Уравнение состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном
Бесплатный доступ
Представлены результаты построения полуэмпирического уравнения состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном. Уравнение состояния включает в себя тепловую и холодную составляющие. Для описания холодной составляющей уравнения состояния было проведено обоснование выбора формы (m и n) потенциала межмолекулярного взаимодействия, адекватно описывающего структуру взаимодействий в компонентах композиционного материала. Для описания тепловой составляющей данного уравнения состояния свободная энергия Гельмгольца определялась в приближении Дебая. При построении уравнения состояния было показано, что уравнение состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном, может быть представлено в форме Ми-Грюнайзена. Предложен вид зависимости коэффициента Грюнайзена от объема и подход к определению коэффициента Грюнайзена при начальных условиях проведения эксперимента по ударно-волновому воздействию на композиционный материал. Построены экспериментальные и расчетные ударные адиабаты полимерного композита, армированного S2 стекловолокном. Равенство первой и второй производных экспериментальной и теоретической ударных адиабат в точке, определяющей начальное состояние композитного материала, позволило определить коэффициенты, входящие структуру (m и n) потенциала межмолекулярного взаимодействия компонентов композиционного материала. Сравнение давлений, рассчитанных по определенному в работе уравнению состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном, с экспериментальной ударной адиабатой показало, что они совпадают с расхождением менее 1 %.
Уравнение состояния, энергия гельмгольца, приближениедебая, коэффициент грюнайзена, уравнение ми-грюнайзена
Короткий адрес: https://sciup.org/147234114
IDR: 147234114 | DOI: 10.14529/mmph200307
Текст научной статьи Уравнение состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном
Изучение поведения разнородных материалов в условиях динамической загрузки имеет жизненно-важное значение для многих областей применения композитов. Сложность построения уравнений состояния таких материалов заключается в том, что компоненты, входящие в состав композита, имеют разные механические и термодинамические свойства. Понимание реакции композитных материалов на ударно-волновые нагрузки имеет важное практическое значение в ситуациях, связанных со смягчением удара и взрыва, а также оптимизацией конструкций сооружений, имеющих дело с потенциальной опасностью динамического нагружения. В настоящее время множество различных материалов, начиная от металла, керамики и полимеров, как в монолитных, так и в композитных формах, используются для достижения поставленных целей. Наибольшее распространение получили стекловолоконные [1] и углерод-углеродные композиционные материалы [2].
В литературе имеется большой объем экспериментальных данных о распространении ударных волн в гетерогенных и композитных материалах [3-8]. Применение полимерных композитов, армированных S2 стекловолокном [9], в качестве важного компонента в системах, связанных со смягчением ударно-волновых нагрузок, требует углубленного и детального изучения поведения композиционного материала в широком диапазоне напряженных состояний. Для таких систем рассеяние, дисперсия и ослабление ударных волн играют решающую роль при определении тер- момеханической реакции среды. В частности, нелинейное поведение полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном (GRP), можно отнести к сложной структуре материала, развитию многочисленных повреждений в виде обширного расслоения, сдвига волокна, разрушения волокна при растяжении, большого отклонения волокна, микроразрушения волокна и локального напряжения волокна.
Несмотря на большой объем экспериментального материала, многие особенности ударноволнового нагружения композиционных материалов могут быть исследованы только с помощью математического моделирования. Для быстропротекающих процессов математическое моделирование очень часто оказывается единственным надежным источником получения достоверной информации. Для замыкания математических моделей актуальной остается проблема получения точных уравнений состояния [9].
Целью настоящей работы является разработка подхода к построению уравнения состояния S2 стеклопластиковых армированных полимерных композитов для описания экспериментов по ударно-волновому воздействию, представленных в работе [9], до уровней давления во фронте ударной волны 4,5 ГПа.
