Уровень развития профессионально важных двигательных качеств будущих хореографов в системе среднего профессионального образования
Автор: Пшечук-воронина Я.Ю.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Теория и методика физического воспитания
Статья в выпуске: 4, 2017 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142215157
IDR: 142215157
Текст статьи Уровень развития профессионально важных двигательных качеств будущих хореографов в системе среднего профессионального образования
Введение. Государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения [1] выдвигают современные требования к качеству подготовки выпускников, которые стали реакцией на недостаточный уровень профессиональной физической подготовленности и понижение работоспособности, что оказывает влияние на профессиональную деятельность будущих хореографов. Вопросы физической подготовки и профессионально важных двигательных качеств будущих хореографов затрагивали Т.В. Сабанцева, И.С. Бушенева, Ж.Г. Хаас, Е.В. Перлина, Н.В. Соковикова и другие. В то же время в контексте повышения уровня физической подготовленности и улучшения качества профессиональной подготовки будущих хореографов в системе среднего профессионального образования эта проблема затронута не достаточно глубоко.
Основной задачей исследования являются определение наиболее важных профессиональных двигательных качеств будущих хореографов и диагностика уровня их развития в практике среднего профессионального образования на этапе констатирующего эксперимента.
Методы и организация исследования. В ходе исследования использовались методы анализа научнометодической литературы, анкетирование педагогов-хореографов, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Анкетирование преподавателей хореографических дисциплин использовалось с целью определения наиболее важных профессионально значимых двигательных качеств будущих хореографов. Всего в анкетировании принял участие 21 респондент.
Уровень развития координационных способностей и подвижности позвоночного столба, в тазобедренных и голеностопных суставах определялся посредством педагогического тестирования по общепринятым методикам [2, с. 78, 106, 116, 119; 4, с. 241, 303, 304; 5, с. 246, 299, 301, 307]. В исследовании приняли участие 20 студентов-хореографов колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Ма-тусовского, г. Луганск.
Результаты исследования. Анкетный опрос преподавателей хореографических дисциплин показал, что к наиболее важным профессиональным двигательным качествам относятся совокупность координационных способностей (36 %) и гибкость (28 %) (табл. 1).
К наиболее важным для хореографической деятельности проявлениям гибкости респонденты относят гибкость позвоночного столба (66,7 %), подвижность тазобедренного (81,0 %) и голеностопного (61,9 %) суставов .
Среди координационных способностей выделен ряд специфических координационных способностей, а именно: 85,7 % опрошенных преподавателей отметили способность к ориентированию в пространстве, на способность к равновесию и чувство ритма равнозначно указал 81,0 % респондентов, способность к согласованию движений отметили 76,2 %, что отражено на рисунке 1 и представлено в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования специалистов по вопросам значимости координационных способностей и гибкости для хореографической деятельности(%)
Двигательные качества |
Процентное соотношение |
Наиболее важные профессиональные двигательные качества |
Процентное соотношение |
Координационные способности |
36 |
Ориентирование в пространстве |
85,7 |
Равновесие |
81,0 |
||
Чувство ритма |
81,0 |
||
Согласование движений |
76,2 |
||
Гибкость |
28 |
Гибкость позвоночного столба |
66,7 |
Подвижность тазобедренного сустава |
81,0 |
||
Подвижность голеностопного сустава |
61,9 |
-1 |
||||||||||||||||||
дифференцирование |
||||||||||||||||||
пространственных.временных,силовых показателей |
||||||||||||||||||
перестроение двигательной деятельности |
||||||||||||||||||
вестибулярная устойчивость |
||||||||||||||||||
быстрое реагирование |
||||||||||||||||||
согласование движений |
||||||||||||||||||
чувство ритма |
||||||||||||||||||
равновесие |
||||||||||||||||||
ориентирование в пространстве |
||||||||||||||||||
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
6 |
0 |
7 |
0 |
8 |
0 |
9 |
0 |
Рисунок 1. Значимость специфических координационных способностей будущих хореографов в соответствии с классификацией В.И. Ляха [2, с. 10] (результаты анкетирования)
Результаты диагностики уровня развития двигательных качеств будущих хореографов приведены в таблице 2.
В результате определения уровня развития способности к ориентированию в пространстве (по методике П. Хиртца с соавторами) [2, с. 106] было выявлено, что высокий уровень способности к ориентированию в пространстве имеют 25 % будущих хореографов, что проявилось в умении студентов оперативно оценивать предлагаемые в тестировании нестандартные условия передвижения между мячами в определенное время, что обеспечивало высокий результат проявления двигательной мобильности, внимания и физической подготовки как важного компонента продуктивности будущей профессиональной деятельности. Средний уровень показали 50 % респондентов, что проявилось в увеличении времени выполнения задания и, как следствие, в недостаточном уровне двигательной мобильности, внимания и физической подготовки. Низкий уровень продемонстрировали 25 % студентов, у которых были диагностированы низкие показатели двигательной мобильности, внимания и физической подготовки.
