«Важно не только осуществить государственную поддержку научных центров коллективного пользования для проведения широкого фронта исследований, но и сосредоточить ее на конкретных научных приоритетах»

Автор: Путин Владимир Владимирович

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Время перемен

Статья в выпуске: 6, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/148320761

IDR: 148320761

Текст статьи «Важно не только осуществить государственную поддержку научных центров коллективного пользования для проведения широкого фронта исследований, но и сосредоточить ее на конкретных научных приоритетах»

Наша встреча проходит в Петербургском институте ядерной физики – одном из ведущих исследовательских центров России, наверное, вполне уместно будет сказать, и мира. Можем этим гордиться.

Предлагаю обсудить сегодня вопросы, которые имеют принципиальное значение для развития отечественной науки. Речь пойдет об укреплении инфраструктуры исследований, о мерах по совершенствованию оценки научных организаций и результатов их работы.

О достойной оплате труда в научной сфере, эффективной система грантов для научных коллективов, молодых ученых в последнее время мы говорим постоянно. И в этом направлении кое-что делается. Эту работу мы будем продолжать и дальше. Но, разумеется, этого недостаточно.

Вы знаете, я стараюсь регулярно встречаться с научными коллективами, аспирантами, со студентами. И не раз от самих исследователей слышал, что далеко не все решается размером заработной платы. Хотя, повторяю, это базовая основа, без которой вообще ничего делать невозможно должным образом. Но это даже не все. Людям необходимы амбициозные цели, хорошая научная исследо- вательская база, которая позволит им реализовывать самые смелые творческие замыслы.

В этом отношении ситуация постепенно меняется к лучшему. Так, стоимость основных средств российских научных организаций за 10 лет выросла примерно в 3,5 раза, а техническая вооруженность наших исследователей увеличилась почти вдвое. Сегодня свыше половины научного оборудования в стране используется не более 5 лет, а более 80% – не бо-

лее 10 лет. Это достаточно хороший показатель.

Для того чтобы добиться большей отдачи от финансовых вложений, консолидировать ресурсы, было принято решение о создании в России научных центров коллективного пользования. Такая практика применяется во многих странах мира. Формирование сети научных центров коллективного пользования в рамках федеральной целевой программы ведется у нас с 2005 года.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

К концу 2012 года в стране действовало 253 центра коллективного пользования, в том числе в ведении Правительства Российской Федерации – 158, государственных научных академий – 93 и без ведомственной принадлежности – 2. В них сконцентрировано научное оборудование на общую сумму 33,2 млрд рублей, заняты 8 680 человек.

Теперь и молодые исследователи, и опытные специалисты, представители вузовской науки могут трудиться в самых передовых лабораториях, которые расположены во всех федеральных округах Российской Федерации.

Нам нужно добиваться максимальной отдачи от работы этих центров. Для этого считаю важным не только осуществить государственную поддержку центров коллективного пользования для проведения широкого фронта исследований, но и сосредоточить ее на конкретных научных приоритетах, которые будут установлены при самом непосредственном участии научного сообщества.

Понимаю, что определение перечня приоритетов – это задача непростая, которая постоянно вызывает живую дискуссию. Поэтому предлагаю вынести ее на площадку нашего совета или его президиума. Но решать эту задачу, безусловно, необходимо силами самого научного сообщества.

Допускаю, что расходы на содержание центров могут увеличиться. Однако с ростом объемов финансирования мы вправе ожидать от наших ученых результатов мирового уровня по самым перспективным направлениям.

В связи с этим считаю нужным создать во всех центрах научные советы, которые будут на конкурсной основе формировать исследовательские программы. Все это будет финансироваться из бюджета. Приоритеты здесь должен определять руководитель не еди- нолично, а совместно с коллективом, исходя из приоритетных задач, поставленных государством.

При этом отмечу, что мы не должны лишать центры возможности проводить исследования для третьих лиц, зарабатывать на своих услугах. Однако условия доступа к возможностям научных центров коллективного пользования должны быть прозрачными и отвечать интересам и требованиям развития российской науки.

Конечно, возможности и перспективы отечественной научной инфраструктуры не ограничиваются центрами коллективного пользования. Вершиной научной инфраструктуры являются международные исследовательские комплексы, так называемые установки «меганаука» (megascience). Речь идет о проведении уникальных, масштабных экспериментов, которые порой требуют совместных усилий целого ряда стран. Именно такие установки позволяют добиваться качественных прорывов в фундаментальных исследованиях, научного приоритета, лидерства по важнейшим отраслям знаний, а также привлекать лучшие научные силы и в своей стране, и мире в целом.

В 2011 году правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям поручила проработать вопрос о создании установки такого класса и в России. Я просил бы вас сегодня высказаться по этому поводу. Например, эта площадка тоже один из возможных вариантов для этого проекта.

Россия участвует в целом ряде таких важнейших проектов. Это ускоритель в Европейской организации по ядерным исследованиям (крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий) в Швейцарии, международный термоядерный экспериментальный реактор «ИТЭР» во Франции, рентгеновский лазер на свобод- ных электронах в Германии (уникальный технологический комплекс для проведения научных исследований на качественно новом уровне в таких приоритетных сферах развития отечественной инновационной экономики, как нанотехнологии) и другие проекты.

Еще один вопрос нашей повестки касается очень важной сферы – оценки деятельности научных организаций и результатов их работы.

В связи с этим считаю нужным отметить следующее. Действующий инструмент оценки научных организаций и результатов их работы имеет определенные недостатки. Он не позволяет выделить настоящих лидеров в том или ином секторе исследований, а сама оценка результативности никак не увязана с финансированием научных организаций.

Нам нужно выстроить систему объективного анализа работы научных организаций (национальную систему объективной оценки работы научных организаций) наряду с ведомственной оценкой и активно привлекать в это дело профессиональных экспертов. Причем система оценки должна действовать и по отношению к научным учреждениям, и на уровне их структурных подразделений: отделов, лабораторий. Это позволит сконцентрировать государственные средства на тех направлениях, где мы, действительно, можем сказать веское новое слово, получить многообещающие результаты, востребованные нашим обществом и экономикой страны.

Ведь речь идет не только о научной репутации России, но и развитии экономики, образования, здравоохранения, других важнейших сфер нашей жизни. В их основе должны лежать наши собственные научные достижения.

Соб. кор.

Статья