Уравнения состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном
В зависимости от набора экспериментальных данных построение полуэмпирического уравнения состояния связующего [10-13] и минералов [13-18] начинается с выбора термодинамического потенциала. В данной работе таким термодинамическим потенциалом является свободная энергия Гельмгольца F(V , T ), которая наиболее простым и естественным образом связана с моделью строения вещества [10-13] и автоматически разбивается на тепловую и «холодную» составляющие:
F = U + Eov + kT £ ln(1 - exp( - h^. )), E ov = | £ h ^ . a kT 2 a
Здесь U , T , h , к , <у а, Ew - энергия межчастичного взаимодействия между атомами композитного материала, температура тела, постоянная Планка, постоянная Больцмана, частоты нормальных колебаний, энергия нулевых колебаний соответственно. В формуле (1) суммирование производится по всем частотам нормальных колебаний молекул, входящих в структуру композитного материала. Определив выражение для функции свободной энергии Гельмгольца F(V , T ), путем дифференцирования по объему и температуре данного термодинамического потенциала находятся все выражения для определения как измеряемых (давление), так и вычисляемых термодинамических характеристик (внутренняя энергия, энтропия) [19].
Не ограничивая общности, применим подход Дебая и перепишем колебательную часть свободной энергии Гельмгольца F(V , T ) свободной энергии в выражение (1) следующим образом:
F = U + E ov
(
+ 3 NRT — v ^D >
5 d
J ! ln(1 - exp( - ! )) d ! , o
здесь R , N , 6 D - универсальная газовая постоянная, поделенная на эффективную молекулярную массу композитного вещества ц , число атомов, характеристическая температура Дебая.
Интегрируя по частям третье слагаемое в выражении для свободной энергии F ( V , T ) , определенное равенством (2), а также вводя функцию Дебая D ( x ) [20]
x d!
exp ( ! ) - 1 ,
D ( x ) = A J ! 3
x 0
получим следующее выражение для свободной энергии Гельмгольца:
F = U + E0V + 3 NRT ^ In ( 1 - exp( - xD ) ) -
D ( x D ) Л
3 ) ,
где xD = 6 D / T .
Механика
Выражение для свободной энергии F(V,T) (3), позволяет определить давление P и энтропию S путем дифференцирования свободной энергии Гельмгольца по объему и температуре соответственно p=-dF 1
(д V ) T
-
д U
T V
-
dE OV. - 3 nrtd ( xD ) d ^ ln ^ D j - dV v D) d ( In V ) V
S = -
3 NR In ( 1 - exp( - xD ) )
-
D ( x D )
- 3 NMRD ( xD ) ^ .
При выводе формулы ( 5 ) было использовано свойство функции Дебая
D (x) =---- xD'(x), exp (x)-1 3
где штрих обозначает дифференцирование по характеристической температуре x .
Уравнения (3) и (5) позволяют определить выражения для энергии E и теплоемкости при постоянном объеме C :
E = F + TS = U + E0 V + 3 NRTD ( xD ) ,
CV = 3 NR 4 D ( xD ) -
3 xD exP(xD ) - 1
.
Вводя в рассмотрение коэффициент Грюнайзена по формуле y v = -d(In6d) ГD ( ) d (In V) ’ выражение (4) можно записать в виде
P =
—
д U д V
—
dE0 V 1 3 NRT y d ( V ) D ( Xd )
dV
V
.
Исходя из определения энергии нулевых колебаний и учитывая разделение частот, получаем dE выражения для функций Eov и —0V-:
o V dV
1 9
eov = - E h®« = оnR^d ( v );
2 a 8
dE o v_ 9 NR Y d ( V W ( V )
dV 8
V
.
Дифференцируя выражение (3) по объему V c учетом равенства (9), получим выражение для давления P:
P = 3 NRT Y D ( V ) ( d ( xd ) ) + Px , Px = -dU + 9 nrtyd ( v ) Xd j v , V д V 8
где второе выражение (10) определяет холодную составляющую давления композитного материала.
Объединяя давление нулевых колебаний с тепловой частью давления, преобразуем первое равенство (10) к следующему виду
P = 3 NRT y d (V ) p (D ( Xd ) + 3 Xd ) + Pc P c = -
.
