В. В. Розанов о компонентах учебно-воспитательного процесса

Автор: Панина Людмила Юрьевна

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Интеграция образования и воспитания

Статья в выпуске: 1 (58), 2010 года.

Бесплатный доступ

Раскрываются взгляды В. В. Розанова на значение содержания образования, форм организации обучения, методов воспитания как инструментов духовно-нравственного воспитания школьников в национальной культуре. Определяется его подход к формированию содержания образования.

В. в. розанов, содержание образования, формы организации обучения, методы обучения и воспитания, патриотическое воспитание

Короткий адрес: https://sciup.org/147136616

IDR: 147136616

Текст научной статьи В. В. Розанов о компонентах учебно-воспитательного процесса

Русский писатель, публицист и философ Василий Васильевич Розанов (1856—1919), имя которого возвращено из небытия в конце прошлого века, внес заметный вклад в развитие русской мысли конца XIX — начала XX в. Многолетняя педагогическая практика, опыт и талант публициста способствовали тому, © Панина Л. Ю., 2010

что он не только принял активное участие в обсуждении многих проблем кризиса образования, возникшего в царской России во второй половине XIX в., но и высказал идеи относительно воспитания нового человека в русле национальной культуры. Необходимость в этом обосновывалась отсутствием у получавшей образование молодежи чего-нибудь дорогого, веры и убеждений.

Основные педагогические мысли Розанова представлены в книге «Сумерки просвещения» [5], в которой критически анализируется народное образование. Его взгляды на качества нового человека ранее были нами систематизированы и на их основе составлена модель национального воспитательного идеала, адекватная взглядам мыслителя [3]. В данной работе перед нами стоит задача обобщить и систематизировать взгляды Розанова на компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы — и оценить, насколько они соответствуют цели воспитания.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования. Согласно предложенной нами модели национальный воспитательный идеал представляет собой свободную, гуманную, духовную, творческую и физически развитую личность; это гражданин, христианин, семьянин, работник, выполняющий свой долг в соответствии с собственными мировоззренческими, нравственными, эстетическими, умственными и трудовыми качествами, сформированными на основе национально-культурных ценностей. Национальный воспитательный идеал — это целостный человек, носящий в себе какой-нибудь культ, любящий Родину, чтящий исторические традиции, помнящий свой долг перед прошлым, стремящийся к духовности и творчеству.

Соответствие содержания образования высшей цели образования

Розанов отмечал, что для образования духовной структуры нового челове ка важен не тип школы, а содержание образования. Он был сторонником идеи сближения светских и религиозных начал в общем образовании, но подчеркивал, что основу содержания воспитания должны составлять национальные русские ценности. В статье «Беспочвенность русской школы» им подчеркивалось: «Мы далеки от мысли отрицать значение древности, как и значение европейской истории, литературы, философии, науки. Но мы думаем, что прочно и правильно осесть все это может только на типично сложившуюся душу» [5, с. 237]. Философ обосновывал это тем, что и древний грек, и современный европеец в пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в типично национальном духе.

Не отрицая значение общечеловеческих ценностей, Розанов тем не менее отмечал, что в учебных планах и программах нужно больше внимания уделять России и всему русскому. Он настаивал на включении в учебные программы изучения как памятников истории, так и памятников старой и новой словесности, поскольку был уверен, что наша старина (летописи, былины, монастыри, бесчисленные поэтические или деловые «Слова»), классическая поэзия и проза, созданные за XIX в., являются богатым «равно и красотою форм, и обилием глубочайших мыслей» материалом образования [5, с. 239]. В связи с этим в учебных планах количество уроков по русской литературе и истории целесообразно увеличить.

Задавая требования к учебному материалу, Розанов подчеркивал, что в нем должна сохраняться индивидуальность. «Не отряхивайте с цветов махровости», — писал он, имея в виду необходимость сведения к минимуму учебной переработки памятников, при которой удаляется все культурное, развивающее любовь и уважение [5, с. 93]. Историю и словесность по возможности следует изучать по первоисточникам.

