Условия развития общественных движений в современном российском обществе

Автор: Скобелина Наталья Анатольевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 2 (10), 2009 года.

Бесплатный доступ

Выявляются и рассматриваются условия для возникновения и развития движений. Определяется зависимость между степенью участия в деятельности общественных движений и степенью неудовлетворенности жизнью, уровнем доверия власти, условиями, которые создаются существующей политической системой.

Общественные движения, условия развития, участие, неудовлетворенность жизнью, протест

Короткий адрес: https://sciup.org/14974327

IDR: 14974327

Текст научной статьи Условия развития общественных движений в современном российском обществе

Общественные движения как социальные практики воспроизводятся во времени и пространстве, создаются для выражения интересов различных социальных групп. Объединяясь, индивиды решают свои насущные проблемы и тем самым показывают отношение к окружающему миру. В социологической науке имеется разногласие по поводу определения данного феномена. Ряд ученых рассматривают движения в качестве сетей взаимодействия между индивидами, группами, организациями и относят к ним массовые, разрозненные действия людей (М. Диани, А. Турен, Н. Смелзер, Ю. Волков). Другая группа исследователей акцентирует внимание на определенной организационной офор-мленности подобных социальных субъектов (Е. Здравомыслова, В. Головин, М. Кодин). В социальной реальности имеют место и массовые движения, и более организованные их формы. Какие факторы способствуют возникновению общественных движений?

Условиями для возникновения и развития движений служат модификации в различных сферах общества, порождающие изменения личностного характера и способствующие возникновению институций. Развитие и усложнение социальной структуры приводят к появлению новых социальных групп, которые вынуждены объединяться для выражения собственных интересов.

Важным показателем при возникновении как массовых протестных, так и организованных общественных движений является степень неудовлетворенности личности. Это порождает множество характерных черт, присущих потенциальному участнику. Новые идеи воспринимаются особенно остро личностью, испытывающей неудовлетворенность, для которой характерна относительная депривация и вместе с тем определенная свобода действий. Говоря словами американского ученого Э. Хоффера, «самая лучшая почва для массового движения – общество, где достаточно свободы, но нет смягчающих средств против неудовлетворенности» [7, с. 46]. По его мнению, это характерно в первую очередь для переходных, неустойчивых политических систем. Смена политических режимов влечет за собой коренные изменения во всех сферах общества и является источником возмущений, неудовлетворенности и причиной появления движений.

Источником возникновения массовых движений является и дезорганизация социальных институтов. Э. Хоффер это рассматривает на примере института семьи: «Разрушенные семьи, независимо от причины их развала, автоматически содействуют росту духа коллективности и благоприятствуют увлечению массовыми движениями» [7, с. 52]. Утрата старой формы коллективного единства способствует чувству неудовлетворенности.

Таким образом, центральной категорией является «неудовлетворенность». Участ- ники движений неудовлетворены теми социальными условиями, которые им предлагает система. Отождествляя себя с движением, они стремятся к новой жизни, к возможности приобретения уверенности, надежды и объединяются с целью защиты индивидуальных и групповых интересов.

Такая переменная, как «неудовлетворенность», измеряется соотношением довольных и недовольных. Ее уровень всегда снижается в периоды экономического спада и, наоборот, повышается в условиях стабилизации социально-экономической ситуации.

В конце 80-х гг. в российском обществе в связи с экономическим кризисом и другими причинами изменились показатели удовлетворенности, доверия, легитимности политической власти. Поэтому наметился подъем общественной активности. В этот период создавались движения различной направленности и с довольно широкой социальной базой. К ним следует отнести «Демократический союз», «Демократическую Россию» и другие, которые были первой попыткой неформального влияния граждан на существующую политическую систему.

Реформы 90-х гг. прошлого века повлекли за собой снижение экономической стабильности и безопасности в российском обществе, что повлияло на социальное самочувствие населения.

По данным всероссийского представительного опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале 90-х гг., 80 % опрошенных россиян охарактеризовали уровень жизни как стремительно снижающийся. При этом 75 % с тревогой ожидали дальнейшего ухудшения ситуации. Средств, чтобы прокормить себя и свою семью, хватало 59 % респондентов (январь 1992 г.) [4, с. 19]. Результаты президентства Б. Ельцина в экономической и социальной сферах в марте 2006 г. положительно оценили лишь 3–4 % опрошенных. Причинами этому послужили и несвоевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, коммерционализация всех сфер общественной жизни, разрушение системы социальной безопасности, массовая безработица в связи с разрушением промышленного производства. Политический курс правительства Б.

Ельцина большинство россиян оценили крайне негативно. По данным ВЦИОМа, в 1994 г. его деятельность не одобряли 77 % респондентов. Политику, проводимую президентом, представляли как направление «не туда», «в тупик» (63 %), а положение в стране называли более плохим, чем в 1993 г., 42 % россиян [4, с. 45]. Это не привело к интенсивному росту массовых протестных движений.

Как российское общество в 90-е гг. прошлого века относилось к массовым протестам? По результатам всероссийского опроса городского и сельского населения от 30 ноября 1996 г. более трети россиян считало, что среди их знакомых практически никто не готов участвовать в митингах и забастовках из-за невыплаты зарплат и пенсий. Однако не получавшие зарплату значительно чаще получавших считали, что среди их знакомых многие уже подошли к такому решению. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что протестный потенциал на тот момент был довольно высоким. Каждый третий респондент поддерживал идею массового протеста. Об этом можно судить по ответам на вопрос: «Если массовые выступления, акции протеста состоятся там, где Вы живете, примете ли Вы в них участие?». Отрицательный ответ дали 55 % респондентов, положительный – 34 % [3].

