Уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор и приобретение особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов как альтернативные деяния объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу уничтожения, повреждения до степени прекращения роста, добычи, сбора и приобретения особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов как альтернативных деяний объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ. На основании научной литературы и судебной практики рассмотрена сущностная характеристика данных деяний. Определен момент окончания преступления по каждому из признаков и предложены критерии разграничения незаконной добычи, сбора и приобретения предмета преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ.

Особо ценные растения и грибы, уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор, приобретение, объективная сторона преступления, момент окончания преступления

Короткий адрес: https://sciup.org/148330706

IDR: 148330706   |   DOI: 10.18137/RNU.V9276.25.02.P.097

Текст научной статьи Уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор и приобретение особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов как альтернативные деяния объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ

Вступившая в законную силу 12 октября 2023 года ст. 260.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение, а равно и незаконную добычу, сбор и оборот особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации1 (далее – особо ценные растения и грибы), получила неоднозначную оценку в научной среде [1–10].

Ряд ученых критически оценили конструкцию диспозиции ст. 260.1 УК РФ, атакжетермины, использованные законодателем для закрепления общественно опасных деяний как признаков объективной стороны предусмотренного в ней преступления. Так, к примеру, Е.Ю. Антонова высказала опасение о возможных проблемах в правоприменительной деятельности ввиду «конструкции новой нормы» [1, с. 27]. В свою очередь, Р.А. Забавко отмечает, что использованные законодателем дефи- ниции «не вполне согласованы с уже используемыми в УК РФ категориями» [2, с. 131]. Действительно, если в отношении хранения, перевозки, пересылки и продажи особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов допустимо понимание сущности деяний, основанное на толковании данных терминов для целей иных статей УК РФ, то уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор и приобретение как признаки объективной стороны преступления способны вызвать затруднения в правоприменительной деятельности.

С учетом того, что на сегодняшний день отсутствуют акты легального и судебного толкования дефиниций, использованных законодателем для закрепления деяний, составляющих объективную сторону изучаемого преступления, представляется актуальным провести исследование уничтожения, повреждения до степени прекращения роста, добычи, сбора и приобретения особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов как призна-

Уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор и приобретение особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов как альтернативные деяния объективной стороны преступления...

ков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ.

В первую очередь отметим необходи- мость разграничения терминов «уничтожение» и «повреждение до степени прекращения роста». Ст. 260.1 УК РФ изложена таким образом, что объектом уничтожения и повреждения могут выступать исключительно особо ценные растения или грибы. Уничтожение их частей, продуктов и дериватов не предусмотрено данной уголовно-правовой нормой и в зависимости от ряда условий может быть квалифицировано как соответствующее преступление против собственности или административное правонарушение.

Полагаем, что уничтожение, применительно к особо ценным растениям и грибам, выражается в воздействии на объект, в результате которого следует его неминуемая гибель (прекращение существования) – как его наружной части в виде стеблей, цветов, плодового тела и т. д., так и корневища или мицелия. Фактически уничтожение особо ценных растений и грибов как деяние, предусмотренное объективной стороной ст. 260.1 УК РФ, необратимо ведет к сокращению их численности на конкретное количество единиц. При этом способ уничтожения не имеет значения – это может быть физическое воздействие в виде наезда техникой или затаптывания, химическое травление, сгорание в результате пожара и иные. Полагаем, что уничтожение может быть совершено также в виде преступного бездействия, к примеру, лицом с использованием служебного положения, когда сотрудник ботанического сада или иной природоохранной организации, в должностные обязанности которого входит осуществление своевременного ухода (полив, выставление температурного режима, рыхление почвы и т. д.) осознанно оставляет рас- тение или гриб на длительное время без полива. Если в результате данного бездействия особо ценное растение или гриб за- сохнет (будет уничтожено или повреждено до степени прекращения роста), то лицо должно подлежать уголовной ответственности в соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 260.1 УК РФ.

