Условия профессионального становления сотрудников ОВД
Автор: Караваев А.Ф., Левин Георгий Иванович
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психологические аспекты становления и развития личности
Статья в выпуске: 4 (51), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается модель профессионального становления курсанта, включающая сочетания деятельностного, компетентностного и акмеологического подходов и аксиологического, содержательного, технологического, оценочно-результативного компонентов. Профессиональная готовность рассматривается как интегративное понятие.
Становление, модель, условия, будущие специалисты, развитие, готовность, психолого-педагогическое обеспечение
Короткий адрес: https://sciup.org/14989208
IDR: 14989208
Текст научной статьи Условия профессионального становления сотрудников ОВД
Особую значимость для теории и практики профессиональной подготовки имеет проблема разработки организационно-педагогических условий профессионального становления будущих специалистов ОВД. Все большее значение при этом приобретает наличие у будущих специалистов профессионально значимых качеств личности, которые обеспечат им успех в практической деятельности. Актуальными являются не только необходимость изучения организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональноважных качеств личности будущих специалистов, но и недостаточная разработанность психолого-педагогического обеспечения этого процесса.
Цель исследования: обосновать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие готовности будущих специалистов ОВД.
Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность мер, направленных на улучшение процесса профессиональной подготовки. С учетом этих условий учитывались компоненты модели профессионального становления курсанта, будущего специалиста.
В результате анализа теоретических подходов к решению проблемы профессиональной подготовки специалистов нами разработана модель профессионального становления будущих специалистов ОВД, которая включает сочетание деятельностного, компетентностного, акмео-логического подходов и четыре компонента: аксиологический, содержательный, технологический и оценочнорезультативный.
Деятельностный подход рассматривает профессиональную деятельность как главный источник формирования личности и фактор ее развития. В деятельности курсант приобретает опыт, который, актуализируясь, вызывает развертывание внутренних структур личности и придает тем самым профессиональной деятельности личностный смысл. В целом деятельностный подход предполагает ориентацию на развитие творческого потенциала личности и позволяет учесть индивидуальные и возрастные особенности каждого курсанта, способствует самореализации и личностному росту.
Компетентностный подход является способом достижения нового качества профессиональной готовности, которая в аспекте становления представляет собой соответствие личностных и деятельностных характеристик молодого специалиста требованиям профессии.
Акмеологический подход направлен на результаты профессионального становления специалиста, причем в качестве результата рассматривается не сумма приобретенных будущим сотрудником качеств, а его способность и готовность действовать в различных проблемных ситуациях. Это дает возможность создать условия для проектирования траектории профессионального становления и осуществления своего призвания в процессе самосовершенствования.
Аксиологический компонент раскрывает цель, задачи, теоретико-методологическую основу и принципы профессионального становления курсантов. Его реализация детерминирована совокупностью побудительных сил, намерений, личностных предпочтений, целевых установок и направлена на развитие устойчивой профессиональной мотивации и готовности.
Содержательный компонент формируется в соответствии с нормативно-правовыми документами и включает усвоение целостной системы знаний и умений, построенной на интеграции теоретической и практической профессиональной деятельности.
Технологический компонент раскрывает этапы профессионального становления будущих специалистов — сотрудников органов внутренних дел. На каждом последующем этапе происходит обогащение опыта взаимодействия на базе уже освоенного опыта. Содержательное нa-полнение каждого этапа составляет систему взаимодействия курсанта с основными компонентами профессиональной подготовки.
Выделяются этапы профессионального становления и развития готовности:
-
1. Мотивационный . На этом этапе осуществляется формирование у курсантов профессиональной мотивации. Используются учебно-воспитательные ресурсы образовательных программ. Их содержание наполнено знаниями, стимулирующими профессиональное становление, а конструируемые служебные ситуации направлены на мотивирование профессиональной деятельности.
-
2. Субьектно-деятельностный. Он обеспечивает приобретение курсантами совокупности умений для осуществления профессиональной деятельности на основе собственного накопленного опыта. Важно, чтобы курсанты в организуемой деятельности участвовали активно и творчески, ощущая на себе ответственность, которая подталкивала бы их к дальнейшему самосовершенствованию, профессиональному становлению.