Анализ состояния развития способности к равновесию (по методикам Е. Флейшмана и К. Мекоты [2, с. 119] – статическое равновесие и по методике П. Хиртца с соавторами [2, с. 116] – динамическое равновесие) показал, что высокий уровень способности к статическому равновесию имеют 40 % будущих хореографов. Это проявилось в умении студентов сохранять длительное время устойчивость позы при наличии опоры, которое носит рефлекторный характер и представляет собой высокий показатель совокупной мобилизации возможностей зрительной, вестибулярной и соматосенсорной систем (ее проприорецептивной составляющей), согласно исследованиям В.Н. Платонова [4, с. 303]. Средний уровень продемонстрировали 50 % будущих хореографов, что проявилось в сокращении времени сохранения устойчивости позы в связи с нарушением функции регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций. У 10 % респондентов состояние уровня статического равновесия находится на низком уровне, что проявилось в уменьшении времени выполнения задания в соответствии с недостаточными возможностями зрительной, вестибулярной и проприорецептивной систем.
По результатам тестирования динамического равновесия «высокий» уровень имеют 35 % будущих хореографов, что проявилось в умении студентов сохранять устойчивость положения в динамических условиях, которое достигается, по мнению В.Н. Платонова [4, с. 303], в результате опережающего характера реакции организма и является составной частью двигательного действия. Средний уровень показали 35 % респондентов, что проявилось в увеличении времени выполнения задания, амплитуды и частоты балансирования. «Низкому» уровню соответствуют 30 % будущих хореографов, у которых были диагностированы низкие показатели скорости перемещения, увеличение амплитуды колебания и, как следствие, – нарушение устойчивости положения и падение со скамейки (в некоторых случаях).
В результате диагностирования у будущих хореографов чувства ритма (по методике Л.П. Сергиенко) [4, с. 241] было определено, что высокий уровень чувства ритма имеют 20 % студентов-хореографов, что выражается в умении точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений, что обусловливается эффективностью работы, согласно исследованиям В.Н. Платонова [4, с. 304], соматосенсорной системы во взаимосвязи с деятельностью зрительного и слухового анализатора. Средний уровень продемонстрировали 45 % будущих хореографов, что проявилось в увеличении времени выполнения задания, нарушении точно-
Таблица 2
Двигательные качества |
Уровень |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
ориентирование в пространстве |
25 |
50 |
25 |
статическое равновесие |
10 |
50 |
40 |
динамическое равновесие |
30 |
35 |
35 |
чувство ритма |
35 |
45 |
20 |
согласование движений |
5 |
20 |
75 |
сгибание позвоночника |
30 |
45 |
25 |
разгибание позвоночника |
25 |
40 |
35 |
подвижность в тазобедренном суставе при сгибании |
20 |
40 |
40 |
подвижность в тазобедренном суставе при разгибании |
35 |
35 |
30 |
подвижность в тазобедренном суставе при отведении |
45 |
25 |
30 |
подвижность в голеностопном суставе при сгибании |
30 |
45 |
25 |
Итого |
26,4 |
39,0 |
34,5 |
Уровень развития двигательных качеств будущих хореографов (%)
сти двигательного действия, снижения концентрации внимания. Низкий уровень показали 35 % респондентов, что проявилось в отклонении от заданного ритма движения, выражающемся в изменении скорости и направления движения.
Анализ состояния развития способности к согласованию движений (тест Павлика) [5, с. 246] показал, что «высокий» уровень способности имеют 75 % будущих хореографов, что обусловило выполнение разнонаправленных действий разными частями тела одновременно за минимальное количество времени и проявилось в высокой скорости перемещения через гимнастическую палку, правильной последовательности движений, быстром перестроении двигательной деятельности. «Средний» уровень показали 20 % студентов-хореографов, что наблюдалось в снижении скорости перемещения через гимнастическую палку, понижении умения оперативно согласовывать параметры техники с уровнем возможности. «Низкий» уровень продемонстрировали 5 % студентов, что заключалось в нарушении правильной последовательности чередования циклов двигательного действия, увеличении времени выполнения задания, свидетельствующих о слабой координированности движений.
В результате тестирования уровня развития гибкости позвоночного столба как морфофункционального свойства аппарата движения и опоры, определяющего амплитуду движений (по методике В.И. Ляха – на сгибание [2, с. 78] позвоночного столба и Бубса, Фека, Шлюблера, Трогша – на разгибание [5, с. 307]) было определено, что «высокий» уровень сгибания позвоночного столба имеют 25 % будущих хореографов, что проявилось в достаточно большом расстоянии между пальцами рук и ступнями ног при выполнении «складки», эластичности мышечной и соединительной ткани, большой подвижности в тазобедренном суставе. «Среднему» уровню соответствовали 45 % студентов, что выразилось в сокращении расстояния между пальцами рук и ступнями ног при наклоне вперед. «Низкий» уровень продемонстрировали 30 % студентов-хореографов, что отразилось в сгибании коленных суставов при наклоне вперед, согнутой спине и малой подвижности в тазобедренном суставе, что свидетельствует о малой эластичности мышечной, соединительной ткани и недостаточной гибкости позвоночного столба.
