Веласкес в русской поэзии: восторг жанра
Автор: Марков Александр Викторович
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 4 (35), 2019 года.
Бесплатный доступ
Хотя внимание к испанской живописи принадлежит еще культуре романтизма, специфику Веласкеса как художника смогли осмыслить только символисты, для которых характерны импрессионистические приемы передачи характеров. Культ Веласкеса подразумевал понимание его как художника-жизнестроителя, который создает как галерею произведений, так и галерею автономных характеров. Из этой идеологической установки происходили как новые возможности описания испанской живописи, со вниманием к деталям и фактуре, так и некоторые ограничения, из-за сведения мира художника к миру персонажей. Восприятие своеобразия репрезентаций в творчестве Веласкеса немного изменило, пусть очень локально, и некоторые жанровые приоритеты русской лирики. Исследование слома жанров позволяет понять, как поэзия может говорить не только об отдельных произведениях искусства, но и помогать культурологии вскрывать закономерности современной культуры.
Веласкес, русская поэзия, серийность, выразительность, экфразис, испанская живопись
Короткий адрес: https://sciup.org/144160294
IDR: 144160294 | DOI: 10.244411/2310-1679-2019-10405
Список литературы Веласкес в русской поэзии: восторг жанра
- Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев и Мандельштам. М.: РГГУ, 2011. С. 37-119.
- Герасимова С.В. Художественно-литературный метатекст поэзии Андрея Голова, или Жанр экфрасиса // Текст, контекст, интертекст. М.: МГПУ, 2019. С.115-124.
- Гусейнов П.Ч., Зелинский Ф.Ф. Психология древнегреческого мифа. М.: АСТ, 2019. 528 с.
- Зверева Т.В. Веласкес в поэтическом восприятии К.Бальмонта и П.Антокольского // Язык и литература в научном диалоге. Актуальные вопросы современной филологии. Вып. 2. Ижевск; Гранада, 2013. С. 79-84.
- Муратов П.П. Ночные мысли. М.: Прогресс, 2000. 318 с.
- Силантьева М.В. Короли, шуты и философы Диего Веласкеса в контексте его религиозной живописи: взгляд из России // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 271-284.
- Суханова И.А. Роль имен художников в стихотворении "Аккорды" К.Бальмонта с точки зрения интермедиальных связей // Ярославский текст в пространстве диалога культур. Ярославль: ЯГПУ, 2016. С. 303-308.