Великая российская революция 1917 г. и страны мусульманского мира: новый тренд международных экономических отношений (советско-персидские экономические отношения)
Автор: Нуриева Айгуль Рустамовна, Гибадуллин Марат Зуфарович
Журнал: Экономическая история @jurnal-econom-hist
Рубрика: Модернизационные процессы в контексте великой Российской Революции
Статья в выпуске: 4 (39), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена судьбоносному этапу в российской и мировой истории. Великая российская революция 1917 г. не только в корне изменила тренд развития российского государства, но и кардинально трансформировала всю систему мирового хозяйства. Большевистское правительство предложило мировому сообществу модель построения международных экономических отношений, на основе добрососедства, мирного сосуществования государств, уважения национального суверенитета и равноправия сторон в международно-правовых отношениях. По существу, все эти принципы заложены в современной системе международного права, что позволяет оценивать их как опередивших свои временные рамки. Молодое советское государство не только декларировало новый взгляд на систему международных экономических отношений, но и последовательно реализовывало его в двухсторонних торгово-экономических и политических отношениях со странами и народами, подвергавшимися колониальной, империалистической агрессии. В первую очередь это относилось к странам мусульманского мира. Ярким примером тому может служить характер развития советско-персидских экономических отношений в первое десятилетие установления советской власти в России.
Декрет о мире, международные экономические отношения, персия, советско-персидский договор 1921 г., внешняя торговля ссср за 1918-1940 гг. : статистический обзор. - м. : внешторгиздат
Короткий адрес: https://sciup.org/14723868
IDR: 14723868
Текст научной статьи Великая российская революция 1917 г. и страны мусульманского мира: новый тренд международных экономических отношений (советско-персидские экономические отношения)
Сегодня система международных экономических и политических отношений переживает сложный этап. Фактически происходит переформатирование сложившейся после Второй мировой войны модели мирового порядка. Переход к многополярному миру, когда ни одна из стран не может диктовать другим свои «правила игры», требует поиска новых моделей взаимодействия государств и выстраивания новой системы международных экономических отношений. Сто лет назад драматические события, вызванные Первой мировой войной, изменили облик карты мира и подорвали существовавшую тогда колониальную систему международных экономических отношений. В те годы Советская Россия предложила всем странам и народам мира выстраивать послевоенный мировой порядок на новых принципах взаимоотношений между государствами. Целью написания статьи является анализ внешнеэкономической политики Советского государства в отношении стран мусульманского мира в первое десятилетие установления советской власти.
Методы
Эмпирической основой для написания статьи послужили статистические данные, опубликованные органами государственной статистической службы СССР.
Результаты
Великая российская революция октября 1917 г. оказала огромное влияние на ход всемирно исторического процесса. Она привнесла в формат международных экономических отношений новые принципы вза- имодействия между государствами, которые были изложены уже в первом декрете новой власти, принятом II Всероссийским Съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., – Декрете о мире. Эти принципы звучали следующим образом:
-
1) мир без аннексий и контрибуций;
-
2) отказ от тайной дипломатии;
-
3) предоставление народам, подвергшимся колониальной экспансии и порабощению, права самим решать вопрос «о формах государственного существования этой нации» [3, с. 11–14].
Царское самодержавие, как и другие империалистические правительства, принимало активное участие в колониальном разделе мира. Оно сумело навязать неравноправные договоры Китаю, более-менее успешно участвовало в разделе Персии, закрепило господство над мусульманскими народами Средней Азии, притязало на установление контроля над Османской Турцией.
Новое революционное правительство решительно отмежевалось от агрессивной, экспансионистской политики царизма. Уже 9 (22) ноября того же года Наркомат иностранных дел Российской республики сделал заявление о намерении придать общественной огласке секретные дипломатические документы царского и временного буржуазного правительства [3, с. 21–22], а 22 ноября (3 декабря) 1917 г. Советское правительство, за подписью В. И. Ленина и И. В. Сталина, обнародовало обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором объявило об унич- тожении и аннулировании всех договоров, заключенных Российской империей с мусульманскими государствами Востока и ущемлявшими, в той или иной степени, их суверенные интересы [3, с. 34–35].