В свою очередь, категория «до степени прекращения роста» является оценочной. Так, к примеру, если слом ствола для дерева, очевидно, прекращает его рост, то слом одного стебля родиолы розовой (является предметом исследуемого преступления), имеющей до 15 стеблей, не станет фактором прекращения роста. Полагаем, что под повреждением до степени прекращения роста особо ценных растений и грибов следует понимать действия, нарушающие их нормальный рост, имеющие необратимый характер.

Для подтверждения уничтожения особо ценного растения или гриба или причинения ему вреда до степени прекращения роста необходимо привлечение лица, обладающего специальными знаниями (эксперта или специалиста) и проведение ботанической экспертизы.

Уничтожение представляется логичным считать оконченным с момента констатации факта гибели особо ценного растения или гриба, что должно быть неоспоримо очевидным из окружающей обстановки или подтверждено выводами эксперта.

По признаку повреждения до степени прекращения роста деяние окончено с момента констатации факта причинения необратимого вреда.

Совершение в отношении особо ценного растения действий, не прекращающих его роста, к примеру, сбора плодов или срыва цветка, может являться иным деянием – незаконной добычей/сбором и (или) оборотом продуктов или частей.

100 Вестник Российского нового университета100 Серия «Человек и общество», выпуск 2 за 2025 год

Как было отмечено Э.Н. Жевлаковым, «добычу, сбор, приобретение разграничить при квалификации рассматриваемого преступления на практике будет довольно трудно, поскольку лингвистически они толкуются сходно…» [3, с. 6]. В качестве критерия разграничения ученый выделяет масштаб изымаемых объектов, отмечая, что добыча носит промысловый (более масштабный) характер. Аналогичное мнение высказывает и Л.А. Русскевич: «Критерием добычи является промысловый характер деятельности» [4, с. 199].

В свою очередь, диаметрально противоположной точки зрения придерживается Н.Г. Иванов, определяя сбор как изъятие организмов из естественной среды, носящее более масштабный характер, чем добыча [5, с. 28].

Полагаем, что разграничение добычи исбора применимо кст.260.1 УКРФ; представляется логичным определять и разграничивать деяния не в зависимости от масштабов извлекаемых объектов растительного мира и грибов, а в зависимости от сущностной характеристики данных деяний.

Так, в соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова «сбор» в значении слова «собрать» – это сосредоточить где-нибудь, добывая, приобретая или разыскивая; снять, сорвать, убирая, к примеру, ягоды с кустов1. «Добыча» в значении слова «добывать» толкуется как достать, приобрести, получить что-нибудь промыслом; извлечь из недр земли2.

Следовательно, под добычей для целей ст. 260.1 УК РФ представляется обосно- ванным понимать действия, нацеленные на завладение особо ценным растением или грибом, их продуктом, частью, выражающиеся в изъятии данных объектов из среды произрастания путем извлечения из почвы.

При этом сбор в рамках исследуемой нормы предлагается понимать как действия, нацеленные на завладение особо ценным растением или грибом, их продуктом, частью, иным способом, кроме извлечения из почвы. Так, к примеру, у женьшеня настоящего и родиолы розовой особую ценность представляют корни – действия по их завладению следует считать добычей. В свою очередь, особую ценность у рядовки мацутакэ представляет плодовое тело, к завладению которым наиболее применим термин «сбор».

По признаку незаконной добычи и сбора особо ценных грибов или растений, их продуктов, частей деяние представляется логичным считать оконченным с момента начала непосредственного владения, которым может выступать извлечение объекта из естественной среды произрастания, в том числе путем отделения части или продукта от гриба или растения. Полагаем, что для квалификации не имеет значения, смогло ли лицо как-либо распорядиться добытыми (собранными) объектами. Данное положение нашло подтверждение в судебной практике. Так, в Республике Алтай группой лиц по предварительному сговору осуществлялась добыча корней родиолы розовой, которая была выявлена сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ по Республике Алтай в момент патрулирования. Лицами было добыто

Уничтожение, повреждение до степени прекращения роста, добыча, сбор 101 и приобретение особо ценных грибов и растений, их продуктов, частей, дериватов 101 как альтернативные деяния объективной стороны преступления... 101

4 мешка (общей массой свыше 76 кг) кор- или растений требует наступления обще-ней родиолы розовой. Данное деяние было ственно опасных последствий.

