Управление инновационным потоком как основой инновационной бизнес-модели виртуальных организаций
Автор: Долгова Татьяна Валентиновна
Журнал: Научный вестник Южного института менеджмента @vestnik-uim
Рубрика: Экономическая политика и хозяйственная практика
Статья в выпуске: 1 (9), 2015 года.
Бесплатный доступ
Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу. Особое значение в таком обществе приобретают новые организационные формы - виртуальные организации, представляющие собой сети кооперирующихся в информационном пространстве экономических агентов.
Инновационный поток, бизнес-модель, виртуальные организации, знания, информация, экономика сервиса
Короткий адрес: https://sciup.org/14338789
IDR: 14338789
Текст научной статьи Управление инновационным потоком как основой инновационной бизнес-модели виртуальных организаций
Знание и информация являются в сервисной экономике основными факторами производства. Интересно, что именно нематериальные блага с весьма субъективной полезностью сегодня выступают подлинным производительным ресурсом, таким как земля, труд и капитал. Как следствие, отличительными особенностями экономики сервиса стали определяющая роль информационного обмена, по сравнению с энергетическим и материальным.
В связи с этим большую популярность наряду с понятием экономика сервиса получили термины «информационная экономика», «сетевая экономика» и «экономика знаний». Перспективность такого типа экономики по сравнению со всеми предшествующими проявляется в том, что ее главный производственный ресурс относится к практически неисчерпаемым ресурсам, и как следствие влечет за собой безграничные возможности создания новых рабочих мест. В экономике сервиса в процессе производства, обработки и распространения информации задействована подавляющая часть активной рабочей силы страны.
Важнейшим условием формирования экономики сервиса является снижение материальных факторов в процессе производства. Проследить изменение роли традиционных производственных активов можно на примере принципиально нового качества роста экономических показателей. Так научно-технический прогресс в экономике сервиса дает возможность увеличивать производство материальных благ без наращивания рабочей силы, сырья и энергии, задействованных в производственном процессе.
Виртуальную экономику невозможно рассматривать отдельно от понятия «информация», которая согласно М. Кастельсу [1] является максимально продуктивной и ценной только тогда, когда встроена в материальное производство или в сферу товарно-денежных операций. Подобное ограничение есть и в развитии виртуальной экономики, поскольку даже она сводится к реально предоставляемым товарам и услугам, удовлетворяющим различные мотивы и потребности клиентов.
Согласимся с одним из родоначальников рунета Е. Горным [2] , который перечисляет следующие характерные черты виртуальной экономики:
-
1) Бестелесность, редукция личности к ее семиотическим манифестациям (т.е. к текстам в самом широком смысле);
-
2) Анонимность, по крайней мере, возможность таковой – однако анонимность в данном случае следует понимать не как отсутствие имени, но как произвольную связь между «реальной» и «онлайновой» личностями;
-
3) Расширенные возможности идентификации, свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик;
-
4) Множественность, возможность иметь ряд различных виртуальных личностей одновременно или последовательно;
-
5) Автоматизация, возможность полностью или частично симулировать активность виртуальной личности, используя компьютерные программы (что связывает виртуальную личность с искусственным интеллектом и робототехникой).
Следует отметить, превращение деструктивных тенденций в контексте традиционной экономики в конструктивные в контексте экономики виртуальной.
Интересно мнение В.С. Новикова [3] , выделяющего в виртуальной экономике ряд трендов:
-
1) В виртуальной экономике под воздействием инновационной деятельности изменяются состав и структура воспроизводственного цикла, поскольку научно-исследовательские, опытно-проектные и конструкторские работы органически включаются в воспроизводственный процесс.
-
2) Виртуальная экономика характеризуются сравнительно симметричным распределения информации, свободным доступом и равенством партнеров, прозрачностью (открытостью и постоянной доступность информации для участников сделки), реальным режимом времени осуществления сделок, отсутствием пространственных границ.
-
3) Виртуальная экономика способствуют снижению различных видов издержек (в т.ч. трансак-ционнных), росту действенности бизнес-процес-сов, снижению барьеров входа в отрасли новым агентам и минимизации монополизированности существующих рынков.
На наш взгляд к главным особенностям виртуальной экономики необходимо отнести: высокую степень рефлексивности [4], нарастающий индетерминизм [5], симулятивность (замещение реальных финансовых инструментов суррогатными) [6], иллюзорность [7].
Развитие информационной экономики в России невозможно представить без инновационных организационных форм предприятий. Одной из таких форм являются виртуальные организации, которым присущи следующие ключевые факторы успеха [8,9,10]: инновационная бизнес-модель; возможность быстрой адаптации бизнес-модели к меняющимся условиям и новым возможностям; ограничение числа компетенций и звеньев цепочки ценностей; сохранение технологического первенства; создание электронной цепочки ценностей, обеспечивающей лидерство за счет дифференциации по издержкам или на основе оптимальных издержек.
