Ужасное в произведениях Гоголя и в их кинематографических версиях

Автор: Булавина Мария Олеговна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 2 (41), 2021 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи обращается к явлениям литературы и кинематографа, связанным с жанром ужасов. Материалом для рассмотрения темы является творчество Н. В. Гоголя и его кинематографические версии. Это не случайно, поскольку Гоголю свойственен интерес к категории ужасного, что заметно в разные периоды творчества писателя. Среди видов ужаса, присутствующих в его текстах, ужас космический, социальный, экзистенциальный. Так, в первом сборнике читатель видит сверхъестественный ужас, воссоздаваемый посредством фольклорных образов. В более позднем творчестве появляется город, что подразумевает большую социальность произведений. К социальному и сверхъестественному ужасу добавляется экзистенциальный, изображаемый через фигуру Хомы Брута. Статья поделена автором на несколько частей: во-первых, даётся общее представление о категории ужаса у Гоголя; во-вторых, присутствует характеристика гоголевского ужаса, воссоздаваемого посредством кино. Важным в статье является и вопрос о взаимосвязи используемых языковых средств и периода создания той или иной экранизации (историко-функциональный метод). Ведь в сравнении с литературой кинематограф визуализирует литературный текст, что даёт определённые преимущества. В числе таких преимуществ - особая выразительность, присущая кинематографическому искусству, наличие движения, использование разного рода технологий, обеспечивающих наглядность.

Еще

Экранизация, фольклор, романтизм, готика, гротеск, немое кино, экспрессионизм, фильм-сказка, постмодерн

Короткий адрес: https://sciup.org/144162134

IDR: 144162134   |   DOI: 10.24412/2310-1679-2021-241-113-121

Список литературы Ужасное в произведениях Гоголя и в их кинематографических версиях

  • Вацуро В. Э. Готический роман в России. Москва : НЛО, 2002. 544 с.
  • Велигжанина А. Первый советский ужастик «Вий»: Вместо Куравлева мог сыграть Вячеслав Невинный, а вместо Варлей - Жанна Болотова [Электронный ресурс] // Комсомольская правда : [веб-сайт]. 2012. № 47, 22 ноября. URL: https://www.kp.ru/daily/25989.3/2919662/
  • Гоголевский кинословарь : аннотированный каталог фильмов [1909-2009: к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя]. Москва : Парадиз, 2009. 437 с.
  • Гоголь Н. В. Развязка Ревизора // Полное собрание сочинений и писем : в 17 томах / сост., подгот. текстов и комм. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. Москва : Издательство Московской Патриархии, 2009. Том 4. С. 484-495.
  • Гордович К. Д. Смешное и страшное в произведениях фольклора и в повестях Гоголя [Электронный ресурс] // Гоголь и народная культура : материалы VII Гоголевских чтений (2007) // Дом Н. В. Гоголя: мемориальный музей и научная библиотека : [веб-сайт]. URL: http://domgogolya.ru/science/ researches/1472/
  • Кривонос В. Ш. Путь и граница в повести Н. В. Гоголя «Портрет» [Электронный ресурс] // Гоголь и народная культура : материалы VI Гоголевских чтений (2006) // Дом Н. В. Гоголя: мемориальный музей и научная библиотека : [веб-сайт]. URL: http://www.domgogolya.ru/science/researches/1500/
  • Кривуля Н. Г. Особенности интерпретации гоголевского текста в фильме «Нос» А. Алексеева [Электронный ресурс] // Гоголь и народная культура : материалы VI Гоголевских чтений (2006) // Дом Н. В. Гоголя: мемориальный музей и научная библиотека : [веб-сайт]. URL: http://domgogolya.ru/science/ researches/1540/
  • Лавкрафт Г. Ф. Сверхъестественный ужас в литературе [Электронный ресурс] // Lib.ru: электронная библиотека : [веб-сайт]. URL: http://lib.ru/ INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt
  • Лавриеня Е. Н. Творчество и личность Н. В. Гоголя в современной киноинтерпретации (на материале киносериала Е. Баранова «Гоголь») // Актуальная классика : материалы III Студенческих научных чтений (Москва, 18 апреля 2019 года). Москва : Литера, 2019. С. 121-128.
  • Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. Москва : Аспект Пресс, 2004. 813 с.
  • Маркович В. М. О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор» // Избранные работы. Санкт-Петербург : Ломоносовъ, 2008. С.235-246.
  • Марусенков В. В. Интерпретация сюжетно-образного ряда литературного произведения средствами киноискусства : диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения : 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства / Марусенков Вячеслав Валентинович. Москва, 2015. 182 с. : ил.
  • Мильдон В. И. Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы. Эстетика экранизации. Москва : РОССПЭН, 2007. 224 с.
  • Олег Степченко о своём фильме «Вий 3D» [Электронный ресурс] // Ruskino : интернет-портал. URL: https://ruskino.ru/item/2014/5/17/ oleg-stepchenko-o-svoem-filme-vij-3d
  • Пазолини П. П. Поэтическое кино // Строение фильма : сборник статей / под ред. К. Разлогова. Москва : Радуга, 1984. С. 45-66.
  • Саенко Н. Р., Щеглова Л. В. PlayGogol: постмодернистская интерпретация раннего Гоголя в сериале Е. Баранова // Сервис PLUS. 2019. Том 13. № 4. С. 111-124.
  • Семерчук В. Ф. Отечественная киногоголиана в зеркале кинокритики (Информационно-аналитический очерк) // Гоголевский кинословарь : аннотированный каталог фильмов [1909-2009: к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя]. Москва : Парадиз, 2009. С. 215-239.
  • Соколова Е. К. Литературный художественный образ и кинообраз. Проблема соотношения и взаимовлияния: на примере киноинтерпретаций романов Ф. М. Достоевского : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук : 10.01.08 - Теория литературы. Текстология / Соколова Елена Константиновна. Москва, 2013. 241 с. : ил.
  • Спутницкая Н. Ю. Сказочный герой на киноэкране: опыт А. А. Роу // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 3-1 (15). С. 186-192.
  • Эйхенбаум Б. М. Проблемы киностилистики // Поэтика кино / под ред. Б. М. Эйхенбаума. Санкт-Петербург : РИИИ, 2001. С. 13-38.
  • Юткевич С. И. Роу А. А. // Кино : энциклопедический словарь / под ред. С. И. Юткевича. Москва : Советская энциклопедия, 1987. С. 372.
Еще
Статья научная