Установки исламского религиозного поведения в массовом сознании городского населения Дагестана
Автор: Мадина Магомедкамиловна Шахбанова
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Социальная структура, социальные институты и процессы
Статья в выпуске: 5 т.13, 2021 года.
Бесплатный доступ
Проблема религиозного возрождения, определение типов религиозности, интенсивность культового поведения, соответствие типа религиозности (убежденно верующий, верующий, колеблющийся, убежденно неверующий) ритуальному поведению, формирование в массовом сознании принципов веротерпимости и межрелигиозной толерантности являются актуальными для современного поликонфессионального и полиэтнического российского социума. В рамках данного исследования ключевым является установление соответствия и несоответствия типа религиозности человека (отношение к религии) его нормативной религиозной практике. Заметно научный интерес к изучению именно данного аспекта религиозной проблематики вырос на волне активизации деятельности духовных институтов, появления религиозных учебных заведений. Авторское исследование религиозности и религиозного поведения городского населения Дагестана показывает, что в общественном сознании опрошенных превалирует самоидентификация с типами религиозности ‑ убежденно верующий и верующий. Доля респондентов, которая по мировоззренческим убеждениям относится к другим типам религиозности (колеблющиеся, неверующие, убежденно неверующие) в сравнении заметно меньше, но при этом выявлены существенные отличия по социально-демографическим параметрам. Кроме того, по данным исследования установлено, что декларирование определенного типа религиозности не соответствует интенсивности религиозной практики опрошенного городского населения Дагестана: самоидентификация с определенным типом религиозности подразумевает специфическое культовое поведение, но верификация эмпирического материала констатирует иное нормативное поведение респондентов.
Религия, ислам, городское пространство, городское население, культовое поведение, религиозное сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/149138055
IDR: 149138055 | DOI: 10.17748/2219-6048-2021-13-5-73-87
Список литературы Установки исламского религиозного поведения в массовом сознании городского населения Дагестана
- Рыжова С.В. Религиозность в контексте культуры доверия // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 44-63. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.3.5363.
- Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 102-107.
- Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.
- Каргина И.Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 108-115.
- Там же.
- Богатова О.А. Религиозная идентичность и религиозные практики в Мор-довии // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 114-122.
- Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 135-146.
- Юнг К.Г. Психология и религия. Избранные работы / Пер. и сост. А.М. Руткевича. СПб.: Изд-во РХГА, 2014. 287 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 672 с.
- Тиллих П. Избранное. Теология культуры / Пер. с англ. и сост. С.Я. Левит, С.В. Лезов. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 479 с.
- Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. 127 с.
- Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. 182 с.
- Исаева В.Б. Теория депривации как инструмент изучения нетрадиционной религиозности // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 31-50. DOI: 10.31857/S013216250006656-4.
- Там же.
- Ильясов Ф.Н. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. 1987. № 3. С. 50-55.
- Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35-46.
- Чеснокова В.Ф.Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 304 с.
- Лебедев С.Д., Сухоруков В.В. Тесный путь не туда? // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 118-126.
- Рамазанов Р.О., Алишаева П.К., Ильясова Б.К. Религиозно-политический терроризм на Северном Кавказе в постсоветский период. Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России: Мат-лы междун. науч.-практ. конф. Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2019. С. 177-187.
- Рамазанов Р.О. Мусульманское образование и его роль в формировании религиозной идентичности // Диалог культур в глобализирующемся мире: Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участ.). Махачкала. 2020. С. 53-56.
- Рамазанов Р.О., Акимова А.А., Нурилова А.З. Проблема начального мусульманского образования в современном российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 39-42.
- Загирова Э.М. Роль религиозного компонента в семейно-брачных установках дагестанских народов // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: культурное проектирование и формирование нравственного облика молодежи: Сб. ст. по мат-лам VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Махачкала, 2015. С. 205-212.
- Загирова Э.М. Традиционная семья: теоретические аспекты социологического исследования // The Caucasusand the World. 2015. № 20. С. 158-165.
- Загирова Э.М. Демографическое поведение дагестанской семьи: состояние и тенденции // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2016. № 4 (48). С. 163-170.
- Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 52-57.
- Сиверцева Т. Культурная трансформация и смена идентичности (Дагестан, Цумадинский район) // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. ст. / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1997. С. 168-183.