В последние годы Первой мировой войны внутриполитическая и международная обстановка вокруг приграничных Советской России мусульманских стран была крайне напряженной. Но наибольшие трудности молодой советской дипломатии пришлось преодолевать в Персии. Еще в 1907 г. эта страна, согласно англо-русскому соглашению, была разделена на сферы влияния. В период войны Персия оказалась фактически оккупирована союзниками.
Большевистское правительство, в духе реализации принципов Декрета о мире 19 декабря 1917 г. (1 января 1918 г.), направило персидскому правительству официальное предложение приступить к переговорам по вопросу о выводе русских войск с территории страны [3, с. 72–73]. Следующий шаг по нормализации российско-персидских отношений и налаживании между странами добрососедских отношений был сделан 14 (27) января 1918 г., когда нарком иностранных дел РСФСР вручил персидскому поверенному письменное заверение в твердом и искреннем намерении своего правительства расторгнуть англо-русское соглашение 1907 г. как «…направленное против свободы и независимости персидского народа» и подтвердил готовность вывести войска из соседней страны.
Расторжение соглашения 1907 г. и вывод войск из Персии создавали благоприятный фон для дальнейшего наращивания дипломатических усилий, целью которых было достижение полномасштабного торгово-политического договора на принципах «взаимного уважения народов».
Однако установлению добрососедских, взаимовыгодных отношений двух стран мешали внутренние и внешние факторы. В приграничных с РСФСР районах Персии действовали вооруженные отряды боевиков, неподконтрольных центральному правительству. Они совершали нападения на советские торговые караваны, грабили их, совершали разбойничьи вылазки на территорию советского Туркестана. Особенно сложная ситуация сложилась в провинции Буджиран [4, с. 112].
Но главная угроза возможности заключения советско-персидского договора исходила от Англии. Воспользовавшись выводом частей Красной армии, англичане попытались взять Персию под полный военно-политический и экономический контроль, навязать ее правительству новый неравноправный договор. При этом английская дипломатия шла на всяческие ухищрения, не гнушалась подкупом высокопоставленных чиновников персидского кабинета, оказывала военное давление, чтобы сорвать советско-персидские переговоры. Оставляя в стороне подробности англо-советского противостояния в «битве за Персию», отметим лишь, что оно завершилось в пользу Советской России. Попытки Великобритании навязать персидскому народу неравноправный, унижающий национальное достоинство и суверенитет договор не увенчались успехом.
Обсуждение
Советско-персидский договор был подписан 26 февраля 1921 г. Он стал первым из серии договоров, заключенных РСФСР со странами мусульманского Востока. Им впервые в дипломатической практике, в ранг межгосударственных отношений, были возведены принципы уважения суверенных прав народов, неприменение силы для разрешения споров, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. Стороны договорились об урегулировании спорных территориальных вопросов путем мирных переговоров, недопущении на своей территории деятельности организаций и государств, создающих угрозу другой стороне. В то же время Советское правительство, резонно опасаясь повторения ситуации, когда территория Персии использовалась третьими странами для совершения враждебных действий в отношении РСФСР, оставило за собой право ввести в Персию войска (статья VII договора).
Советское правительство, также впервые в практике международных отношений, безвозмездно передало Персии все движимое и недвижимое имущество, транспортную инфраструктуру, линии связи, построенные еще царским правительством, а также отказалось от всех концессий и привилегий, предоставленных в свое время персидским правительством русским подданным.
Как акт доброй воли, в подтверждение искреннего намерения Советского правительства поддерживать с Персией дружеские, добрососедские отношения, РСФСР отказалась от исключительного права иметь в Каспийском море флот и восстановила право Персии на собственную морскую флотилию в акватории Каспия.
Советское правительство отказывалось также от права консульской юрисдикции над своими гражданами. Договор предусматривал восстановление российско-персидской торговли, почтово-телеграфного сообщения, права транзита через свою территорию.