Розанов высказал требования и к личности автора учебников по отечественной истории, и к самому содержанию учебных книг. По его мнению, учеб- ник по истории России может писать только патриот, высококультурный человек, «любящий Бога, сострадающий родной истории, чтящий князей своих и потому только различающий все лица» [5, с. 38]. Содержание учебника родной истории должно пробуждать чувство патриотизма, поэтому нужно менять сам подход к изложению содержания. Не следует вынуждать учеников запоминать схемы, походы, имена, необходимо, чтобы с именами были живые образы, невольно усвояемые читателем, который знает, что это его предки умирали на Куликовом поле, а не греки, не римляне, не французы [5, с. 95].

Таким образом, Розанов обозначил русские национальные ценности как конкретные источники русской культурной основы содержания образования, которые необходимо включить в учебную информацию (учебные планы, учебники). Чтобы сохранить творческое наследие предков, он задал требование к учебному материалу — свести к минимуму учебную переработку памятников. Для обеспечения патриотического воспитания им рекомендовано осознанно относиться к выбору авторов учебников по родной истории и самому подходу к изложению содержания. Все это дает основание заключить, что взгляды мыслителя на содержание образования соответствуют цели воспитания.

Соответствие форм организации обучения высшей цели образования

По мнению Розанова, в классноурочной системе обучения кроется одна из причин того, что все типы школ так мало достигают своих целей. К ее недостаткам относится то, что ученик никогда не остается наедине со своим учителем, а «учитель никогда не говорит лицу, но только толпе», а также то, что в этой системе не учитываются индивидуальные способности ученика, не раскрывается индивидуальное в учителе [5, с. 9]. Школа должна стремиться к индивидуальной форме обучения, которая ориентирована на природные задатки воспиту-емого. В воспитании же важно взаимо действие воспитателя и воспитуемого. Не зря год или два общения со старыми профессорами в университете «воспитывали неизмеримо более, чем долгие годы, проведенные над нелепым „учебным материалом“ средней школы» [5, с. 81].

Что касается организации школьной формы обучения, то, по мысли Розанова, лучшей школой может быть признана не та, которая расширяет горизонтально курсы, прибавляя к одним предметам новые, а та, «которая их суживает и в то же время углубляет» [5, с. 98]. Идеалом образования является изучение не более трех предметов на протяжении одного дня, при этом занятия должны быть спаренными (по 90 мин). Увеличить продолжительность урока необходимо для того, чтобы задаваемое к уроку и объясняемое в классе было «цельно и через это занимательно, поучительно, вообще деятельно для ученика» [5, с. 166].

Важную роль в воспитании философ придавал организации внешкольной формы обучения, в частности экскурсии. Он отмечал ее важность для обогащения чувственного опыта воспитанников, формирования эстетического, эмоциональночувственного сознания личности, развития чувства любви к родному краю. Однако в государственных школах непосредственное созерцание природы отвергается, так как отнимает время от разучивания отражения этого созерцания в поэзии или художественной прозе.

Итак, Розанов предложил форму организации обучения на основе индивидуального подхода, способствующего формированию индивидуальности в личности и развитию ее творческого потенциала. Он высказал дидактические, воспитательные и развивающие требования к уроку: чтобы задаваемое и объясняемое было цельно (дидактическое), поучительно (воспитательное), деятельно для ученика (развивающее), — направленные на формирование интеллектуальных, практических и творческих качеств у обучаемых. Непосредственное созерцание природы на экскурсии способствует формированию эстетических качеств воспи- туемых. Следовательно, все предложения мыслителя по формам организации обучения соответствуют высшей цели образования.

Соответствие методов образования и воспитания высшей цели образования

Розановым описаны разные ситуации и условия, при которых могли осуществляться прямые или косвенные педагогические воздействия на человека. Выделим из них методы воздействия, которые в конечном счете должны привести к развитию свойств и формированию качеств воспитательного идеала.

Известно, что метод обучения обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Цели обучения и воспитания публицист сформулировал с учетом возрастных особенностей воспитанников. В детстве осуществляется элементарное научение «здоровым и честным навыкам» (формирование опыта поведения). В отрочестве — среднее образование — «должен быть пробужден ум, возбуждено сердце». «Высшей школе должно принадлежать удовлетворение их — не в меру сытости, для того и жизни недостаточно, но в смысле образования вкуса к тому, чем истинно человек может быть насыщен» [5, с. 103].

