Уровень лизоцимной активности сыворотки крови у лактирующих коров линий быков Рефлекшн Соверинг и Вис Айдиал

Автор: Еременко В.И., Лысых А.А., Швец О.М.

Журнал: Вестник аграрной науки @vestnikogau

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Статья в выпуске: 2 (107), 2024 года.

Бесплатный доступ

Исследования проводились на лактирующих коровах черно-пестрой голштинизированной породы разного генетического происхождения, полученных от быков линии Рефлекшн Соверинг (1 группа) и Вис Айдиал (2 группа). От каждой линии быков было отобрано по 10 коров-аналогов. Животные содержались в одинаковых условиях и получали аналогичный рацион. Уровень молочной продуктивности в обеих группах был схожий и находился в пределах 16759-17002 кг за лактацию. Один раз в месяц, до утреннего кормления, у них отбирали кровь из подхвостовой вены в течение лактации. В полученных образцах крови определяли лизоцимную активность сыворотки крови по общепринятой методике. Показатель лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК) снижался на пике лактации и увеличивался к ее концу. На 2-м месяце (пик лактации) наблюдалось снижение ЛАСК в исследуемых группах, его показатели достигли самых наименьших значений за всю лактацию и составляли 9,1 ± 0,8 % и 9,0 ± 0,7 %. Далее отмечалось постепенное увеличение уровня лизоцимной активности сыворотки крови до 6-го месяца, где значения соответствовали 20,3 ± 1,3 % и 19,4 ± 1,1 % в 1-й и 2-й группе. Затем прослеживалось уменьшение уровня ЛАСК до 8-го месяца, где показатели снизились на 1,2 % в 1 группе и 0,4 % во 2 группе. В последующем уровень лизоцимной активности сыворотки крови увеличивался и достиг своего наибольшего значения на 10-м месяце лактации и составлял 24,3 ± 1,7 % в группе коров линии быка Рефлекшн Соверинг и 23,6 ± 1,8 % в группе коров линии быка Вис Айдиал. В период лактации уровень ЛАСК был выше в группе коров линии быка Рефлекшн Соверинг, по сравнению с группой коров линии быка Вис Айдиал. Разница между исследуемыми группами была статистически недостоверна (Р>0,05). Установлена отрицательная корреляция между уровнем лизоцимной активности сыворотки крови и среднесуточными удоями коров. Так, у коров линии быка Рефлекшн Соверинг она составила r= -0,72, а у коров линии быка Вис Айдиал r= -0,81.

Еще

Резистентность, лизоцимная активность сыворотки крови (ласк), лактирующие коровы, коровы линии быков рефлекшн соверинг, вис айдиал

Короткий адрес: https://sciup.org/147244748

IDR: 147244748   |   DOI: 10.17238/issn2587-666X.2024.2.81

Текст научной статьи Уровень лизоцимной активности сыворотки крови у лактирующих коров линий быков Рефлекшн Соверинг и Вис Айдиал

Введение. Селекция в молочном животноводстве направлена на повышение молочной продуктивности коров. Это повышение негативно сказывается на резистентности организма животных, их способности противостоять патогенному агенту. Из–за этого возникают инфекции, которые снижают продуктивность животных [1-3].

Сегодня основной проблемой в животноводстве является повышение естественной резистентности организма животных с сохранением высокой продуктивности стад [4-5].

Выявить уровень защиты удается с помощью факторов, участвующих в создании иммунитета, которые включают бактериолизины, которые действуют на грампозитивную (лизоцим, р-лизины) и грамнегативную (система комплемента) микрофлору. Отмечают защитное действие лизоцима -ферментазащиты [6-10].

Важно понимать, что уровень защитных ферментов у каждого животного отличается и может передаться по наследству[11].В связи с этим является актуальным изучение лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК) в крови лактирующих коров разных линий быков.

Цель исследований. Изучить уровень лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК) у лактирующих коров линий быков РефлекшнСоверинг и Вис Айдиал.

Условия, материалы и методы. Опыт был проведен на лактирующих коровах черно-пестрой голштинизированной породы разного генетического происхождения, принадлежавших к линиям быков РефлекшнСоверинг (1 группа) и Вис Айдиал (2 группа) Для опыта было отобрано по 10 коров от каждой группы. Условия содержания и кормления были аналогичными. Уровень молочной продуктивности в обеих группах был схожий и находился в пределах 1675917002 кг за лактацию. Раз в месяц у исследуемых животных отбирали кровь из подхвостовой вены до утреннего кормления. В полученных образцах определяли лизоцимную активность сыворотки крови по общепринятой методике. Полученные данные биометрически обрабатывали с использованием программы MicrosoftExcel и критерия Стъюдента.

Результаты и обсуждения. Результаты среднесуточных удоев у подопытных коров представлены на рисунке 1.

МЕСЯЦ ЛАКТАЦИИ

Рефлекшн Соверинг    Вис Айдиал

Рисунок 1 - Удои за лактацию в исследуемых группах

Согласно рисунку 1 можно судить об уровне молочной продуктивности у лактирующих коров разного генетического происхождения в течение лактации. В обеих группах изменения удоя за лактацию были аналогичными, имели незначительные различия. В первом месяце лактации молочная продуктивность составляла 43 кг в группе коров линии быка Рефлекшн Соверинг и 42 кг в группе коров линии быка Вис Айдиал. Затем регистрировалось значительное увеличение удоев на 2-м месяце в обеих группах, где значения удоя составили 79 кг, что соответствует наибольшему значению за весь период лактации (пик лактации). Затем наблюдалось постепенное снижение уровня молочной продуктивности в последующие месяцы лактации и на 10-м месяце оно достигло наименьшего значения, где составляло 25 кг в 1 группе коров и 23 кг во 2 группе. Разница между показателями удоя в группах коров на первом месяце составляла 1 кг, на 2-м месяце - значения были аналогичными, а на 10-м месяце - 2 кг. Для анализа уровня естественной резистентности необходимо обратиться к значениям лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК).