В то же время договор сохранял за РСФСР право эксплуатации рыбных промыслов в южном Каспии на особых условиях. Это была единственная привилегия, на которой, в интересах обеспечения своей продовольственной безопасности, настояла Советская Россия.
Заключение советско-персидского договора стало первым крупным успехом молодой советской дипломатии, сумевшей в невероятно ложных условиях международной обстановки того времени выйти на рынки мусульманских стран Востока. Договор 1921 г. стал первым шагом на пути установления между Советской Россией и Персией торгово-дипломатических отношений.
В развитие достигнутого успеха стороны продолжили расширять формат двухстороннего сотрудничества. Не ограничиваясь только торговыми связями, государства распространили экономическое взаимодействие на сферу промышленного и сельскохозяйствен- ного производства, транспортный сектор. В 1923 г. в Тегеране было открыто торговое представительство теперь уже СССР. При его содействии в Персии было образовано несколько совместных советско-персидских акционерных компаний, в их числе «Перс-хлопок», занимавшийся заготовкой хлопка и развитием хлопководства в стране; общество «Персошелк» с аналогичными функциями, но только в шелководстве; общество «Персазнефть», специализировавшееся на торговле нефтепродуктами; «Русперсса-хар», обеспечивавшее поставки сахара в Персию, и ряд других. Кроме совместных предприятий, на территории Персии начали действовать советские внешнеторговые организации («Главхлопком», «Закгосторг», «Шерсть» и др.).
В 1924 г. между СССР и Персией был подписан торговый договор, который, однако, не вступил в силу ввиду того, что не был ратифицирован персидской стороной. Но настойчивая позиция СССР и выгоды, которые сулило Персии экономическое сотрудничество с Советским государством, в итоге позволили сторонам прийти к взаимопониманию. Прорыв в двухсторонних отношениях произошел в октябре 1927 г., когда между правительствами СССР и Персии состоялся обмен нотами о торговых взаимоотношениях и порядке взаимной торговли. Состоявшаяся договоренность открыла широкие возможности для развития торговли между двумя государствами.
Советское правительство выступило с инициативой придерживаться в двухсторонней торговле принципа «нетто-балан-са», подразумевавшего, что каждая сделка по продаже партии привезенных персидскими купцами товаров должна сопровождаться сделкой покупки товаров советского производства примерно на такую же сумму. Такой механизм торговли был выгоден обеим сторонам, поскольку позволял реализовывать произведенную продукцию. Но больший положительный эффект получала та из них, которая в конкретный исторический период времени располагала меньшим экспортным потенциалом.
Правительство Союза ССР предложило на период действия соглашения допустить к ввозу на территорию СССР персидских товаров на сумму 50 млн руб., в том числе сырьевых товаров на 30 млн руб. и потребительских товаров на сумму 20 млн руб. Персидским подданным предоставлялся специальный, льготный режим безлицензионной торговли, в силу которого персидские купцы получили возможность непосредственной торговли в СССР на тех же основаниях, на которых торговали советские граждане и организации. СССР также предоставил Персии право транзита через свою территорию на льготных условиях некоторых персидских товаров в третьи страны, а также некоторых товаров импортируемых Персией из третьих стран [5, с. 402–410]. Правительство Персии в ответной ноте приняло все предложения Советского Союза.
Советско-персидские договор и соглашения послужили мощным толчком к развитию торговых связей двух стран. Как видно из приведенных в таблице данных, в период мировой и гражданской войн торговые отношения Советской России с Персией практически полностью прекратились. После подписания договора 26 февраля 1921 г. динамика советско-персидской торговли приобрела устойчивый положительный тренд, который сохранялся вплоть до 1930 г. (небольшой спад товарооборота между странами наблюдался лишь в 1925/26 операционном году).