По результатам тестирования разгибания позвоночного столба «высокий» уровень показали 35 % будущих хореографов, что соответствует минимальному расстоянию между кистями и стопами в максимально прогнутом состоянии, большой подвижности в плечевых суставах, грудном и поясничном отделах позвоночного столба. «Средний» уровень имеют 40 % студентов, что проявилось в увеличении расстояния между кистями и стопами, недостаточной подвижности в плечевых суставах. «Низкому» уровню соответствовали 25 % будущих хореографов, что выразилось в малой подвижности в плечевых суставах, грудном и поясничном отделах позвоночного столба.
Анализ состояния развития подвижности в тазобедренном суставе при сгибании и разгибании[5, с. 299], отведении[5, с. 301](по методике Бубе, Фека, Штюблера, Трогша) показал, что «высокий» уровень при сгибании имеют 40 % студентов (30 % – при разгибании и отведении ноги), что проявилось в максимальной амплитуде в тазобедренном суставе, отсутствии расстояния между паховой областью и полом в связи с большой эластичностью мышечной и соединительной ткани, обусловленной спецификой хореографической деятельности. «Средний» уровень продемонстрировали 40 % будущих хореографов (35 % – при разгибании, 25 % – при отведении), что свидетельствовало об увеличении расстояния между паховой областью и полом. «Низкому» уровню соответствовали 20 % будущих хореографов (35 % – при разгибании, 30 % – при отведении), что выразилось в минимальной амплитуде в тазобедренном суставе, снижении способности выполнять движение с большой амплитудой.
Анализ состояния развития подвижности в голеностопном суставе (по методике В.Н. Платонова [5, с. 325]) показал, что высокий уровень подвижности имеют 25 % будущих хореографов, что выразилось в максимальной амплитуде при сгибании голеностопного сустава, минимальном расстоянии от стопы до скамейки. «Средний» уровень продемонстрировали 45 % студентов-хореографов, что выразилось в увеличении расстояния от стопы до скамейки, недостаточной подвижности голеностопного сустава. «Низкому» уровню соответствуют 30 % студентов, что проявилось в минимальной амплитуде при сгибании голеностопного сустава, генетически обусловленной низким сводом стопы.
В результате диагностики способности к ориентированию в пространстве, динамического и статического равновесия, чувства ритма, способности к согласованию движений, гибкости позвоночного столба при сгибании и разгибании, подвижности в тазобедренном суставе при сгибании, разгибании и отведении, подвижности в голеностопном суставе были определены высокий, средний и низкий уровень развития.
Графически уровень развития двигательных качеств отображен на рисунке 2.
Таким образом, следует отметить, что 35,0 % будущих хореографов имеют высокий уровень развития профессионально важных двигательных качеств, 40,0 % – соответствуют среднему уровню, у 25,0 % студентов-хореографов уровень развития двигательных качеств диагностирован на низком уровне, что отражено на рисунке 3.
Заключение. Определено, что уровень развития профессионально важных двигательных качеств, а именно: способности к ориентированию в пространстве; статического и динамического равновесия, чувства ритма, способности к согласованию двигательных действий, сгибания и разгибания позвоночника, подвижности в тазобедренном суставе при сгибании, разгибании и отведении, подвижности в голеностопном суставе при сгибании, находится на недостаточ- подвижность в голеностопном суставе при сгибании подвижность в тазобедренном суставе при отведении подвижность в тазобедренном суставе при разгибании подвижность в тазобедренном суставе при сгибании разгибание позвоночника сгибание позвоночника согласование движений чувство ритма динамическое равновесие статическое равновесие ориентирование в пространстве
Рисунок 2. Распределение профессионально важных двигательных качеств по уровню развития
Рисунок 3. Средние значения уровня развития профессионально важных двигательных качеств будущих хореографов на этапе констатирующего эксперимента
но высоком уровне для успешной профессиональной деятельности будущих хореографов. В связи с этим в дальнейшем предполагается рассмотреть вопрос о разработке методики физической подготовки, которая способствовала бы повышению уровня развития данных двигательных качеств в контексте профессиональной подготовки будущих хореографов в системе среднего профессионального образования.
Список литературы Уровень развития профессионально важных двигательных качеств будущих хореографов в системе среднего профессионального образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по видам): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1382 : интернет-сайт информационно-правового портала Гарант.ру. -Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70710614.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя/В.И. Лях. -М.: Изд-во АСТ, 1998. -272 с.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие/В.И. Лях. -М.: ТВТ Дивизион, 2006. -290 с.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте/В.Н. Платонов. -Киев: Олимпийская литература, 1997. -583 с.
- Сергiєнко Л.П. Тестування рухових здiбностей школярiв: навчальний посiбник/Л.П. Сергiєнко. -Київ: Олiмпiйська литература, 2001. -438 с.