8 д V
Подставляя выражение для энергии нулевых колебаний в равенство (6), получим следующее выражение для определения внутренней энергии
9 „
E = U + - NR 0 ( V ) + 3 NRTD ( xD ).
Объединяя второй и третий члены правой части последнего уравнения, получим выражение для определения внутренней энергии
. 3 ,
E = U + 3 NRT ( D ( xD ) + - xD ).
Выражая второй член правой части уравнения (12) через внутреннюю энергию E и энергию меж частичного взаимодействия U и подставляя полученное равенство в уравнение (11), получим уравнение состояния в форме Ми–Грюнайзена
P - Pc = Y d (V ) p ( E — U ) (13)
Для полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном, в работе [8] на основании экспериментальных данных была получена зависимость скорости ударной волны D от массовой скорости полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном, за ударной волной u :
D = a + bu = 3,228 + 0,996 u , (14)
где a и b – постоянные значения, определенные из экспериментов по ударно- волновому нагружению полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном. Выражение для скорости ударной волны (14) позволяет построить ударную адиабату полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном в виде:
P = p 0 a 2(1 - x )/(1 - b (1 - x ))2, (15)
где x = p 0/ p . Для уравнения Ми-Грюнайзена (13) построим ударную адиабату (адиабату Рен-кина–Гюгонио). Соотношение, связывающее внутреннюю энергию и давление за фронтом сильной ударной волны, имеет следующий вид
Р,
E - Eо = 2 (Vo — V), где E,P,V – значения внутренней энергии, давления и удельного объема за фронтом ударной волны соответственно, Eo, Vo значения внутренней энергии и удельного объема до фронта ударной волны.
Выражая внутреннюю энергию E из уравнения (13) и подставляя в последнее уравнение, получим уравнение для адиабаты Ренкина–Гюгонио
P = ( Pc + Y d (V ) Р (E o — U ))/(1 — 0,5 y d (V ) p (V — V )) . (16)
Выражение для коэффициента Грюнайзена в дальнейшем было принято в виде, полученном в работе [21, 22]
Y d (V ) = Y o ( P / P o), (17)
где Y o — значение коэффициента Грюнайзена при начальной плотности р 0 равной 1,959 г/см3 [8]. Для определения начального значения коэффициента Грюнайзена y 0 рассмотрим предельный случай, когда давление P стремится к бесконечности, и определим предельные значения плотности p , или удельного объема V . Из уравнения (15) следует, что давление стремится к бесконечности, когда знаменатель равен нулю. Таким образом, из равенства
-
1 - b (1 - x ) = 0, следует, что
- x,= (b -1)/b. (18)
Из уравнения Ренкина–Гюгонио (16) можно определить начальное значения коэффициента Грю-найзена при условии стремления давления к бесконечности в точке x , . Из равенства нулю знаменателя в уравнении (16)
1 - o,5 Y o(1 - x , ) = 0, получаем, что начальное значение коэффициента Грюнайзена связано с параметром b экспериментальной ударной адиабаты следующим образом:
Yo = 2 b.(19)
Таким образом, уравнение Ренкина–Гюгонио можно представить в следующем виде:
P = (Pc + 2bpo(Eo -U))/(1 -b(1 -x)).(20)
Сравнение выражений для описания холодной составляющей давления и внутренней энергии, полученных в работе [23], с уравнением Винета [24], показало [23], что эти составляющие могут быть представлены следующим образом:
Pc = 3poCo2 (x-(m+1) - x-n+1)),(21)
Механика
U = 3 C 2

где C 0 - объемная скорость звука, равная 2,6 км/с [8]. Из равенства нулю при x = 1 экспериментальных (15) и расчетных (20) значений давления на ударной адиабате следует, что
E о = U о = 3 C о2 1I . (23)
V m n )
Для определения значений m и n, потребуем равенства первой и второй производных по x на экспериментальной (15) и расчетной (20) ударных адиабатах в точке x = 1. Получим систему из двух уравнений
cP ex |
_ d P calc _ |
. d Pc |
d x |
d x |
d x |
6 2P ex |
_ d 2 P calc |
_ d Pc |
d x 2 |
d x 2 |
d x 2 |
,
где Pex и Pcalc определяются из уравнений (15) и (20) соответственно.
