Устойчивое развитие и теория институционального конструктивизма

Автор: Наумов Евгений Артурович, Бенуа Анна Евгеньевна

Журнал: Сетевое научное издание «Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика» @journal-yrazvitie

Статья в выпуске: 2 (9), 2012 года.

Бесплатный доступ

Работа посвящена постановке проблемы устойчивого развития интеллектуальной экономики и использования теории конструктивизма применительно к решению задач институционального проектирования социально-экономических систем. Авторы работы исходят из необходимости разумного подхода к действию, создающего основу для конструирования институциональной среды, источником которой является парадигма самоорганизации социально-экономических систем, лежащая в основе теории и практики радикального конструктивизма.

Устойчивое развитие, интеллектуальная экономика, теория конструктивизма, институциональное проектирование социально-экономических систем

Короткий адрес: https://sciup.org/14122247

IDR: 14122247

Текст научной статьи Устойчивое развитие и теория институционального конструктивизма

Современная человеческая цивилизация вступила в эпоху, которая потребует от всех людей планеты беспрецедентной ломки традиционных взглядов, ценностей и подходов, прежде всего в отношении стратегии экономического развития, ориентированной на рост производства и потребления, погоню за прибылью, пренебрежительного отношения проблемам экологии, технологическим угрозам и прежде всего к развитию инновационной деятельности, связанной с внедрением современных информационных, нано- и биотехнологий.

Очевидно, что посткризисная, постиндустриальная технология будет ориентирована на использовании знаний и интеллектуальных способностей человека в сфере производства. В этой связи справедливо отмечают в своей работе «Интеллектуальная экономика – технологические вызовы XXI века» А.Е.Арменский, С.Ю.Глазьев, Е.А.Наумов и О.Сабден: «современная парадигма экономического развития в настоящее время должна быть ориентированных на создания экономических предпосылок развития интеллектуальной экономики».

Интеллектуальная экономика – это экономика, основанная на знании законов материальной природы и общества, способствующих сохранению мощности и развитию человеческого потенциала обеспечить производство необходимых материальных благ, защитите экологии планеты от разрушающего воздействия техногенных преобразований, повышению жизненного уровня и продолжительности активной жизни человека [1].

Однако экономическое развитие в современном мире все еще отождествляется с экономическим ростом, который ориентирован на расширение его ресурсных слагаемых и выражается в приростных величинах (продукции, дохода, выработки).

Сегодня в мире начинает формироваться и развиваться некое видение альтернативного способа общественного развития, которое с определенной долей условности может быть обозначено как «устойчивое развитие». В современной литературе понятие «устойчивое развитие» трактуется как многокомпонентный, много аспектный и многомерный феномен, имеющий человеческий, экономический, экологический, политический, социальный, культурный, духовно-нравственный аспекты.

Термин «устойчивое развитие» первоначально широко прозвучал в мире после Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

Конференция рекомендовала странам-членам ООН в качестве основы для развития мирового сообщества концепцию устойчивого развития.

«Основная идея концепции устойчивого развития заключается в организации общества таким образом, чтобы не наносить необратимого ущерба природной среде и не обездоливать последующие поколения людей в отношении необходимых для них жизненных ресурсов» [1].

Устойчивое развитие предполагает достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития человечества и окружающей среды, а также резкое сокращение экономического диспаритета между развитыми и развивающимися странами путем как технологического прогресса, так и рационализации потребления. Устойчивое развитие следует трактовать как стратегию развития человечества, вступающего в эпоху ноосферы [5].

Однако эти гуманные и достаточно ясные принципы все же носят пока несколько абстрактный характер и поэтому, сталкиваясь с реалиями быстро меняющейся социальной жизни, уступают жестокости экономических интересов, насущной необходимости удовлетворения потребностей сегодняшнего дня и другим парадигмам развития современной цивилизации».

Сегодня Запад уже настаивает на включении экологических вопросов в региональные и международные соглашения по снижению торговых барьеров и обеспечению равноправного доступа к мировым рынкам, то есть использует уровень «экологичности товаров» для доступа на мировой рынок. На практике это может обернуться необоснованными и протекционистскими барьерами для неугодных государств. С одной стороны, страны Запада сознают, что модель индустриального развития исчерпала себя. С другой стороны, они не отказываются от логики конкурентного поведения и явно стремятся сохранить достигнутые высоты потребления путем сдерживания потенциальных претендентов на ресурсы среди отставших.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, Казахстана и всех государств Евразийского сообщества, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

Человечество сегодня стоит перед задачей беспрецедентной трудности — необходимостью формирования новой цивилизационной парадигмы.Cвои действия оно должно во все большей степени согласовывать с общими требованиями и условиями стабильности биосферы, поскольку в рамках современного канала эволюционного развития у человека будущего нет!