Способу усвоения мыслитель отводил ключевую роль в методе обучения, делая основной акцент на том, как педагогическое воздействие отражается в сознании учащихся и в какой мере учение служит целям воспитания. Он отмечал, что качество усвоения зависит от организации процесса усвоения. Так, в сознании учащихся по-разному отражаются непосредственное созерцание природы на экскурсии и ее книжное описание в литературе. Первое следует признать главным, так как при созерцании воспитуемые испытывают реальные ощущения, переживая их. Что касается второго, то при книжном усвоении школьники ощущают природу лишь как второстепенное, отраженное в сознании в процессе запоминания. Отражение влияния такого воспитания в поколении называется «отсутствием натуры» [5, с. 23].

Характеру взаимодействия субъектов обучения Розанов придавал первостепенное значение. Считая, что в педагогическом процессе ученик должен быть активным и деятельным, проявлять любознательность, т. е. быть субъектом процесса, он отрицательно относился к учебникам, в которых материал подается настолько упрощенно, что не требует не только «особых напряжений мысли, но и простой любознательности» [5, с. 15].

Методы обучения, обеспечивающие усвоение содержания образования, могут быть выделены из сформулированного Розановым требования к способам их выражения: чтобы объясняемое на уроке (словесный метод) было цельно, поучительно и деятельно (практический метод) для ученика. Другие методы можно выделить из описанных им ситуаций, где совершались педагогические взаимодействия.

Рассмотрим описанные Розановым ситуации и условия, при которых могут осуществляться воспитательные воздействия.

В основе выбора методов педагогического воздействия должно быть понимание того, как его воспринимает человеческая душа. Воспитывающее воздействие достигает результата только после переживания воспитуемым своего отношения к нему. Сам способ передачи впечатлений «должен по возможности согласовываться с наиболее яркими, сильными задатками в воспитуемом и с наиболее живыми, деятельными способностями воспитывающего» [5, с. 45].

Розанов выделял два пути воспитания: естественный и искусственный. Естественный путь состоит почти исключительно из непосредственных созерцаний (памятников искусства, общественной жизни, религиозных процессий), под влиянием которых воспитывались поколения в прошлом. Искусственный путь — это воспитание в государственном учреждении, вне семьи и церкви. Именно естественное воспитание обеспечивало формирование религиозного культа. В духовном развитии мыслитель склонялся к свободному воспитанию, полагая, что в церковь лучше ходить одному, так как это личное: «Никто к посещению храма не должен быть принужден» [5, с. 166].

Чтобы ребенок умственно развивался, полагал Розанов, окружающие не должны его подавлять; постоянные поучения могут сделать ребенка до крайности робким умственно; любое поучение от старших, строгое или прекрасное, он может получить только из созерцания их жизни. Пример живых конкретных людей — родителей, педагогов, других взрослых — обладает исключительной силой воспитательного воздействия: «дети трудятся потому, что старшие трудятся... они заботливы... потому что чувствуют ежеминутно заботливость и внимание, на себя устремленные» [5, с. 143]. Лесть и фальшь в отношениях взрослых в присутствии детей сказываются на нравственности последних. Для детей эти отношения «мало понятные в источнике, но кривизны которых они не могут не чувствовать» [5, с. 125].

Важную роль в воспитании публицист придавал воспитательным ситуациям, подчеркивая, что «гениальное в уме или особенное в характере воспитывается бедствием, незаслуженным несчастьем, продолжительным горем» [5, с. 128]. Свою мысль он обосновывал известными трудными периодами в биографиях великих людей (Петр I и др.), усматривая в них воспитательные моменты.

Наказание в арсенале воспитательного воздействия Розанова занимает важное место. Применение наказания он считал целесообразным, а его полезность видел в переживании страдания наказанным, но вместе с тем отмечал, что наказание в семье может предупредить нежелательные поступки ребенка, а наказание в школе (карцер) раздражает наказанного.

Итак, проведенные исследования позволили установить, что мыслителем рассмотрены следующие методы обучения и воспитания: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой, объяснение, упражнение, иллюстрация, наблюдения учащихся, пример, воспитательные ситуации, наказание, практический метод. Проанализируем эти методы на их пригодность для решения конкретных учебно-воспитательных задач, сформулированных им.