Активность советской дипломатии позволила СССР стать главным торговым партнером Персии. Если в 1921 г. удельный вес Советской России в общем объеме внешнеторгового оборота южного соседа составлял 8,6 %, то в 1928/29 операционном году эта цифра выросла уже до 34,8 % в то время, как, на долю Англии приходилось только 14,4 %, на долю США – 9,9 %, Германии – 4,4 % [6, с. 66].
Доля Персии в советской внешней торговле была значительно меньше: в 1925/26 гг. она достигла максимального значения – 7,7 %.
Таблица
Товарооборот РСФСР / СССР с Персией 1918–1930 гг. (тыс. руб. по курсу рубля 1950 г.) / Таble
Turnover of the RSFSR / USSR with Persia 1918–1930 (thousand rubles at the rate of the ruble in 1950)
Годы |
Tоварооборот |
Экспорт |
Импорт |
Коэффициент покрытия импорта экспортом |
1918 |
– |
– |
– |
|
1919 |
– |
795 |
0 |
|
1920 |
767 |
140 |
627 |
0,22 |
1921 |
4 925 |
1 464 |
3 461 |
0,42 |
1921/22 |
8 217 |
4 990 |
3 227 |
1,5 |
1922/23 |
9 619 |
1 575 |
8 044 |
0,19 |
1923/24 |
103 443 |
25 987 |
77 456 |
0,33 |
1924/25 |
281 581 |
99 767 |
181 814 |
0,54 |
1925/26 |
275 574 |
122 428 |
153 146 |
0,79 |
1926/27 |
293 759 |
150 825 |
142 934 |
1,05 |
1927/28 |
470 628 |
252 440 |
218 188 |
1,15 |
1929 |
454 074 |
242 647 |
211 427 |
1,14 |
1930 |
364 807 |
210 096 |
154 711 |
1,35 |
Составлена по: [1, с. 30].
Структура товарооборота двух стран отражала уровень развития их производительных сил. Персия того периода представляла из себя отсталую аграрную страну, поэтому экспортировала в СССР главным образом сырьевые и сельскохозяйственные товары. На ее долю приходилось 15,0 % всего импортируемого СССР хлопка-волокна; 17,0 % импортируемой шерсти; 31,5 % ввозимой на территорию Союза пушнины и мехового сырья. Персия доминировала в поставках на советский рынок овощей и фруктов, обеспечивая 64,7 % всего импорта плодоовощной продукции [2, с. 37–39].
СССР был более развитой страной, но еще не вступившей в эпоху индустриализации. Поэтому экспортные потоки из Союза ССР формировались из продукции переработки сельскохозяйственного сырья. В Персию вывозились сахар (79 % всего экспорт- ного объема) и хлопчатобумажные ткани (45 %) [2, с. 32–36].
Заключение
Итак, первый этап развития торговоэкономических связей Советской России и Персии характеризовался конструктивным подходом обеих сторон и взаимной заинтересованностью налаживать двухсторонние экономические связи. Советское государство предложило южному соседу кардинально новый подход в двухсторонних отношениях, основанный на принципах добрососедства, взаимного уважения и равенства. Партнеры по переговорам, находясь под сильным влиянием проимпериа-листических сил, не сумели в полной мере воспользоваться теми выгодами, которые давало их стране укрепление торгово-экономических связей с РСФСР, а с 1922 г. – с СССР.
Список литературы Великая российская революция 1917 г. и страны мусульманского мира: новый тренд международных экономических отношений (советско-персидские экономические отношения)
- Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг.: статистический обзор. -М.: Внешторгиздат, 1960. -356 с.
- Внешняя торговля СССР. 1918-1966: статистический сборник. -М.: Международные отношения, 1967. -242с.
- Документы внешней политики СССР. -М.: Изд-во полит. лит., 1959. -Т. 1. -771 с.
- Документы внешней политики СССР. -М.: Изд-во полит. лит., 1962. -Т. 4. -835 с.
- Документы внешней политики СССР. -М.: Изд-во полит. лит., 1965. -Т. 10. -656 с.
- Торговые отношения СССР со странами Востока. -М.: Международные отношения, 1938. -106 с.