Мировое сообщество все отчетливее осознает, что реализация концепции устойчивого развития требует серьезной корректировки шкалы жизненных ценностей с наращиванием удельного веса моральных и духовных компонентов. Вплоть до того, что передовым странам необходимо делиться с остальными знаниями и новейшими технологиями для достижения целей устойчивого развития. Но, в условиях погони за максимальной прибылью как фундамента нынешних рыночных экономик, очень болезненно воспринимается стержневая составляющая такой возможной корректировки. Поэтому она не может далее рассматриваться в качестве ведущей движущей силы развития общества. Именно здесь коренится основной источник многих драматических конфликтов уже и в XXI веке[1].

Несмотря на очевидное осознание грозящей опасности, Запад, как видно, стоит перед практически неразрешимой для себя задачей.

С одной стороны, население и правительства развитых стран не хотели бы менять свой образ жизни и установленные для других «правила игры».

С другой — они понимают, что накапливающийся диспаритет объективно рано или поздно приведет к пересмотру основ мирового экономического и политического порядка. Рыночная экономика с ее безудержной эксплуатацией человека и природы сама по себе не может решить упомянутые проблемы — она не может дать работу безработным и осуществить переход к экологически безопасным технологиям, она не может защитить интересы бедных людей и следующих за нами поколений.

Вот почему нереалистично и пагубно основывать стратегию выживания человечества на сегодняшних технологиях и неолиберальной рыночной экономике. В этих условиях, практический тоталитаризм рынка и защита окружающей среды трудно совместимы.

Не в этой ли плоскости ли лежит сегодняшний глобальный международный экономический кризис, охвативший как индустриально развитые страны, так и страны с развивающейся экономикой?

С учетом вышеизложенного понимания происходящих процессов в мире и внутри страны мы должны говорить о нашем переходе именно на инновационный тип развития. Его базисным, стратегическим направлением должна стать инновационная деятельность. Очевидно, что стратегия социально-экономической политики России, должна быть ориентирована на приоритеты устойчивого развития, на возможность перехода к экономике интеллектуальной. Но общая линия, вокруг которой должны концентрироваться эти приоритеты, — это модернизация производства, технологическая реконструкция и структурная перестройка промышленности, основанной на внедрении высоких наукоемких технологий.

В этой связи возрастает роль человеческого фактора, капитала, интеллекта, нравственности в отношениях людей друг к другу и природе. Науке отводится исключительно важная роль.

Всего этого невозможно достичь на основе законов конкурентного рынка. Требуется создание четких институциональных механизмов, ориентирующих усилие государства и общества на «устойчивое развитие. Роль государственного регулирования, к сожалению, у нас многие все еще недооценивают и не понимают, а между тем она неизбежно будет возрастать в соответствии с формирующимися тенденциями развития мира.

Важнейшая государственная задача сегодня это принятие экономических стратегий, основанных на перспективном и текущем прогнозировании, на научном планировании, принятии государственных программ, ориентированных на устойчивое социальноэкономическое развитие страны, в условиях преодоления последствий международного валютно-финансового кризиса. В этой связи возникает задача институционального проектирования, ориентированного на создания необходимых законодательных и организационно правовых условий для развития интеллектуальной экономики, человеческого капитала, повышения жизненного уровня населения, сохранения окружающей среды. Кроме разработки законодательных актов, совершенствования организационно-, правовых и экономических методов государственного стимулирования инновационной деятельности, необходимо принять меры по разработке и использованию технических регламентов и стандартов в области производства продукции, внедрения технологий и экологических требований, условий саморегулирования и обеспечения общественного контроля. Эта ситуация особенно обостряется в связи с присоединением России к ВТО, требующей соблюдения международных правил и стандартов.

Это предполагает обязательную ориентацию на социальные критерии любых намечаемых изменений в экономике и других сферах, учет их социальной цены и экологических последствий, опору на духовно-нравственные ценности народа, на достижение социального согласия и национального единства.

Наивно думать, что переход к устойчивому развитию цивилизации будет бесконфликтным. Скорее справедливо обратное: переход неизбежно будет сопровождаться множеством жестких конфликтов, в основе которых во всевозрастающей степени будет лежать борьба за рынки сбыта, ресурсы, экологический резерв и жизненное пространство. Развитые страны, прежде всего, попытаются жить и далее в значительной мере за счет ресурсов остальной части мира.

Следует отметить, что в теории и практике экономики основанной на знаниях, экономики интеллектуальной доказывается, что знание, интеллект следует понимать, прежде всего, как способность к разумному действию. Знание, таким образом, становится конструктивным принципом не только экономики, но и человеческого общества в целом [1, 2, 3, 4]. В операциях со сложными, человеко-размерными системами возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия. Научное познание и технологическая деятельность с такими системами предполагает учет целого спектра возможных траекторий их развития (там же). Реальное воздействие на нее интеллектуального потенциала с целью познания или технологического изменения всегда сталкивается с проблемой выбора определенного сценария развития из множества возможных сценариев.

Ориентирами в этом выборе служат не только знания, но и нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования с системой и ее преобразования. Из этого следует, что интеллектуальная экономика это разумная экономика, ориентированная не только на удовлетворения материальных потребностей человека, но и на удовлетворение нравственных и духовных потребностей людей, обеспечивающая устойчивое развитие и социальное партнерство. Социальное партнерство предполагает наличие в управлении общественным развитием необходимых этических и нравственных компонент, соответствующим новым идеалам рационального разумного действия, видоизменяющего прежние представления о системе ценностей, ориентированных на необходимость связи истины и нравственности.