Подставляя в уравнения (24) и (25) выражения для соответствующих производных давления на ударных адиабатах, определенных равенствами (15) и (20) по x , получим следующую систему уравнений для нахождения параметров m и n :
a 2/(3 C 2) = m - n , (26)
(4 a 2 b ) /(3 C 02) = ( m + 1)( m + 2) - ( n + 1)( n + 2). (27)
В результате решения системы уравнений (26) и (27) были получены следующие значения: m = 0,7567, n = 0,2429. В таблице приведены значения давлений на экспериментальной [8] и расчетной ударной адиабате (20).
Сравнение экспериментальных и рассчитанных значений давления
£ |
x |
Pex , ГПа |
P calc , ГПа |
0,01 |
0,99 |
0,2083 |
0,2083 |
0,02 |
0,98 |
0,4250 |
0,4252 |
0,03 |
0,97 |
0,6507 |
0,6512 |
0,04 |
0,96 |
0,8857 |
0,8869 |
0,05 |
0,95 |
1,1304 |
1,1377 |
0,06 |
0,94 |
1,3854 |
1,3895 |
0,07 |
0,93 |
1,6511 |
1,6576 |
0,08 |
0,92 |
1,9280 |
1,9380 |
0,09 |
0,91 |
2,2168 |
2,2312 |
0,10 |
0,90 |
2,5179 |
2,5387 |
0,11 |
0,89 |
2,8319 |
2,8580 |
0,15 |
0,85 |
4,2320 |
4,2588 |
Приведенные в таблице данные показывают, что расхождение экспериментальных и расчетных значений давления на ударных адиабатах менее 1 %.
Выводы
-
1. Предложенный в данной работе подход позволил получить уравнение состояния, позволяющее с высокой точностью воспроизводить экспериментальные данные по ударно-волновому нагружению полимерного композиционного материала, армированного S2 стекловолокном.
-
2. Преставление уравнения состояния в форме Ми–Грюнайзена позволяет применять данную методику и к другим композитным материалам, для которых известны экспериментальные ударные адиабаты и объемная скорость звука при нормальных условиях.
Список литературы Уравнение состояния полимерного композита, армированного S2 стекловолокном
- Neubrand, A. Gradient materials: an overview of a novel concept / A. Neubrand, J. Rodel // Zeitschrift fur Metallkunde. - 1997. - Vol. 88, № 5. - P. 358-371.
- Влияние структурных неоднородностей углерод-углеродных композиционных материалов тепловой защиты гиперзвуковых летательных аппаратов на разбросы обгарных форм / М.Г. Булыгин, Г.Ф. Костин, Н.Н. Тихонов и др. // Конструкции из композиционных материалов. - 2004. -№ 3. - С. 3-15.
- Barker, L.M. A Model for Stress Wave Propagation in Composite Materials / L.M. Barker // J. Composite Materials. - 1971. - Vol. 5, Iss. 2. - P. 140-162.
- Holmes, B.S. Steady shock waves in composite materials / B.S. Holmes, F.K. Tsou // J. Appl. Phys. - 1972. - Vol. 43, Iss. 3. - P. 957-961.
- Lundergan, C.D. Propagation of Stress Waves in a Laminated Plate Composite / C.D. Lundergan, D.S. Drumheller // Journal of Applied Physics. - 1971. - Vol. 42, Iss. 2. - P. 669 - 675.
- Munson, D.E. Stress-wave propagation in Al2O3-epoxy mixtures / D.E. Munson, R.R. Boade, K.W. Schuler // J. Appl. Phys. - 1978. - Vol. 49, Iss. 9. - P. 4797-4807.
- Munson, D.E. Steady wave analysis of wave propagation in laminates and mechanical mixtures / D.E. Munson, K.W. Schuler // Journal of Composite Materials. - 1971. - Vol. 5, Iss. 3. - P. 286-304.