Инновационная бизнес-модель данной организационной формы тесно связана с инновационным потоком, представляющим собой совокупность инновационных проектов, в рамках которых осуществляются инновации, на различных стадиях жизненного цикла. В рамках инновационного потока из всей совокупности предприятий-партнеров, входящих в виртуальную сеть формируются инновационные цепочки. Причем конкретное общество может быть участником нескольких цепочек.
На входе инновационный поток виртуального сети имеет бизнес-идеи и требования заказчика-со-производителя продукции, его выходом является совокупность нематериальных объектов собственности. Под нематериальными объектами собственности организаций виртуального типа будем понимать как патенты, авторские права, присущие также и традиционным предприятиям, так и бизнес-идеи, возникающие в процессе реализации большого числа инновационных проектов.
Определяя технико-экономические параметры и потребительские свойства продукции для себя, потребитель, таким образом, формирует техническое задание на производство и дает исходный импульс к его началу. Создаваемая в таких условиях стоимость будет зависеть не от величины производственных активов предприятия, а только лишь от его внутренних способностей отреагировать на запрос клиента. Получается, что сначала виртуальное предприятие продает продукт, а лишь затем его производит.
Рассмотрим, что происходит с процессами, в ходе которых на традиционных предприятиях образуется новая стоимость, если рассматривать их применительно к виртуальной бизнес-системе:
Таблица 1
Этапы управления нематериальными объектами собственности (НОС) виртуальных предприятий
Этап управления НОС |
Действия органа-координатора |
инвентаризация всех объектов собственности |
Внесение всех НОС агентов в базу данных органа-координатора виртуальной сети, обоснование их рыночной стоимости, распределение НОС на профильные и непрофильные для осуществляемого на данный момент виртуального проекта |
выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению НОС |
Разработка органом-координатором плана по использованию НОС исходя из модели бизнес-процессов виртуального проекта (проектов) |
определение целей и результатов использования объектов собственности |
Составление с помощью метода экспертных оценок портфеля профильных НОС для данного проекта |
Оценка эффективности управления НОС |
Орган-координатор проводит оценку стратегической применимости объектов собственности в рамках проекта, оценку стратегической полезности объектов, оценку эффективности управления НОС с помощью метода экспертных оценок |
Процесс подготовки производства в виртуальной организации не играет самостоятельной роли и соединяется с процессом производства продукции, т.к. само производство возможно лишь в случае определенного заказа конечным потребителем продукции.
Процесс маркетинга продукции заменяется маркетингом возможностей виртуального предприятия. Причем эти возможности заказчик может оценить самостоятельно в процессе выполнения его заказа.
Процесс реализации продукции виртуального предприятия перемещается на первое место в процессе создания цепочки ценности, т.к. заказчик сначала «купил» товар, а производство начинается после его покупки.
Послепродажное обслуживание приобретает новые качества, что связано с тем возрастанием роли заказчика в процессе производства товара. По сути, оно превращается в процесс сопровождения производителем своего продукта на всем протяжении его жизненного цикла.
Заметим, что заказчик играет ведущую роль в процессе создания и функционирования виртуальной организации, состоящей из независимых рыночных элементов (предприятий), объединенных для выполнения проекта. Тогда можно сказать, что все участники виртуальной организации – потребитель, поставщики, производители, транспортные и другие предприятия – комбинируют свои бизнес-процессы для достижения конкретной цели.
Управление нематериальными объектами собственности является одним из важнейших элементов инновационного потока виртуальной организации. Выполнять данную функцию, по-нашему мнению, должен орган-координатор виртуальной сети. Считаем, что для виртуальных предприятий можно выделить следующие этапы управления нематериальными объектами собственности (табл. 1).
Список литературы Управление инновационным потоком как основой инновационной бизнес-модели виртуальных организаций
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУВШЭ, 2000. -с. 173.
- Горный Е. Онтология виртуальной личности. «Сетевая Словесность», 25.04.2007.
- Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование детерминант функционирования виртуальной экономики в региональной экономической системе//Экономика и предпринимательство. -2012. -№ 2 (25). -С. 51-58.
- Kroker A., Weinstein M. Data trash. The theory of the virtuаl class. Monreal, 1994. -С. 67.
- Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема//Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000. -С. 202.
- Паринов С., Яковлева Т. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий . URL: http:http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm
- Сорос Дж. Алхимия финансов. М., 1998. 416 с.
- Ткачева Е.Н. Использование методики оценки синергетического эффекта для определения эффективности образования виртуальных организаций//Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права. Материалы Международной научной конференции. Коллективная монография/Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, А.Ю. Архипова, В.И. и др. -Краснодар, ЮИМ. -2008. -с. 497.
- Хашева З.М., Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпосылки становления и особенности управления//Вопросы экономики и права. -2012. -№ 44. -С. 61-68.
- Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизаицонных сетей//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2012. -№ 1. -С. 322-329.