Варианты мотива искупления грехов: заметки о жизни некрасовского сюжета о великом грешнике в русской культуре ХХ века
Автор: Непомнящих Наталья Алексеевна
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Литературоведение. Современный неотрадиционализм: идеология и поэтика
Статья в выпуске: 3 (11), 2020 года.
Бесплатный доступ
Сюжет о двух великих грешниках в русской литературе и культуре существует в двух вариантах. Первый - сюжет некрасовской «Легенды о двух великих грешниках» - имеет источником фольклорную легенду, где один из грешников убивает другого, еще большего грешника, и тем самым заслуживает у Бога прощения. Второй - сокращенный, переделанный в песню текст Некрасова, где вместо двух великих грешников остается один, раскаявшийся в монастыре. По смыслу эти варианты противоположны: второй проповедует христианское раскаяние и смирение ради искупления грехов, первый же, напротив, говорит о бунте и убийстве как единственном средстве спасения и имеет революционный / социальный подтекст. Однако в исследовательской литературе не всегда различаются эти два варианта сюжета, цель работы - разграничить оба варианта и проанализировать их функционирование. Некрасовский сюжет был подробно исследован в 1920-1960 годы. Вторая версия сюжета о раскаявшемся грешнике рассмотрена М.Н. Климовой в книге «От протопопа Аввакума до Федора Абрамова жития грешных святых в русской литературе» (2003). Сравнительный и мотивный анализ позволяют сделать вывод, что сюжет в его полной форме в ХХ веке использовал А.И. Куприн в рассказе «Демир-Кая: восточная легенда» (1906). Сокращенная версия сюжета, известная по песне в исполнении Федора Шаляпина, могла оказать влияние как на трактовку образа Степана Разина у Василия Шукшина, так и в целом на концепцию его фильма «Странные люди» (1969). Оригинальный вариант сюжета, не совпадающий ни с полной, ни с сокращенной версией, обнаруживается в рассказе Л.М. Леонова «Деяния Азлазивона» (1921). Таким образом, при анализе этого сюжета в каждом конкретном случае требуется исследование его возможных источников с учетом разницы между двумя названными вариантами.
Грешники, агиография, сюжет, мотив, русская литература, некрасов, леонов, куприн, шукшин
Короткий адрес: https://sciup.org/144161642
IDR: 144161642 | DOI: 10.25146/2587-7844-2020-11-3-48
Список литературы Варианты мотива искупления грехов: заметки о жизни некрасовского сюжета о великом грешнике в русской культуре ХХ века
- Андреев Н.П. Легенды о двух великих грешниках // Известия Ленинградского пед. ин-та им. А.И. Герцена. 1929. Вып.1. С.186-198 [Электронный ресурс]. URL: http://russianliterature.org/tom/419928
- Гин М.М. Спор о великом грешнике (Некрасовская легенда о великом грешнике и ее истоки) // Русский фольклор. М.; Л., 1962. Т.VII. С. 84-98.
- Климова М.Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова жития грешных святых в русской литературе. Новосибирск, 2010. 135 с.
- Ковалева Т.И. Жанровые особенности рассказов о видениях (сюжетная ситуация основание церкви / монастыря) // Нарративные традиции славянских литератур: повествовательные формы Средневековья и Нового времени. Новосибирск, 2009. С. 103-111.
- Ковтун Н.В. Русь "постквадратной" эпохи (К вопросу о поэтике романа "Кысь" Т. Толстой) // Respectus Philologicus. 2009. № 15 (20). Р. 85-98.
- Непомнящих Н.А. "Деяния Азлазивона" Л.М. Леонова: агиографический сюжет и жанр в авторской интерпретации // Сибирский филологический журнал. 2014а. № 1. С. 110-116.
- Непомнящих Н.А. Семиотика чисел в рассказе Л.М. Леонова "Деяния Азлазивона": источники и семантика // Сюжетология и сюжетография. 2014б. № 2. С. 22-28.
- Скляров В. Антижитийные мотивы повести Николая Гоголя "Шинель" // PRZEGLAD RUSYCYSTYCZNY. 2019. № 2 (166).
- Religious Vector in Russian History and the Stereotypes of Cultural Imagery (Религиозный вектор истории и культурно-образные стереотипы России) // Quaestio Rossica. 2014. № 3. С. 13.