Установление испытательного срока для адвокатов с целью минимизации риска предоставления неквалифицированной юридической помощи доверителям

Бесплатный доступ

В статье автор обращает внимание на необходимость внесения изменений в механизм вступления в адвокатуру, существующий в настоящее время. Существующий механизм сдачи квалификационного экзамена не исключает риск попадания в адвокатскую корпорацию тех, чьи личные качества и индивидуально-психологические особенности не соответствуют выбранной профессиональной деятельности, что может привести к профессиональным деструкциям и, как следствие, невозможности предоставлять квалифицированную юридическую помощь доверителям.

Адвокат, квалифицированная юридическая помощь, квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, реформирование адвокатуры

Короткий адрес: https://sciup.org/140303581

IDR: 140303581   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2023_65_6_18

Текст научной статьи Установление испытательного срока для адвокатов с целью минимизации риска предоставления неквалифицированной юридической помощи доверителям

2020 году – 81612 адвокатов, в 2021 году – 82126, в 2022 году – 82877.

В ближайшем будущем ожидается существенное увеличение количества адвокатов. Это связано с тем, что Министерство юстиции Российской Федерации ведет подготовку концепции судебного представительства, которая предполагает распространение адвокатской монополии на гражданские и административные дела. В данном случае адвокатскую монополию следует рассматривать как «правовой институт, предусматривающий исключительное право адвоката представлять интересы по особым категориям дел» [1, c. 100].

В своем докладе в Государственной Думе 25 октября 2023 года министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко основным институтом, который должен будет осуществлять судебное представительство, назвал адвокатуру. Константин Чуйченко пояснил: «Мы исходим из того, что представлять интересы наших граждан в судебных инстанциях должны профессионалы, причем эти профессионалы должны быть связаны определенными и этическими обязательствами. И, как нам представляется, основным институтом, который мог бы взять на себя всю эту работу, является институт адвокатуры, потому что, во-первых, там все адвокаты проходят так называемое профессиональное сито – сдают экзамен. Ну и плюс там действует кодекс адвокатской этики, за соблюдением которого достаточно внимательно органы адвокатского сообщества следят» [5]. Действительно, ежегодно за несоблюдение профессиональных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлекается достаточно большое количество адвокатов. В подтверждение этому можно привести статистические данные, также представленные в Отчете о деятельности Совета ФПА РФ. Так, за период с апреля 2021 года по апрель 2023 года Квалификационными комиссиями адвокатских палат субъектов Российской Федерации было рассмотрено 10059 дисциплинарных дел. По результатам рассмотрения вынесено 6590 заключений (65,5 %) о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката и 3469 заключений (34,5 %) – о необходимости прекращения дисциплинарного производства. В результате к 86,4 % (5994) адвокатов были применены меры взыскания в виде замечания и предупреждения, и у 13,6 % (896) адвокатов статус был прекращен (п. 2.7.2 Отчета о деятельности Совета ФПА РФ).

Приведенные статистические данные показывают, что среди адвокатов, которые в настоящее время оказывают квалифицированную юридическую помощь, есть достаточно большой процент тех, кто допускает нарушения как норм законодательства, так и этических норм, следовательно, не в полный мере соответствует профессиональным требованиям. Совершать дисциплинарные проступки могут как совсем молодые адвокаты, так и те адвокаты, опыт профессиональной деятельности которых достаточно велик. Одна из причин заключается в изначальной ошибке при выборе профессиональной деятельности, когда индивидуально-психологические особенности личности адвоката не соответствуют профессиональной деятельности, что может стать причиной профессионального выгорания или еще более серьезных деструкций, наличие которых у адвоката будет препятствовать или делать невозможным выполнение им профессиональных задач. Профессиональная деструкция представляет собой изменения в сложившейся структуре личности и деятельности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [9, c. 35].

Таким образом, в аспекте распространения адвокатской монополии на гражданские и административные дела, а также с целью исключения из числа претендентов тех, чьи личностные качества и индивидуально-психологические особенности не соответствуют адвокатской деятельности, и тех, кто не готов оказывать квалифицированную помощь доверителям, следуя только требованиям законодательства и этическим нормам, представляется необходимым пересмотреть механизм вступления в адвокатскую корпорацию.

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ) закреплен действующий механизм приобретения статуса адвоката, в основе которого лежит проверка у претендента юридических знаний и навыков, необходимых для предоставления квалифицированной юридической помощи.

В марте 2023 года решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) было утверждено «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов» [8] (далее – Положение). В соответствии с Положением квалификационный экзамен включает в себя тестирование и устное собеседование, в ходе которого претендент на присвоение статуса адвоката должен ответить минимум на четыре вопроса из утвержденного Советом ФПА РФ перечня вопросов для устного собеседования (абз. 4 п. 3.3 Положения), которые могут быть дополнены заданиями по разрешению правовых ситуаций и составлению юридических документов (абз. 6 п. 3.3 Положения).

