Уральские горы или таблица Менделеева. О предмете и методе истории русской литературы. Часть вторая
Автор: Баршт Константин Абрекович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье сформирована гипотеза об устойчивой связи между системой ценностей литературного персонажа, характером сюжетной событийности и окружающим его пространством, наполненным вещами и явлениями. Исходя из ценностной окрашенности любого фабульного факта или явления, формирующего событийный ряд в сюжете, выдвигается предположение о возможности строительства литературно-эстетической типологии на основе универсальной ценностной структуры, сформировавшейся естественным образом вокруг вопроса о цели и смысле существования человека и человечества. Предпосылкой совершения поступка литературным героем и формирования сюжетного события является набор условий, сформированных ценностными системами - его собственной и окружающих его людей. Окружение персонажа индексирует его онтолого-аксиологический статус, что позволяет уточнить свойства повествовательной модели произведения, добавляя новые сведения относительно актуальных условий формирования сюжетного события. Аргументом в пользу такой возможности является тот факт, что равным образом и в реальной действительности, и в художественном мире произведения наблюдается возникновение структур, организующих ценностный мир человека с центральной точкой в виде сакрального символа, ниже которого расположены гедонистический, социальный, физиологический и другие уровни бытия. В трансцедентальной реальности индивидуума формируются характерные концентрические круги, зоны его метафизической ответственности. Проблема в том, что ценностная система человека расположена и функционирует в его кругозоре, получая в реальной действительности значительный диапазон различных оценок, однако в эстетическом объекте пространственно-вещевое окружение выстроено автором в стратегическом соответствии с кругозором персонажа, что дает основания для строительства типологии, основанной на уровне удаленности / противоречия / совпадения / приближения и т.д. к сакральному центру ценностной системы, с помощью которой оказывается возможным описание литературы как непротиворечивой и цельной структуры.
Аксиология, повествование, пространственно-предметный мир, история литературы, зоны ответственности, система ценностей
Короткий адрес: https://sciup.org/149127479
IDR: 149127479 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00093
Список литературы Уральские горы или таблица Менделеева. О предмете и методе истории русской литературы. Часть вторая
- Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М., 2011.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М., 2003. С. 69-283.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М., 2003. С. 7-68.
- Бахтин М.М. 1961 год. Заметки // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 329-360.
- Бахтин М.М. К «Роману воспитания» // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3. М., 2012. С. 218-335.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 3. М., 2012. С. 340-512.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
- Гуковский Г. А. Очерки по истории русского реализма. Ч. 1. Саратов, 1946.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 6. М., 1973.
- Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998.
- Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1960. Т. 19. Вып. 3. С. 177-186.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.
- Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
- Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусств // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. Т. 3. Л., 1987. С. 440-449.
- Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении литературы // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 10-22.
- Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: эпохи и стили. СПб., 1998.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
- Лотман Ю.М. О.М. Фрейденберг как исследователь культуры // Труды по знаковым системам. Т. 6. Тарту, 1973. С. 482-486.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 13-285.
- Олейников А. Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарра-тология: попытка сравнительного анализа // Русская теория. 1920-1930-е годы: материалы X Лотмановских чтений. М., 2004. С. 124-146. URL: http://kogni.narod. ru/freiden.htm (дата обращения 21.03.2020).
- Остин Д. Три способа пролить чернила. СПб., 2006.
- Перетц В.Н. Краткий очерк методологии истории русской литературы. Пг., 1922.
- Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторический корни волшебной сказки. М. 1998.
- Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. М.; СПб., 1998.
- Сакулин П.Н. Наука о литературе, ее итоги и перспективы. Т. XV. Синтетическое построение истории литературы. М., 1925.
- Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 38-51.
- Тюпа В.И. Модусы художественности // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 127-128.
- Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М., 2010.
- Тюпа В.И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3(18). С. 8-24.
- Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.
- Фрейденберг О. Происхождение литературного описания / публ. и прим. Н. Костенко и Н. Брагинской // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siеdlсе, 2018. С. 28-76.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
- Шмид. В. Нарратология. М., 2008.
- Эко У Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2005.
- Энгельгардт Б.М. Формальный метод в истории литературы. Л., 1927.
- Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.