Нереализованные ожидания россиян в постперестроечное время, а также сохраняющееся чувство неудовлетворенности жизнью способствовали развитию циничного отношения к власти и проводимой ею политике, значительно понизили уровень доверия к политическим институтам и политической системе в целом.

В период президентства В. Путина прослеживается позитивная динамика в изменении потребительских возможностей россиян [4, с. 105].

За последние восемь лет уменьшилась доля респондентов, которые оценивают свое материальное положение как «плохое, очень плохое», с 59 % в 1999 г. до 28 % в 2007 году. Эмпирические данные показывают, что основные индикаторы социального самочувствия населения (адаптированность к переменам, уровень материального положения, оценка своих перспектив на будущее) либо оста- ются неизменными, либо имеют позитивную динамику, в то время как показатели уровня удовлетворенности жизнью практически не растут [4, с. 106–107].

В то же время у общества степень доверия по отношению к органам власти не очень высока, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований. Большинство опрошенных россиян (52 %) считает, что с решением основных экономических задач правительство справляется «средне». Как это видно из результатов эмпирического исследования, представленного «Левада-Центром» (октябрь-ноябрь 2008 г.), негативные оценки современной экономической политики правительства чаще всего дают малообеспеченные группы населения [5].

По результатам социологического исследования, проведенного в январе-феврале 2008 г. в Волгоградском регионе при участии автора, большинство респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете деятельность нынешнего правительства?» – ответили «не очень высоко» (46,7 % от числа опрошенных), 25 % дали отрицательную оценку деятельности. 57,9 % респондентов не имеют желания принять участие в деятельности какой-либо общественной организации, 18,7 % ответили положительно и приняли бы участие с целью решения общественно-политических проблем.

Обратим внимание на отношение к протестным действиям. С 2005 г. протестный потенциал существенно не менялся. В мае-июне 2008 г. готовность к личному участию в акциях протеста высказали 31 %, а 62 % респондентов не исключают для себя такой возможности. Большинство россиян считают, что протестные акции не являются основным способом выражения индивидуальных интересов [6].

Идея массового протеста не поддерживается и жителями Волгоградской области. На вопрос: «Приняли бы Вы участие в каких-либо акциях протеста против власти?» – 21,9 % респондентов ответили положительно, а 73 % дали отрицательные ответы. Данные результаты подтверждают, что большинство жителей Волгоградской области не имеют желания принимать участие в деятельности массовых протестных движений.

Таким образом, согласно эмпирическим данным, в конце ХХ – начале XXI в., несмот- ря на то что основные индикаторы социального самочувствия населения показывали позитивную динамику, уровень удовлетворенности жизнью не вырос и степень протестного потенциала практически не изменилась.

Наличие неудовлетворенности условиями жизни, повышение уровня социального недовольства способствуют повышению уровня протестного потенциала и развитию массовых протестных движений.

Однако чем объяснить тот факт, что протестный потенциал населения оставался практически неизменным в конце ХХ – начале XXI в., учитывая, что социальное самочувствие населения улучшалось? Это объясняется высоким уровнем адаптационного потенциала населения. Следовательно, степень участия в деятельности общественных движений зависит не только от показателей социального недовольства, степени неудовлетворенности жизнью.

Современные общественные движения имеют более организованные формы, характеризуются определенной устойчивостью и организационной оформленностью. Уровень общественной поддержки объединений третьего сектора – это один из важнейших индикаторов развития гражданского общества. Согласно эмпирическим данным, полученным исследовательской группой ЦИРКОН в 2006– 2007 гг., в российском обществе превалируют объединения со сравнительно небольшим числом членов (до 100 человек). Что касается добровольцев третьего сектора, по численности это в основном небольшие группы (до 10 человек – в 35 %, 11–100 человек – в 27 % НКО) [2, с. 17–21], что объясняется, прежде всего, слабой известностью и низкой степенью эффективности деятельности общественных объединений, отсутствием институциональной поддержки.

Поэтому при анализе условий развития современных общественных объединений наряду с уровнем неудовлетворенности материально-экономическими условиями следует учитывать возможности, правила и нормы, которые создаются политической системой.

В конце ХХ в. возникли общественные движения, имеющие более организованные формы. Для них нехарактерна широкая социальная база. Они по форме и по содержанию своей де-

186 Н.А. Скобелина. Условия развития общественных движений в современном российском обществе

ятельности отличаются от массовых протестных движений. Условиями их развития являются ухудшение условий жизни, предоставление определенной свободы и главным образом наличие политико-правовой возможности для участия в общественной жизни, которая создается современной политической системой.

Список литературы Условия развития общественных движений в современном российском обществе

  • О предстоящих массовых акциях протеста//Фонд «Общественное мнение» [online]. -Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/map/of19981403>(дата обращения: 06.12.2008).
  • От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян. -М.: ВЦИОМ, 2007.
  • Оценки населением деятельности правительства//Левада-Центр [online]. -Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2008112008.html> (дата обращения: 06.12.2008).
  • Протестный потенциал и протестная активность//ФОМ [online]. -Режим доступа: www.bd.fom.ru/report/map/d082201' target='_new' rel='nofollow'>http://>www.bd.fom.ru/report/map/d082201 http://www.bd.fom.ru/report/map/d082201> (дата обращения: 06.12.2008).
  • Россияне пока не готовы к массовым митингам и забастовкам из-за невыплаченных зарплат//ФОМ [online]. -Режим доступа: www.bd.fom.ru/report/map/of19964903' target='_new' rel='nofollow'>http://>www.bd.fom.ru/report/map/of19964903 http://www.bd.fom.ru/report/map/of19964903> (дата обращения: 06.12.2008).
  • Хоффер, Э. Истинноверующий/Э. Хоффер. -М.: ЕГУ, 2001. -200 с.
Статья научная