Таким образом, в ходе квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката проверяются юридические знания и навыки, которые необходимы адвокату для решения профессиональных задач. Вне компетенции членов квалификационной комиссии остается проверка соответствия личностных качеств и индивидуально-психологических особенностей претендента адвокатской профессии.

Выявление личностных качеств и индивидуально-психологических особенностей претендентов на присвоение статуса адвоката возможно посредством проведения предпрофессионально-го психологического тестирования, пройдя которое, претендент на присвоение статуса адвоката, безусловно, задумается, правильный ли профессиональный выбор он делает. Однако предпро-фессионального психологического тестирования в период подготовки к квалификационному экзамену на присвоение статуса адвоката может быть недостаточно, чтобы у претендента сложилось полное понимание о соответствии его личных качеств и индивидуальных психологических особенностей профессиональной деятельности, о которой на данном этапе у него есть только общее представление.

По этой причине, наряду с предпрофессио-нальным психологическим тестированием, для понимания, как выявленные личные качества и индивидуальные психологические особенности коррелируют с профессиональной деятельностью, необходимо поработать в адвокатском образовании. До сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката такая работа возможна в качестве помощника или стажера адвоката.

В отличие от помощника, который может не иметь высшего юридического образования, «стажером может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе» [7] (п. 1.2 Положения о порядке прохождения стажировки). Работа помощником адвоката дает возможность познакомиться с адвокатской деятельностью, так как ежедневно помощники знакомятся с материалами дел доверителей адвоката-куратора, совместно с адвокатом-куратором принимают участие в судебных заседаниях, готовят проекты правовых 20

документов и т. д., однако они не вправе заниматься самостоятельной адвокатской деятельностью (п. 2 ст. 27 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ), стажер адвоката также не вправе заниматься самостоятельной адвокатской деятельностью, он может осуществлять свою деятельность под руководством адвоката, выполнять его отдельные поручения (п. 2 ст. 28 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ; п. 7 «Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов» [10]).

Таким образом, во время работы помощником и стажером адвоката претендент сможет изучить теоретические вопросы и приобрести практические навыки, необходимые для осуществления профессиональной адвокатской деятельности, однако он не сможет заниматься самостоятельной адвокатской деятельностью.

Вместе с тем представляется, что только при самостоятельном осуществлении адвокатской деятельности становится понятно, коррелируют ли личные качества и индивидуальные психологические особенности адвоката его профессиональной деятельности, а также какие пути адвокат выбирает для решения профессиональных задач: руководствуется ли он нормами Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ и Кодекса профессиональной этики адвоката или пытается найти иные, иногда незаконные пути решения правовой проблемы доверителя.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что решение выбрать адвокатскую профессию претендент может принять в любом возрасте, имея опыт юридической деятельности и не имея такого опыта, а также в аспекте возможного распространения адвокатской монополии на гражданские и административные дела и, соответственно, предстоящих изменений состава адвокатского сообщества, существует необходимость детального переосмысления механизма вступления в адвокатуру.

Представляется, что всех претендентов целесообразно разделить на группы.

К первой группе следует отнести помощников и стажеров адвокатов – лиц, которые получают высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе или уже имеют такое образование, но, не имея опыта работы по юридической специальности, намерены получить его, работая в адвокатском образовании.

Ко второй группе следует отнести лиц, которые хотели бы изменить род своей профессио- нальной деятельности, уже имея двухлетний стаж юридической деятельности. Эта группа достаточно обширна, охватывает представителей разных юридических профессий, которые к моменту принятия решения о сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката могли уже иметь опыт судебного представительства, а могли его не иметь.

При этом отдельно представляется целесообразным выделить претендентов – бывших сотрудников правоохранительных органов, которые будут составлять третью группу. Ввиду особенностей деятельности, а именно обладания властными полномочиями во время предыдущей деятельности, которые не свойственны деятельности адвокатской, выполнение профессиональных задач после присвоения им статуса адвоката может вызвать затруднения. Причина заключается в профессиональной деформации. Это проблема известна достаточно давно, в подтверждение приведем результаты анкетирования грузинского психолога М. Гомелаури, респондентами которого стали 20 адвокатов и 20 прокуроров. По 10-баль-ной системе адвокаты и прокуроры оценивали ряд казусов (1) осквернение памятников культуры; 2) донос на друга с целью самоспасения; 3) спекуляция; 4) укрывательство убийства; 5) повреждение телефонного аппарата; 6) неуплата долга; 7) нарушение слова; 8) убийство; 9) хищение; 10) охота в запрещенные сроки) с позиции защиты и обвинения. Результаты анкетирования показали, что оценки адвокатов мягче оценок прокурора приблизительно на 3,7 балла. Р.А. Марусте, анализируя результаты данного анкетирования, сформулировал вывод о том, что причиной расхождения послужила как раз профессиональная деформация, в противном случае адвокаты и прокуроры должны были оценивать данные деяния одинаково с позиции всесторонности, полноты и объективности в выяснении истины [4, c. 80].