-
3. Профессионально-творческий . Функцией этого этапа является расширение границ профессионального взаимодействия и обеспечение широкого спектра возможностей для осуществления eго на разных уровнях — от внутригруппового и межгруппового до взаимодействия с различными структурными подразделениями
Оценочно-результативный компонент (рефлексивный ) включает оценку и самооценку результатов деятельности и содержит критерии и показатели уровня сформированности профессионально важных качеств, предусматривает осуществление курсантами рефлексии, в процессе чего происходит осознание пути своего профессионального становления. Такая информация поможет самостоятельно корректировать свою деятельность, развивать способности к саморегуляции.
Выделенные компоненты этой модели находятся в тесном единстве и взаимодействии, образуя целостную систему профессионального становления сотрудников ОВД. Глaвная цель построения модели состоит в том, чтобы каждый курсант в процессе целенаправленного педагогического воздействия мог не только получать широкий диапазон профессионально важных знаний, но и реализовывать себя в будущем как профессионал в различных видах деятельности.
Профессиональная направленность процесса подготовки, которая с учетом высокой значимости профессиональной сферы способствует повышению активности курсантов, проявлению ими самостоятельности, позволяет повысить уровень личной ответственности за результаты собственной деятельности и обучить курсантов aнали-зировать и прогнозировать результаты своих действий.
Проведение занятий, направленных на самоопределение и саморазвитие личности, это процесс, который обеспечивается путем интеграции знаний по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов, предполагающий изменение целей, содержания обучения и способов формирования профессионально значимых качеств за счет дисциплин психолого-педагогического цикла.
Создание ситуации успеха для всех субъектов профессиональной подготовки предполагает активное использование возможностей профессиональных подразделений кафедр, отделов академии, способствующих формированию установки на престижность, уверенность в собственных силах в части достижений и разрешения неудач, повышение уровня личной ответственности за результаты своей деятельности.
С целью анализа эффективности разработанной нами модели профессионального становления и формирования готовности будущих специалистов проведен эксперимент, который осуществлялся в естественных условиях процесса профессиональной подготовки курсантов 5 курса. Была сформирована экспериментальная группа в количестве 29 чел.
Для контроля за изменениями личностных качеств курсантов использовались следующие методики : многопрофильный личностный опросник МЛО «Адаптив-
Таблица 1
Показатели карьерных ориентаций будущих сотрудников ОВД
Карьерные ориентации |
До экперимента х ± m |
После эксперимента х ± m |
Р < 0,05 |
Профессиональная компетентность |
6,29 ± 0,33 |
7,65 ± 0,31 |
< |
Менеджмент (управление) |
6,45 ± 0,32 |
6,60 ± 0,40 |
– |
Независимость |
6,75 ± 0,21 |
6,51 ± 0,35 |
– |
Стабильность места работы |
5,93 ± 0,23 |
5,08 ± 0,21 |
< |
Стабильность места жительства |
6,56 ± 0,30 |
5,43 ± 0,32 |
< |
Служение |
6,06 ± 0,22 |
7,21 ± 0,35 |
< |
Вызов |
6,19 ± 0,31 |
6,52 ± 0,41 |
– |
Интеграция стилей жизни |
5,05 ± 0,32 |
4,34 ± 0,32 |
< |
Предпринимательство |
5,25 ± 0,34 |
5,06 ± 0,30 |
– |
Таблица 2
Показатели стратегий копинг-поведения
Оценка сформированности качеств личности, входящих в структуру профессиональной готовности, проводилась вначале и на заключительном этапе экспериментальной работы.
Эксперимент строился в основном на апробации предложенных форм, методов и средств профессионального развития готовности будущих специалистов в ходе профессиональной подготовки. В образовательный процесс были внедрены рекомендации по основам самопознания и самореализации личности. Взаимодействие строилось по принципу развивающей социальной среды.
Анализ результатов карьерных ориентаций будущих специалистов — сотрудников ОВД позволил выявить ведущие ориентации личности (табл. 1).
Выявлены такие карьерные ориентации, как профессиональная компетентность, управление и служение, при этом различия статистически достоверны (р < 0,05). Кроме того, различия были установлены и при исследовании по шкалам теста «Якоря карьеры»: «профессиональная компетентность», «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «служение» и «интеграция стилей жизни». Здесь необходимо отметить, что после эксперимента у курсантов были выше показатели шкал «профессиональная компетентность», «служение» и ниже — показатели шкал «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «интеграция стилей жизни».
Следовательно, курсанты ориентированы в будущей деятельности на профессиональное развитие и служение, для них нехарактерны ориентации на стабильность места работы и места жительства, они отдают предпочтение одной ценности в жизни.
Для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения) как типов реакций личности по преодолению стрессовых ситуаций был использован личностный опросник «SACS» (табл. 2).