Сначала оценим методы обучения на их пригодность для реализации содержания образования. В классификации методов обучения по признаку «источник знаний» традиционно выделяются три общих метода: словесный, наглядный, практический. Согласно модификациям этих общих методов, приведенным в работе В. В. Краевского и А. В. Хуторского [1], в составе методов, рассмотренных В. В. Розановым, имеются и словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником), и наглядные (иллюстрации картин), и практические (упражнения). Это дает основание утверждать, что методы обучения, необходимые для реализации содержания образования, им рассмотрены.

Оценку пригодности методов для формирования и развития требуемых качеств национального воспитательного идеала проведем на основе функционального подхода. Функции методов обучения уже вошли в учебную литературу, поэтому выводы сделаем на основе данных об их эффективности, приведенных И. П. Подласым [4]. По этим данным, рассказ, беседа, лекция, работа с книгой, упражнение, иллюстрация, практический метод способствуют как развитию мышления, познавательного интереса, памяти, воли, эмоций, так и формированию мировоззрения, знаний, умений, а работа с книгой, упражнение, практический метод — формированию трудовых качеств личности. Ранее нами было отмечено, что наблюдение учащегося (на экскурсии) способствует формированию эстетических качеств личности, пример — формированию творческих и нравственных качеств, воспитательные ситуации — развитию воли и духа.

Таким образом, рассмотренные мыслителем методы обучения и воспитания пригодны и для реализации содержания образования, и для формирования и развития требуемых качеств воспитательного идеала.

Можно сделать вывод, что взгляды философа на содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса соответствуют заданной им высшей цели образования. Следовательно, приведенные выше высказывания В. В. Розанова не являются простым перечислением его мыслей о свойствах компонентов педагогического процесса, а представляют собой совокупность целенаправленных размышлений о проблемах воспитания вообще и о воспитании в национальном духе в частности. В этих высказываниях отражен подход к решению проблем воспитания, идея которого заключалась в целостном раскрытии сути процесса воспитания, т. е. представлении в нем в единстве взаимодействия педагогов и воспитуемых, способов усвоения, преломления педагогических воздействий, трех возрастных этапов воспитательного процесса. Такой подход указывает на принцип системности в методологии Розанова, который исследовал учебно-воспитательный процесс как систему, отыскивая те характеристики и свойства компонентов, которые обеспечивают воспитание в национальном духе.

На наш взгляд, заслуга В. В. Розанова — в постановке проблемы, которую он сформулировал следующим образом: «Почему все типы школы так мало достигают своих целей, с таким упорством осуществляемых, так ярко и, несомненно, благородно желаемых?» [5, с. 92]. Именно углубленное исследование причин, обусловивших эту проблему, позволило ученому выявить одно из противоречий в организации педагогического процесса, препятствующее решению задачи просвещения, а именно выработку в подрастающем поколении какого-нибудь культа. Таким противоречием он считал совмещение на уроках сведений, исходящих из естественных наук и религиозных воззрений.

Педагогические изыскания В. В. Розанова сыграли определенную роль в развитии педагогической мысли конца XIX — начала XX в. Об этом свидетельствуют положительные отзывы современников на его книгу «Сумерки просвещения», в которых признается ее важное значение в педагогическом отношении, а сам автор назван педагогом-мыслителем [2; 6]. Однако в настоящее время он признан только как философ, писатель, публицист, хотя его педагогические идеи, по нашему мнению, заслуживают упоминания наряду с педагогическими высказываниями его современников: Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Д. И. Тихомирова, С. А. Рачинского.

Подход В. В. Розанова к содержанию образования, учебному материалу по русской литературе и истории России, методам воспитания нацелен на формирование русской идентичности, а его идеи о принципах изложения содержания в учебниках по отечественной истории, на наш взгляд, остаются актуальными для теории и практики патриотического воспитания в России.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1.    Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М. : Академия, 2007. — 352 с.

  • 2.    Ляцкий, Е. В. В. Розанов. Сумерки просвещения / Е. Ляцкий // Образование. — 1899. — № 12. — С. 50.

  • 3.    Панина, Л. Ю. В. В. Розанов о национальном воспитательном идеале / Л. Ю. Панина // Вести. Тамбов. ун-та. Гуманитарные науки. — 2009. — № 11.

  • 4.    Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 576 с.

  • 5.    Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. — М. : Педагогика, 1990. — 624 с.

  • 6.    Струве, П. В. Романтика против казенщины / П. В. Струве // Начало. — 1899. — № 3. — Отд. 2.

Поступила 12.10.09.

Статья научная