2017-2022) (дата обращения: 12.04.2020).
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна
Список литературы "Умный город": особенности политического управления (на примере города федерального значения Севастополь)
- The Century of the City // Nature. 2010. Vol. 467, no. 7318. P. 900
- Smart Cities. The city as a platform for Digital Transformation: Policy Paper [Электронный ресурс]. 2016. 54 p. URL: https://www.telefonica.com/documents/341171/45062944/POLICY+PAPER_Smart+Cities_The+City+as+a+platform+for+Digital+Transformation+April+2016.pdf/10f6ad6b-0350-4c98-b11d-0433adf5d0fc
- Albino V., Berardi U., Dangelico R. Smart Cities: Definitions, Dimensions, Performance, and Initiatives // Journal of Urban Technology. 2015. No. 22 (1). Р. 3-21
- Пахомов Е.В. Технологическая основа "Умного города" [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2017. № 3. URL: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_109_Pakhomov1.pdf_0b44ff1497.pdf (дата обращения: 18.04.2020)
- Умные города: модели, инструменты, рэнкинги и стандарты / Дрожжинов В.И., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е. [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5, no. 3. P. 19-48