- Oved, Y. Shock wave propagation in layered composites / Y. Oved, G.E. Luttwak, Z. Rosenberg // Journal of Composite Materials. - 1978. - Vol. 12, Iss. 1. - P. 84-96.
- Shock compression behavior of a S2-glass fiber reinforced polymer Composite / L. Tsai, F. Yuan, V. Prakash, D P. Dandekar // J. Appl. Phys. - 2009. - Vol. 105, Iss. 9. - P. 093526-1-09352611.
- Китайгородский, А.И. Молекулярные кристаллы / А.И. Китайгородский. - М: Наука, 1971. - 424 с.
- Бушман, А.В. Модели уравнения состояния вещества / А.В. Бушман, В.Е. Фортов // Успехи физических наук. - 1983. - Т. 140, № 6. - С. 177-232.
- Жарков, В.Н. Уравнения состояния при высоких температурах и давлениях / В.Н. Жарков, В.А. Калинин. - М.: Наука, 1968. - 311 с.
- Olinger, B. The isothermal linear and volume compression of pentaerythritol tetranitrate (PETN) to 10 GPa (100 kbar) and the calculated shock compression / B. Olinger, P.M. Halleck, H.H. Cady // J. Chem. Phys. - 1975. - Vol. 62, Iss. 11. - P. 4480-4483.
- Дорогокупец, П.И. Почти абсолютные уравнения состояния алмаза, AG, AL, AU, CU, MO, NB, PT, TA, W для квазигидростатических условий / П.И. Дорогокупец, Т.С. Соколова, Б.С. Данилов, К.Д. Литасов // Геодинамика и тектонофизика. - 2012. - Т. 3, № 2. - С. 129-166.
- Уравнения состояния форстерита, вадслеита, рингвудита, акимотоита, MgSiO3-перовскита и постперовскита и фазовая диаграмма системы Mg2SiO4 при давлениях до 130 ГПа / П.И. Дорогокупец, А.М. Дымшиц, Т.С. Соколова и др. // Геология и геофизика. - 2015. - Т. 56, № 1-2. - С. 224-246.
- Дорогокупец, П.И. Внутренняя ангармоничность уравнениях состояния твердых веществ / П.И. Дорогокупец, А.Р. Оганов // Доклады Академии наук. - 2004. - Т. 394, № 6. - С. 804-807.
- Dorogokupets, P.I. Thermodynamic functions at zero pressure and their relation to equations of state of minerals / P.I. Dorogokupets // American Mineralogist. - 2000. - Vol. 85, № 2. - С. 329-337.
- Дорогокупец, П.И. Термическое уравнение состояния минералов / П.И. Дорогокупец, И.К. Карпов, В.В. Лашкевич // Записки Всесоюзного минералогического общества. - 1988. -Т. 117, № 3. - С. 334-344.
- Базаров, И.П. Термодинамика / И.П. Базаров. - М.: Высшая школа, 1991. - 375 с.
- Ландау, Л.Д. Статистическая физика. Ч. I / Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. - М.: Наука, 1976. -583 с.
- Ковалев, Ю.М. Определение вида коэффициента Грюнайзена для молекулярных кристаллов / Ю.М. Ковалев // Доклады Академии наук. - 2005. - Т. 403, № 4. - С. 475-477.
- Ковалев Ю.М. Функция Грюнайзена для твердых взрывчатых веществ / Ю.М. Ковалев // Вопросы атомной науки и техники. Серия: Математическое моделирование физических процессов. - 2005. - № 2. - С. 55-59.
- Ковалев, Ю.М. Определение температурной зависимости изобарического коэффициента объемного расширения для некоторых молекулярных кристаллов нитросоединений / Ю.М. Ковалев // Инженерно-физический журнал. - 2018. - Т. 91, № 6. - С. 1653-1663.
- A Universal Equation of State for Solids / P. Vinet, J.R. Smith, J. Ferrante, J.H. Rose // Journal of Physics C: Solid State Physics. - Vol. 19, no. 20. - L467-L473.