Уровень образованности полицейских чиновников в Российской империи во второй половине XIX в
Автор: Колодеев Евгений Петрович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 7, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению влияния низкого уровня образованности полицейских чиновников в Российской империи во второй половине XIX в. на решение основных задач, стоящих перед полицией. Анализируются законодательные и практические меры правительства, направленные на закрепление специальной системы, позволяющей повысить уровень образованности полицейских кадров.
Полицейские, реформы, империя, уголовные дела
Короткий адрес: https://sciup.org/14935527
IDR: 14935527
Текст научной статьи Уровень образованности полицейских чиновников в Российской империи во второй половине XIX в
Вторая половина XIX в. в Российской империи характеризуется реформированием всех областей общественной жизни государства. Реформы затронули и полицию. В 1862 г. произошло объединение городской полиции с уездной [1, с. 53]. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником, который назначался губернатором. Отдельная городская полиция сохранялась лишь в губернских и крупных уездных городах.
Уездная полиция состояла из следующих полицейских чиновников: 1) уездного начальника (исправника); 2) его помощников; 3) секретарей; 4) столоначальников; 5) регистраторов; 6) становых приставов; 7) их помощников; 8) офицеров полицейской стражи; 9) урядников и стражников [2, с. 54]. Корпус урядников был создан в 1878 г. Урядники становились ближайшими помощниками становых приставов, которые непосредственно выполняли полицейские функции. Кроме того, они осуществляли надзор за сотскими и десятскими на местах [3, с. 61-62].
По положению, урядники должны были быть грамотными. Но фактически большая их половина не имела никакого образования.
В это время остальные, особенно низшие чины полиции, также были малограмотными людьми. Из 1 609 человек, поступивших на службу МВД с 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г., высшее образование имели всего 17 % полицейских чиновников, среднее – 10,32 %, низшее – 72, 68 %. Не окончивших уездного училища было 25,06 % [4, с. 137].
Для исправления данной ситуации государство не предпринимало практически никаких действий. На повышение уровня образованности полицейских чиновников из казны не выделялось ни копейки. Иная ситуация была в выделении денежных средств на подготовку специалистов других отраслей. Например, к концу XIX в. на образование одного филолога правительство выделяло около 35 000 рублей, медика – 25 000 рублей, юриста и офицера – примерно по 20 000 рублей [5, с. 41].
Такое положение явилось большим препятствием в эффективности решаемых задач, стоящих перед полицией. По этой причине Министерство внутренних дел предписывало становым приставам избегать ведения письменного документооборота с корпусом урядников и иными нижними чинами полиции.
Низкая образованность стала причиной освобождения полицейского аппарата от предварительного следствия по уголовным делам. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. закреплял: главная обязанность полиции – помогать судебным следователям, которым вменялось в обязанность ведение расследования по основной массе уголовных дел (на практике судебные следователи вели все уголовные дела) [6].
Закон устанавливал, что во всех случаях, связанных с фактом преступления, полиция должна немедленно сообщать о нем судебному следователю, приняв меры для сохранения следов преступления, но ничего не предпринимать самостоятельно.
Только в строго определенных случаях полиция могла действовать по своему усмотрению. Такие действия предусматривались в статьях 257 и 258 Устава уголовного судопроизводства и сводились к следующему:
-
1) когда преступник застигнут на месте преступления и факт преступления очевиден;
-
2) когда на месте происшествия необходимо проведение процессуальных действий, не терпящих отлагательства (осмотры, освидетельствования, обыски, выемки). Однако и в данном случае процессуальные действия в виде допроса ни в отношении обвиняемых, ни в отношении свидетелей полиция не производила [7, с. 226-228].
По проблеме низкой образованности полицейских чиновников в 60-70 гг. XIX в. высказывался один из русских юристов того времени Селиванов: «Раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протек сравнительно большой промежуток времени – очевидность доказательств исчезает, является туманная область гадательных предположений, и в девяти из десяти случаев приходится довольствоваться упованием, что виновные подвергнутся каре Божьей, а дело сдать в архив» [8, с. 56].
Конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в. характеризуется новым обострением социальнополитической обстановки в стране, подъемом революционного движения. В этой ситуации в феврале 1880 г. был издан Указ Александра II о создании Верховной распорядительной комиссии. В марте этого же года комиссия провела глубокую ревизию III отделения Собственной Его императорского величества канцелярии (политической полиции).
Результаты ревизии показали неблагоприятное состояние дел в III отделении, в том числе и достаточно низкий уровень образованности полицейских чиновников в нем.
Итогом стала ликвидация III отделения и передача его функций Министерству внутренних дел. Функции ликвидированного отделения начинает исполнять Корпус жандармов. В жандармерию начинают набирать чиновников с более высоким образовательным уровнем. В их ведение переходит следствие по политическим делам, ранее находившееся в руках судебных следователей.
Таким образом, отсутствие в России до середины XIX в. эффективной специальной системы, позволяющей повысить уровень образованности полицейских чиновников, не могла сказаться положительно на состоянии и уровне преступности в стране.
Учитывая данное положение дел, во второй половине XIX в. Министерством внутренних дел вводится система экзаменов, проводимых в отношении лиц, получающих должности по классным чинам (в соответствие с Табелью о рангах, который введен в России с 1722 года). Основная цель данной системы – установление степени знания полицейскими чиновниками законов, касающихся полицейской службы.
Позднее стали создаваться так называемые резервы полиции, в которых осуществлялась первоначальная подготовка полицейских кадров и повышался их образовательный уровень. Впервые резерв полиции был создан в 1867 г. в Петербурге. В 1881 г. такие резервы были созданы в Москве и других крупных городах России. В их состав входили специальные школы для лиц, которые готовились к занятию полицейских должностей (как классных, так и низших).
К концу XIX в. опыт деятельности данных школ был признан положительным. Уровень образованности полицейских чиновников постепенно начал повышаться. В связи с этим в 1897 г. школа резерва петербургской полиции была расширена. В ней было организовано два отделения. Первое – постоянные теоретические и практические классы для низших чинов полиции (городовых, околоточных надзирателей и офицеров наружной полиции). Срок обучения – от двух недель до одного месяца. По окончании – экзамен перед комиссией в составе полицмейстера, начальника резерва и двух приставов. Второе отделение – для классных чинов. Их обучение велось по усложненной программе и квалифицировалось как обучение в специально-полицейском университете. Программа обучения была обширной и разнообразной. Она включала в себя изучение основных законодательных актов в области уголовного права, нормативных актов, регулирующих полицейскую службу, а также овладение рядом необходимых практических навыков.
Особое внимание начинает уделяться профессиональной подготовке жандармов как представителей политической полиции, уровень образованности которых должен был быть на порядок выше иных полицейских чиновников. В Петербурге была открыта приготовительная школа при штабе Корпуса жандармов. Уже в начале XX в. для лиц, осуществляющих политический сыск, при охранных отделениях создаются специальные филерские школы. Такие школы первоначально были созданы в Москве и Владимире.
С введением института урядников (в 1878 г.), с целью повышения их образовательного уровня для более эффективного решения стоящих задач, почти повсеместно были созданы губернские школы урядников.
В заключении необходимо констатировать, что благодаря созданию указанных специальных учебных заведений к концу XIX в. уровень образованности полицейских чиновников значительно повысился. Однако в целом он продолжал желать лучшего. Большинство рядовых полицейских и нижних чинов оставались малограмотными.
Ссылки:
-
1. История отечественных органов внутренних дел / под общ. ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005.
-
2. Там же.
-
3. Колодеев Е.П. Надзорно-инспекторская деятельность полиции (милиции) России в XVIII – XX вв.: дис. … канд.
-
4. Ершов Ю.А. Полиция России в пореформенный период: комплектование, профессиональная подготовка и соци
альная защищенность (историко-правовой аспект). СПб., 1998.
-
5. Снегирев И.М. Безопасность и полиция. Витебск, 1912.
-
6. Устав уголовного судопроизводства Российской Империи // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. С. 120-251.
-
7. Там же.
-
8. История отечественных органов внутренних дел / под общ. ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005.
юрид. наук. Н.Новгород, 2008.