Динамика лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК) представлена на рисунке 2.

Лизоцимная активность сыворотки крови в обеих группах на 1-м месяце лактации была примерно на одном уровне и составляла 12, 6 ± 1,0 % в 1 группе и 12,6 ± 0,7 % во 2 группе соответственно. На 2-м месяце (пик лактации) наблюдалось снижение ЛАСК в исследуемых группах, его показатели достигли самых наименьших значений за всю лактацию и составляли 9,1 ± 0,8 % и 9,0 ± 0,7 %. Далее отмечалось постепенное увеличение уровня лизоцимной активности сыворотки крови до 6-го месяца, где значения соответствовали 20,3 ± 1,3 % и 19,4 ± 1,1 % в 1-й и 2-й группе. Затем прослеживалось уменьшение уровня ЛАСК до 8-го месяца, где показатели снизились на 1,2 % в 1 группе и 0,4 % во 2 группе. В последующем уровень лизоцимной активности сыворотки крови увеличивался и достиг своего наибольшего значения на 10-м месяце лактации, где составлял 24,3 ± 1,7 % в группе коров линии быка Рефлекшн Соверинг и 23,6 ± 1,8 % в группе коров линии быка Вис Айдиал. Сравнивая значения ЛАСК в исследуемых группах, стоит отметить, что они были выше в 1 группе коров, принадлежащих к линии быка Рефлекшн Соверинг, разница между исследуемыми группами статистически недостоверна (Р˃0,05). Также была установлена отрицательная корреляция между уровнем лизоцимной активности сыворотки крови и среднесуточными удоями коров. Так, у коров линии быка Рефлекшн Соверинг она составила r= -0,72, а у коров линии быка Вис Айдиал r= -0,81.

Рисунок 2 – Динамика лизоцимной a? 15

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

Месяц лактации

  • • Рефлекшн Соверинг  ••^Вис Айдиал

Рисунок 2 – Динамика лизоцимной активности сыворотки крови

(ЛАСК) в исследуемых группах

Выводы:

  • 1.    Уровень лизоцимной активности сыворотки крови (ЛАСК) снижался на пике лактации и увеличивался к ее концу.

  • 2.    Значения ЛАСК были выше в группе коров линии быка Рефлекшн Соверинг, по сравнению с группой коров линии быка Вис Айдиал, разница между исследуемыми группами статистически недостоверна (Р˃0,05).

  • 3.    Была установлена отрицательная корреляция между уровнем лизоцимной активности сыворотки крови и среднесуточными удоями коров. Так, у коров линии быка РефлекшнСоверинг она составила r= -0,72, а у коров линии быка Вис Айдиал r= -0,81.

Список литературы Уровень лизоцимной активности сыворотки крови у лактирующих коров линий быков Рефлекшн Соверинг и Вис Айдиал

  • Relationships between normal levels of somatic cells and the duration of mastitis infections / P. Boettcher [etc.]// Proc. 7th World Congr. Genet. Appl. Livest. Prod. 2002. Paper 5-23.
  • Beaudeau, F., A. Henken, C. Fourichon, K. Frankena, and H. Seegers. 1993. Associations between health disorders and culling of dairy cows: a review. Livest. Prod. Sci. 35:213-236.
  • Сахно B.M. Иммунные реакции в системе защиты организма // Вестник ветеринарии. 1996. №2. С. 63-65.
  • Studer E. 1998. A veterinary perspective of on-farm evaluation of nutrition and reproduction. J. DairySci. 81:872-876.
  • Башмаков Г.А. Факторы естественной резистентности и методы их изучения // Военно-медицинский журнал. 1982. №6. С. 38-40.
  • Raheja, K. L., E. B. Burnside, and L. R. Schaeffer. 1989. Relation- ships between fertility and production in Holstein dairy cattle in different lactations. J. DairySci. 72:2670-2678.
  • Бухарин О.В., Васильев Н.В. Система бета-лизина и ее роль в клинической и экспериментальной медицине: монография. - Томск: томский ун-т, 1977. - 190 с.
  • Weissmann G. The role of lysosomes in inflammation and disease // Annual Rewie ofMedicine. - 1967. Vol.18. P. 97
  • Земко В.Ю., Кирилюк О.Д., Окулич В.К. Роль методов определения эластазной и пептидогликан разрушающей активностей сыворотки крови в патогенезе гнойно-воспалительных заболеваний //Сборник научных работ студентов Республики Беларусь «НИРС-2014» / [редкол.: Богуш В. А. (председатель) и др.]. - Минск: Издательский центр БГУ, 2015. - С. 206210.
  • Шкуратова И.А. Состояние здоровья животных в условиях экологического неблагополучия и способы снижения техногенных воздействий // Мат. межд. науч. конф. ветеринарных терапевтов и диагностиков, посвященной 70-летию Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ, 2001. С 126-129.
  • Еременко В.И. Показатели естественной резистентности коров, принадлежащих к разным линиям быков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2018. Т. 4 (70).№ 2. С. 65-72.
Еще
Статья научная