Различия данных показателей будущих сотрудников в сравниваемых срезах установлены по показателям («ас-сертивные действия», «вступление в социальный контакт», «осторожные действия», «манипулятивные действия», «асоциальные действия» и «агрессивные действия») стратегий копинг-поведения.
Анализ этих данных свидетельствует о том, что до эксперимента курсанты использовали пассивные (осторожные) действия и асоциальные (манипулятивные и асоциальные) действия. После экспериментальной работы будущими молодыми специалистами чаще использовались такие стратегии копинг-поведения, как «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия» и «ассертивные действия». После эксперимента курсанты отличались боґльшим предпочтением «здоровых» моделей преодоления сложных (стрессогенных) ситуаций. Это выражается в более высоких показателях ассертивности (уверенности) поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки, осторожных действиях и в более низких показателях агрессивных, манипулятивных и асоциальных действий. Таким образом, по данным теста «SACS» курсанты характеризуются специфическими особенностями копинг-стратегий, что выражается в превалировании манипулятивных, асоциальных и агрессивных действий, при достаточно высокой выраженности ассертивных действий, а также стратегий «поиск социальной поддержки» и «вступление в социальный контакт».
Сравнительный анализ психологических особенностей будущих сотрудников по данным тестов МЛО, КОС, КОТ приведен в табл. 3.
До экспериментальной работы у курсантов наблюдался низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что характеризует низкие адаптационные способности их личности, эмоциональную неустойчивость, высокую вероятность проявления агрессивности, конфликтности и асоциальных срывов.
Однако после экспериментальной работы в группе отмечен более высокий уровень как поведенческой регуляции, так и нервно-психической устойчивости, высокая адек-
Таблица 3
Показатели психологических особенностей будущих сотрудников по данным тестов МЛО, КОС, КИТ
Для оценки индивидуальных психологических (характерологических) особенностей было проведено психологическое обследование будущих сотрудников с использованием 16-факторного личностного опросника Кеттелла (табл. 4).
Как видно из таблицы, достоверные различия (P < 0,05) выявлены по следующим факторам 16 ФЛО: В — интеллект, C — эмоциональная устойчивость, G — моральные качества, H — смелость, I — жесткость, O — тревожность, Q3 — самоконтроль, Q4 — напряженность. Это свидетельствует о взаимосвязи индивидуально-психологических качеств с успешностью деятельности курсантов и позволяет сформулировать по данным 16 ФЛО обобщенный психологический портрет участников экспериментальной группы.
Фактор С (эмоциональная устойчивость): до эксперимента курсантам были свойственны такие качества, как переменчивость интересов, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия, склонность к лабильности настроения, подверженность чувствам, низкая толерантность по отношению к фрустрациям. После экспериментальной работы у курсантов выявлены эмоциональная зрелость, выдержка, работоспособность, они реалистически настроены, лучше способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов, у них отсутствует нервное утомление, в крайних случаях могут иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность.
Фактор Н (смелость): курсанты до эксперимента менее уверены в своих силах, предпочитают находиться в тени, отличаются повышенной чувствительностью к уг- розе. После экспериментальной работы их характеризуют социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми; они склонны к риску, держатся свободно, расторможенно.
Фактор I (жесткость): для экспериментальной группы вначале характерны сила духа, независимость, они полагаются на себя, не терпят бессмысленности. После эксперимента отмечены слабость, зависимость, недостаточная самостоятельность, беспомощность, повышенная чувствительность в этом показателе.
Фактор O (тревожность): до эксперимента курсантам более свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, после проведения эксперимента их отличают безмятежность, спокойствие, хладнокровие, уверенность в себе.
Фактор Q3 (самоконтроль): до эксперимента им свойственны импульсивность, низкий самоконтроль эмоций и поведения, после эксперимента отмечены высокий уровень самоконтроля своих эмоций и поведения.
Фактор Q4 (напряженность): до эксперимента выявлены напряженность, фрустрированность, возбуждение и беспокойство, активная неудовлетворенность осуществлением своих устремлений, состояние фрустрации представляет собой результат повышенной мотивации. После эксперимента характерны расслабленность, вялость, спокойствие, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Кроме того, после эксперимента группа характеризуется такими особенностями личности, как эмоциональная уравновешенность, выдержанность, спокойствие, уверенность в себе, склонность к лидерству, реалистическая настроенность, сохранение постоянства своих планов и привязанностей, положительное осознание требований действительности, устойчивость в стрессе (фактор C). Курсантам свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонность к риску, свободное, расторможенное поведение (фактор H). Для них характерны импульсивность, беспечность, веселость, живость, энтузиазм, энергичность, подвижность; для участников эксперимента эмоционально значимы социальные контакты, они экспансивны, искренни в отношениях между людьми, верят в удачу.
