Устное в написанном. Ренессанс нанайской легенды "О трех солнцах" в XX-XXI веках

Бесплатный доступ

В статье рассматривается нанайская легенда «О трех солнцах» в устном и письменном измерении культур народов Нижнего Приамурья. Изначально легенда существовала в нескольких вариациях, что показывает аспект жизни местного сообщества, интеграцию переселенцев в состав аборигенов. Каждая из групп привносила свои детали в сюжет общей легенды, за счет этого она достраивалась. В среде нанайцев бытовавшее отношение к мифическим персонажам как первопредкам, далеким родственникам скорее отражает духовно-нравственные ориентиры их традиционного общества, заключавшиеся в согласовании человеческих поступков и действий с законами Мифической Вселенной. Включение легенды в шаманскую ритуальную практику показывает, что в числе главных судей, отвечавших за соблюдение этих этических норм, выступал шаман. В начале XX в. на базе появления литературного нанайского языка легенда «О трех солнцах» получила текстуальное оформление. Создателем новой интерпретации стала национальная интеллигенция. Археологические открытия в долине Амура А.П. Окладникова позволили привязать легенду к историческому прошлому. Вместе с этим появилась упрощенная, широко тиражируемая версия, включенная в учебники краеведения и истории. В сознании нанайцев личная, семейная история стала сопоставляться с написанной информацией, в которой одним из отправных пунктов выступала легенда «О трех солнцах». Со второй половины 1980-х гг. в среде нанайцев возросший интерес к шаманскому наследию обусловил появление концептуальной формы легенды. Она стала рассматриваться как часть философской мысли и теософского учения. Вместе с этим произошло переосмысление памятных мест, выступавших в прошлом проекцией мифических событий. Они оказались встроены в современное символическое этнокультурное пространство нанайцев, в границах которого происходит формирование их идентичности.

Еще

Нанайцы, легенда, сюжет, устные вариации, литературный язык, интеллигенция, археологические открытия, шаманизм

Короткий адрес: https://sciup.org/145145670

IDR: 145145670   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.785-788

Список литературы Устное в написанном. Ренессанс нанайской легенды "О трех солнцах" в XX-XXI веках

  • Гореликов А.И. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока в 1930-е годы: институциональные, экономические, социокультурные перемены. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та, 2009. - 216 с.
  • Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. - Владивосток: [б. и.], 1922. - 371 с.
  • Окладников А.П. Лики Древнего Амура. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 240 с.
  • Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. - Л.: Наука, 1971. - 336 с.
  • Самар Е.Д. Под сенью родового древа. Записки об этнокультуре и воззрениях гэринских нанайцев рода Самандё-Моха-Монгол / рода Самар. - Хабаровск: Кн. изд-во, 2003. - 211 с.
  • Смоляк А.В. Представления нанайцев о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.). - Л.: Наука, 1976. - С. 129-160.
  • Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. - М.: Наука, 1991. - 280 с.
  • Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов // Записки Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества. - Хабаровск: Тип. канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. - Т. II, вып. 1. - 133 с.
  • Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 740 с.
  • Laufer B. Petroglifs on the Amoor // American anthropologist. - 1899. - N 5. - P. 746-750.
  • Laufer B. Preliminary notes on explorations among the Amoor tribes // American anthropologist. - 1900. - N 2. -P. 297-338.
Еще
Статья научная