Вальдгауер и античные философы Эрмитажа
Автор: Дорофеев Д.Ю.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья продолжает исследования автора по иконографии античных философов. В этот раз внимание обращено на античных философов главного музея России Эрмитажа. Автор внимательно и подробно рассказывает о том, как на протяжении XVIII-XIX веков формировалась его античная коллекция, останавливаясь на интересных и важных страницах истории рецепции античной культуры и искусства в России (особо выделяя в этой связи покупку коллекции маркиза Кампаны в 1861 г.). Центральное значение в этой истории имеет личность Оскара Фердинандовича Вальдгауера (1883-1935), одной из самых важных фигур в российском антиковедении и музееведении за всю историю, который во многом определил высокий уровень презентации и исследования античной коллекции Эрмитажа. Дорофеев Д.Ю. считает, что эта личность до сих пор недооценена по достоинству и стремится подчеркнуть ее большую роль в отечественном и европейском изучении античного искусства, прежде всего скульптуры, в частности, портретных образов античных философов. В статье через обращение к ключевым работам О.Ф. Вальдгауера раскрывается особенности его понимания античного портрета. Автор наиболее подробно исследует историю, формирование образа, иконографию, проблемы атрибуции, стилистические особенности, аналоги бюстов Сократа и Демосфена, вместе с не принадлежащими им, но искусственно соединенными в начале XIX века безголовыми статуями неизвестного философа и сидящего философа (разъединение которых было осуществлено как раз Вальдгауером); статуи сидящего философа; и бюста философа-стоика, возможно, Клеанфа.
Иконография античных философов, эрмитаж, вальдгауер о.ф, античный портрет, сократ, демосфен, клеанф, атрибуция памятников
Короткий адрес: https://sciup.org/147245822
IDR: 147245822 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-926-959
Список литературы Вальдгауер и античные философы Эрмитажа
- Богемская, К.Г., ред. (2004) Голицынский музей на Волхонке: каталог выставки в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва: Художник и книга.
- Болгова, А.М., Денисова, И.В., Синица, М.М. (2021) «Трибон – плащ философа поздней античности», Via in tempore. История. Политология 48.4, 784–798.
- Вальдгауер, О.Ф. (1915) Пифагор Регийский. Исследование в области греческой скульптуры первой половины V в. по Р.Х. Петроград.
- Вальдгауер, О.Ф. (1923) Лисипп. Берлин: Государственное издательство.
- Вальдгауер, О.Ф. (1923a) Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Петроград: Издательство Брокгауза и Ефрона.
- Вальдгауер, О.Ф. (1923b) Античная скульптура. Петроград: Издательство Брокгауза и Ефрона.
- Вальдгауер, О.Ф. (2020) Этюды по истории античного портрета. Москва: Юрайт.
- Гвардини, Р. (2018) Смерть Сократа. Интерпретация платоновских диалогов «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон» и «Федон». Пер. с нем. И.П. Стребловой С.-Петербург: Владимир Даль.
- Гедеонов, С.А. (1864) Императорский Эрмитаж. Галерея древней скульптуры. С.-Петербург.
- Гегель, Г.В. Ф. (2001) Лекции по эстетике. Т. 1. С.-Петербург: Наука.
- Давыдова, Л.И. (2020) Греко-римская скульптура в собрании Эрмитажа. С.-Петербург: Издательство Эрмитажа.
- Дорофеев, Д.Ю. (2021) «Античные философы в Санкт-Петербурге: визуально-пла-
- стическое образование города и человека», ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.2, 868–894.
- Дорофеев, Д.Ю. (2018) «Этика жизни и эстетика образа античного философа», Вопросы философии 6, 200–207.
- Дорофеев, Д.Ю. (2023) «“Эллинские мудрецы” в христианских храмах: путеводитель по философской иконографии Средневековья», ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.2, 993–1049.
- Лосев, А.Ф., Шестаков, В.П. (1965) История эстетических категорий. Москва: Искусство.
- Мавлеев, Е.В. (2005) Вальдгауер. С.-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа.
- Позднеев, М.М., ред. (2022) Петр Великий и античность. Рецепция античного наследия в петровскую эпоху. С.-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений.
- Передольская, А.А. (1938) «Оскар Фердинандович Вальдгауер», в: Вальдгауер О.Ф. Этюды по истории античного портрета. ч. 2. Ленинград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 3–42.
- Пиотровский, Б.Б. (2000) История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы. Москва: Искусство.
- Трифонова, Е.Ю. (2013) «Еще раз о статуе философа из собрания Государственного Эрмитажа», Актуальные проблемы теории и истории искусства. С.-Петербург, 3, 92–98.
- Трофимова, А.А. (2015) «Геродот и Клеанф: превращения античного портрета. К проблеме изучения эрмитажной скульптуры из коллекции Дж.-П. Кампана», Клио. Журнал для ученых 11(107), 60–68.
- Трофимова, А.А. и др., ред. (2021) Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампана. С.-Петербург: Издательство Гос. Эрмитажа.
- Трофимова, А.А. (2021a) «Портретные статуи Демосфена и Сократа в коллекции Кампаны», Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны. С.-Петербург: Издательство Гос. Эрмитажа, 250–254.
- Трофимова, А.А. (2021b) «Античный портрет в трудах О.Ф. Вальдгауера и М.И. Ростовцева», Искусство древнего мира 11, 107–123.
- Хафнер, Г. (1981) Выдающиеся портреты Античности. 337 портретов в слове и образе. Москва: Прогресс.
- D’Escamps, H. (1856) Description des marbres antiquies du Mus 14. ée Campana à Rome. Paris: Typogr. de H. Plon, 1856.
- Richter, G.M.A. (1984) The Portraits of the Greeks. Rev. by R.R.R. Smith. New York: Cornell University Press.
- Sarti, S. (2001) Giovanni Pietro Campana (1808–1880): The Man and His Collection. Oxford: Archaeopress.
- Schefold, K. (1997) Die Bildnisse der antiken Dichter, Redner und Denker. Basel: B. Schwabe.
- Studniczka, F. (1908) Das Bildnis des Aristoteles. Leipzig.
- Waldhauer, O. (1928–1935) Die Antiken Sculpturen der Ermitage. Bd.1–3. Leipzig.