квалифицировано в соответствии с ч. 5 ст. 260.1 УК РФ1.

Отдельно стоит отметить, что термины «добыча» и «сбор» применимы к цельным особо ценным растениям и грибам, их частям и продуктам. Добыча или сбор дериватов не представляются возможными, следовательно к ним применим только термин «приобретение».

Приобретение особо ценных растений или грибов, их продуктов, частей, дериватов предлагается понимать как получение особо ценных растений, их продуктов, частей, дериватов любым способом, за исключением добычи и сбора, в том числе путем покупки, получения в дар, в качестве оплаты оказанной услуги/проделанной работы и т. д. Полагаем, что критерием отграничения добычи и сбора от приобретения может выступать опосредованный характер последнего. Иными словами, при приобретении предмета исследуемого преступления, как правило, задействована третья сторона, осуществляющая действия по продаже, передаче, дарению и т. д. Преступление по данному признаку окончено с момента выполнения лицом всех необходимых действий по их приобретению.

Таким образом, состав исследуемого преступления – формально-материальный. Если при добыче, сборе, приобретении (а также хранении, перевозке, пересылке и продаже) предмета преступления данный состав является формальным, то уничтожение или повреждение до степени прекращения роста особо ценных грибов

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что уничтожение применительно к особо ценным растениям и грибам выражается в воздействии на объект, в результате которого следует его неминуемая гибель (прекращение существования) – как его наружной части в виде стеблей, цветов, плодового тела и т. д., так и корневища или мицелия. Под повреждением до степени прекращения роста особо ценных растений и грибов следует понимать действия, нарушающие их нормальный рост, имеющие необратимый характер. Факт уничтожения или повреждения до степени прекращения роста для признания преступления оконченным должен быть неоспоримо очевидным из окружающей обстановки или быть подтвержден лицом, обладающими специальными знаниями.

Уничтожение представляется логичным считать оконченным с момента констатации факта гибели особо ценного растения или гриба, что должно быть неоспоримо очевидным из окружающей обстановки или подтверждено выводами эксперта. По признаку повреждения до степени прекращения роста деяние окончено с момента констатации факта причинения необратимого вреда.

Под добычей для целей ст. 260.1 УК РФ представляется необходимым понимать действия, нацеленные на завладение особо ценным растением или грибом, их продуктом, частью, выражающиеся в изъятии данных объектов из среды произрас-

Вестник Российского нового университетаСерия «Человек и общество», выпуск 2 за 2025 год

тания путем извлечения из почвы. Сбор в рамках исследуемой нормы предлагается понимать как действия, нацеленные на завладение особо ценным растением или грибом, их продуктом, частью, иным способом, кроме извлечения из почвы. Критерием отграничения добычи и сбора является способ извлечения объектов из природной среды. По признаку незаконной добычи и сбора особо ценных грибов или растений, их продуктов, частей деяние представляется логичным считать оконченным с момента начала непосредственного владения.

Приобретение предмета преступления, предусмотренного ст. 260.1 УК РФ, предлагается понимать как получение особо ценных растений, их продуктов, частей, дериватов любым способом, за исключением добычи и сбора, в том числе путем покупки, получения в дар, в качестве оплаты оказанной услуги/проделанной работы и т. д. Критерием отграничения добычи и сбора от приобретения может выступать опосредованный характер последнего. Преступление по данному признаку окончено с момента выполнения лицом всех необходимых действий по их приобретению.

Статья научная