Таблица 4
Показатели психологических особенностей по данным 16-факторного личностного опросника (16 ФЛО)
Показатели |
До эксперимента х ± m |
После эксперимента х ± m |
P < 0,05 |
A — общительность |
11,50 ± 0,63 |
12,50 ± 0,42 |
– |
B — интеллект |
7,80 ± 0,24 |
09,91 ± 0,28 |
< |
C — эмоциональная устойчивость |
17,10 ± 0,21 |
19,30 ± 0,97 |
< |
E — доминантность |
11,00 ± 0,67 |
12,10 ± 0,68 |
– |
F — рассудительность |
14,10 ± 0,54 |
15,70 ± 0,71 |
– |
G — моральные качества |
13,40 ± 0,75 |
16,00 ± 0,53 |
< |
H — смелость |
15,20 ± 0,80 |
18,10 ± 0,63 |
< |
I — жесткость |
06,11 ± 0,44 |
07,60 ± 0,45 |
< |
L — доверчивость |
07,10 ± 0,60 |
07,40 ± 0,67 |
– |
M — практичность |
09,90 ± 0,53 |
10,50 ± 0,46 |
– |
N — наивность |
10,60 ± 0,50 |
10,20 ± 0,54 |
– |
O — тревожность |
12,10 ± 0,79 |
09,10 ± 0,60 |
< |
Q 1 — радикализм |
09,40 ± 0,75 |
08,20 ± 0,59 |
– |
Q 2 — зависимость |
07,60 ± 0,53 |
07,00 ± 0,66 |
|
Q 3 — самоконтроль |
13,80 ± 0,40 |
15,90 ± 0,47 |
< |
Q 4 — напряженность |
08,80 ± 0,73 |
06,00 ± 0,72 |
< |
Эмоциональность и динамичность общения приводят к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами групповой деятельности (фактор F). Их отличает высокий моральный контроль поведения, сознательность, упорство, способность следовать общепринятым нормам, требовательность к себе и к людям, обязательность, ответственность, добросовестность, точность и аккуратность в делах (фактор G); высокий уровень самоконтроля, точность в выполнении социальных требований, забота о своей репутации, внимательность к людям, решительность, способность действовать планомерно и упорядоченно, начатое дело доводить до конца; их отличают волевые качества, склонность к лидерству (фактор Q3).
Доэкспериментальная проверка уровня рефлексивности показала, что почти половина курсантов имеют низкий ее уровень, что говорит о недостаточной ответственности и неадекватном (завышенном или заниженном) уровне взаимоотношений. Ранжирование терминальных ценностей показало, что у курсантов такие ценности, как общественное признание, активная, деятельностная жизнь, саморазвитие имеют невысокий ранг. У многих курсантов выявлены качества, негативно влияющие на профессиональное становление: недостаточный уровень сформиро-ванности умений устанавливать контакт с другими, отсутствие умений и потребности работать в группе.
О положительной динамике профессионального становления в ходе эксперимента свидетельствует уро- вень рефлексивности, который повысился у 72% курсантов.
Анализ данных формирующего эксперимента доказал эффективность разработанной модели: 41% курсантов имеют направленность на взаимодействие с другими людьми, деловое сотрудничество; 34% их имеют высокий уровень ответственности; 25% — способность к разрешению неудач; 40% — улучшение межличностных отношений. Высоким уровнем коммуникативной толерантности обладают 36% курсантов, 68% их демонстрируют уверенный тип поведения. Имеют достаточно высокий уровень развития качеств готовности 77% курсантов.
Профессиональное становление будущих специалистов проявляется в изменении ценностных ориентаций, повышении уровня личной ответственности, рефлексии, коммуникативной толерантности, а также в положительной динамике развития коммуникативных умений. Между показателями до и после экспериментальной работы выявлены достоверные различия (p < 0,05).
Следовательно, можно заключить, что у курсантов — будущих специалистов ОВД произошедшие в ходе эксперимента изменения в уровне развития качеств личности, входящих в структуру профессиональной готовности, являются следствием комплексной реализации организационно-педагогических условий функционирования разработанной модели профессионального становления будущих специалистов.