Целью интеллектуальной экономики, экономики основанной на знаниях является установление контроля над новым научным и техническим знанием, т.е. создание правил его производства и распространения и установление санкций за их нарушение, закрепление за знанием особых атрибутов (вроде ограничений в праве интеллектуальной собственности) и в отдельных случаях ограничение на применение нового знания и технических артефактов.

Приведенные выше результаты различных исследований свидетельствуют о критической роли генерирования и накопления новых знаний, включение интеллектуального фактора в производственные отношения направленные на обеспечении устойчивого экономического роста. Для последнего важно наличие институтов, обеспечивающих материализацию знаний в новых технологиях, а также создание социально-экономической среды, благоприятствующей инновационной активности и устойчивому развитию экономики.

В этой связи постановка проблемы развития теории конструктивизма применительно к решению задач институционального проектирования социально-экономических систем в условиях развития интеллектуальной экономики, авторы исходят из предпосылки, что в теории и практике экономики и социологии знания анализ феномена интеллектуального общества, знания следует понимать, как способность к разумному действию, создающего основу для конструирования институциональной среды, источником которой является парадигма самоорганизации социально-экономических систем, лежащая в основе теории и практики радикального конструктивизма.

Как направление социальный конструктивизм или социальная конструкция в общественной жизни возник не так давно: в 80 – 90 годы благодаря работам Эрнста фон Глазерсфельда и других.

Для теории институционального конструктивизма, способствующей определению и фенологическому восприятию эволюционного устойчивого развития человечества, способствующего сохранению ноосферы планеты Земля, сохранению мощности человеческого потенциала в преобразовании, потреблении и распространении энергии закономерны процессы трансформации общественных отношений. Развитие теории конструктивизма применительно к институциональной экономики предполагает исследование социально-экономических и психологических факторов, лежащих в основе институциональных отношений субъектов экономической деятельности, связанных с производством, накоплением и потреблением материальных и духовных благ. Очевидно, что институциональный конструктивизм не исключает, а наоборот предполагает развитие системы политических и общественных отношений, определяет роль и место государства и общественных институтов в формировании факторов устойчивого развития, в преодолении негативных последствий, в том числе социально-

Электронное научное издание

«Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика»                                                                             вып. 2 (9), 2012, ст. 3

Выпуск подготовлен по итогам Второй Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе «природа – общество – человек» (29 и 30 октября 2012 г., проект РФФИ №12-06-06085-г). психологических, техногенных и экологических последствий жизнедеятельности человека на планете земля, а возможно в будущем за ее приделами.

Следуя выводам теории исторического материализма, переход к интеллектуальной экономике в условиях постиндустриального общества будет осуществляться на основе эволюционного перехода от капиталистического к социалистическому способу производства, с сохранением на различных этапах этого перехода черт и механизмов рыночной экономики, сочетающих разнообразие институтов частной и общественной собственности на средства производства.

Институциональный конструктивизм не исключает процессы конвергенции социальноэкономических отношений, способствующей эволюции от более примитивных способа производства, накопления и потребления к более экономичным, интеллектуалоемким, энергоэффективным и социально адаптированным способам.

Очевидно, что разработка теории и практическое воплощение идей институционального конструктивизма в развитии социально-экономических систем, в анализе кризисных явлений, обеспечение сбалансированного развития экономики, природы и общества, создание на их основе позитивных механизмов социального конструирования, интеграции и самоорганизации, несомненно, будет способствовать позитивному развитию человеческой цивилизации в XXI веке.

Список литературы Устойчивое развитие и теория институционального конструктивизма

  • Глазьев, С.Ю., Сабден, О.С., Арменский, А.Е., Наумов, Е.А. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI века. - Алматы, 2012.
  • Попов, В., Власов, М. Миниэкономические институты производства новых знаний. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006.
  • Теория и практика экономики и социологии знания/Научный совет по Программе фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». - М.: Наука, 2007. - с. 61.
  • Макаров, В.Л. Экономика знаний: уроки для России//Вестник РАН: вып. № 5. - М., 2003.
  • EDN: OMBKAR
  • Большаков, Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. - М.: РАЕН, 2011. - 272 с.
  • EDN: QOOFOB
  • ECD Work on Innovation. A Stocktaking of Existing work. OECD Science, Technology and Industry working papers. - 2009.
  • Tonn, Bruce E. Recearch Society: Sciency and Technology for the Ages // Futures: Vol. 36. №3. - 2009. - р. 335-346.
  • Glasersfeld, E. von. Radical constructivism and Piaget's concept of knowledge. - 1978.
  • Smock, CD., Glasersfeld, E. von. Epistemology and Education: The Implication of Radical Constructivism for Knowledge Acquisition (Report N 14). - Athens (Georgia), 1974.
Еще
Статья научная