Уподобление леса храму в поэтике Б. Пастернака

Автор: Скоропадская Анна Александровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.14, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается мотив уподобления леса храму. Этот мотив стал сквозным для творчества Бориса Пастернака и лег в основу его философской концепции «Природы-храма», включающей в себя мифологические и библейские традиции. Во многих пастернаковских текстах при описании леса обнаруживаются храмовые аллюзии: в лесу царит «кафедральный мрак», лесные звуки подобны храмовому пению, стволы деревьев - «строю молящихся» или ликам святых. Леса и собор объединяются общим устремлением вверх, что дает образное представление о высших законах мироздания: природа вся пронизана божественным замыслом и живет в полном подчинении ему. Наиболее ярко концепция «Природы-храма» представлена в книге стихов «Когда разгуляется» и в романе «Доктор Живаго». В детском сознании Юрия Живаго универсальный локус леса вбирает в себя весь «внешний мир», Бог уподобляется леснику, следящему за происходящим на земле. Взрослый Живаго сохраняет в себе этот первообраз, именно в лесу проникаясь даром живого духа и стараясь жить по законам леса-храма в городе.

Еще

Б. пастернак, поэтика, мотив, образ леса, образ храма

Короткий адрес: https://sciup.org/14748976

IDR: 14748976   |   DOI: 10.15393/j9.art.2016.3621

Список литературы Уподобление леса храму в поэтике Б. Пастернака

  • Абрамова К. В. Стихотворение Б. Пастернака «В лесу» в контексте книги «Темы и вариации» и цикла «Нескучный сад»//Сибирский филологический журнал. -2012. -№ 4. -С. 66-72.
  • Барыкин А. В. Стихотворение Б. Пастернака «Эдем»: феноменологическое прочтение//Альманах современной науки и образования. -Тамбов: Грамота, 2008. -№ 2 (9): в 3 ч. -Ч. I. -С. 32-35.
  • Бёртнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго»//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. -Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 1. -С. 361-377.
  • Бройтман С. Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя -жизнь». -М.: Прогресс-Традиция, 2007. -608 с.
  • Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. -М.: Сов. писатель, 1989. -222 с.
  • Витт С. О пространстве леса в поэтике Пастернака//«Любовь пространства…»: Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака. -М.: Языки славянской культуры, 2008. -С. 175-188.
  • Гаспаров М. Л., Подгаецкая И. Ю. «Сестра моя -жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. -М.: РГГУ, 2008. -Вып. 55: Чтения по истории и теории культуры. -192 с.
  • Гаспаров М. Л., Поливанов К. М. «Близнец в тучах» Бориса Пастернака: опыт комментария. -М.: РГГУ, 2005. -Вып. 47: Чтения по истории и теории культуры. -143 с.
  • Данин Д. Бремя стыда: Книга без жанра. -М.: Московский рабочий, 1996. -384 с.
  • Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. -М.: Христианская литература, 2000. -Ч. VI. -896 с.
  • Есаулов И. А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго»//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. -Вып. 6: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 3. -С. 483-499.
  • Иванова Н. Борис Пастернак: участь и предназначение. -СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000. -344 с.
  • Камедина Л. В. Творчество как преодоление зла в духовно-нравственном становлении личности. -М.: Директ-Медиа, 2014. -260 с.
  • Малеваная Д. Книга стихов Б. Пастернака «Когда разгуляется»: итог творческого пути//Балтийский филологический курьер. -2009. -№ 7. -С. 70-84.
  • Маркова Е. И. Храм или мастерская? Две тенденции в изображении природы//Верность человеческому: Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. -М., 1992. -C. 94-101.
  • Мень А. История религии: В поисках пути, истины и жизни: в 7 т. -М.: Слово, 1991. -T. 1. -286 с.
  • Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. -М.: Сов. писатель, 1987. -272 с.
  • Померанц Г. Неслыханная простота//Литературное обозрение. -1990. -№ 2. -С. 19-24.
  • Степун Ф. Борис Леонидович Пастернак//Литературное обозрение. -1990. -№ 2. -С. 67-70.
  • Сухих С. И. Два ключевых романа 50-х гг. ХХ в. («Русский лес» Л. Леонова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака)//Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. -2012. -№ 4. -C. 385-392.
  • Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. -СПб.: Академический проект, 2003. -462 с.
  • Франк В. С. Водяной знак: Поэтическое мировоззрение Пастернака//Литературное обозрение. -1990. -№ 2. -С. 72-77.
  • Химич В. В. Поэтика романов Леонида Леонова. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. -127 с.
  • Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. -М.: Высшая школа, 1990. -304 с.
Еще
Статья научная