Справедливости ради необходимо сказать, что профессиональной деформации подвержены не только сотрудники правоохранительных органов. По мнению В.В. Грамматикова, «деформация – также явление динамическое и зависит от индивидуальных качеств ее носителя, конкретных исторических условий, общего состояния правопорядка и т. д.» [2, c. 21]. Это мнение разделяет и почетный адвокат Российской Федерации С.В. Ко-лосовский, который убежден, что «есть люди, обладающие необходимыми профессиональными и личными качествами, а есть не обладающие, а вопрос в том, как последние попадают в корпорацию, а не в том, кем они были до того» [3]. В этой связи С.В. Колосовский предлагает для адвокатов после сдачи квалификационного экзамена установить испытательный срок осуществления профессиональной деятельности от трех до пяти лет, чтобы по истечении этого времени была возможность оценить личные качества и индивидуальные психологические особенности претендента, а также его готовность предоставлять квалифицированную юридическую помощь.

Такое предложение заслуживает внимания, так как после сдачи квалификационного экзамена адвокат начинает заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью. Следовательно, в период испытательного срока он будет самостоятельно коммуницировать с доверителями, коллегами по профессии, с представителями следственных органов и судебных органов, с должностными лицами государственных органов, будет самостоятельно решать профессиональные задачи. В этот период адвокат сможет проявить свои юридические знания и навыки, а также самому адвокату, его доверителям и коллегам по профессии станет понятно, соответствуют ли его личные качества и индивидуально-психологические особенности выбранной профессиональной деятельности. Безусловно, период и порядок прохождения испытательного срока должен разнится для вышеуказанных трех групп адвокатов, так как если, например, для первой группы адвокатов основной задачей в период стажировки будет продолжение приобретения навыков самостоятельной адвокатской деятельности по разным категориям дел, то перед третьей группой будет стоять уже иная задача, а именно научиться осуществлять отличную от их предыдущей деятельности, когда они имели властные полномочия, деятельность адвокатскую.

Установление испытательного срока поможет выявить тех претендентов, которые, соответствуя требованиям, установленным Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, в то же время не могут оказывать квалифицированную юридическую помощь. Это в большей мере касается, по нашему мнению, второй и третьей выделенных нами групп претендентов, в особенности тех претендентов, которые подверглись профессиональной деформации на прошлом месте работы.

На наш взгляд, необходимость установления испытательного срока для адвокатов обусловлена тем, что только посредством погружения в адвокатскую профессию адвокат может познать ее особенности, а также оценить, соответствует ли адвокатская деятельность его индивидуальным психологическим особенностям. Кроме того, этот механизм позволит корпорации в целом не допускать в свои ряды лиц, не способных в рамках закона и корпоративных актов предоставлять квалифицированную юридическую помощь.

Список литературы Установление испытательного срока для адвокатов с целью минимизации риска предоставления неквалифицированной юридической помощи доверителям

  • Вайнерман Ф.В. К вопросу о понятии адвокатской монополии и о праве на ее существование в российском законодательстве // Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3. № 1. С. 99–105.
  • Грамматиков В.В. Природа деформации правосознания (на примере адвокатской деятельности) // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 5 (114). Май. С. 19–27.
  • Колосовский С. «Правоохранительное прошлое» адвоката не является определяющим // Адвокатская газета. 2021. 25 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/pravookhranitelnoeproshloe-advokata-ne-yavlyaetsya-opredelyayushchim/.
  • Марусте Р.А. Профессиональная деформация в адвокатской деятельности // Проблемы права на защиту. Таллин: Валгус, 1988. С. 76–88.
  • Минюст России работает над концепцией судебного представительства [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/news/fpa/minyust-rossii-rabotaet-nadkontseptsiey-sudebnogo-predstavitelstva/.
  • Отчет о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2021 года по апрель 2023 года [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/upload/medialibrary/c1e/y1ape23956d6gzqpc9uo1vpous0b1m7w/Otchet-Soveta-FPA_2023.pdf.
  • «Положение о порядке прохождения стажировки» (вместе с «Порядком ведения реестра стажеров адвокатской палаты субъекта Российской Федерации») (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 27.05.2020, протокол № 14). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов» (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 07.03.2023, протокол № 20). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • Светова Л.Н. Психологические особенности профессиональной деформации адвоката: дис. … канд. психол. наук / АНО ВО «Российский новый университет». М., 2020.
  • «Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов» (утв. IX Всероссийским съездом адвокатов 18.04.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • Статистические данные Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/practical-information/statistics/.
Еще
Статья научная