Великобритания и ЕС: проблемы "открытой" торговли после brexit
Автор: Вьюниченко С.Д.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 6-1 (76), 2021 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования - определить особенности торговли между Европейским союзом и Великобританией после подписания Соглашения о свободной торговле. В статье рассматриваются основные пути развития отношений Великобритании и ЕС в торговле, ключевые аспекты торгового Соглашения, методы воздействия британского рынка на возникшие проблемы, а также, особое внимание уделяется тем самым проблемам, с которыми может столкнуться Великобритания после подписания рассматриваемого документа. Научная новизна исследования заключается в том, что Соглашение о свободной торговле было подписано 24 декабря 2020 года и на данный момент нельзя с точностью рассмотреть экономические эффекты, лишь проанализировать проблемы и опасения британских компаний по поводу действия соглашения. В результате определено, что Великобритания столкнется с рядом негативных последствий после подписания Соглашения, однако это способствует более свободному ведению торговой политики.
Торговые отношения, великобритания, европейски союз, соглашение о свободной торговле, проблемы свободной торговли, торговый рынок, таможенный союз
Короткий адрес: https://sciup.org/170183598
IDR: 170183598 | DOI: 10.24412/2411-0450-2021-6-1-28-31
Текст научной статьи Великобритания и ЕС: проблемы "открытой" торговли после brexit
Выход Великобритании из блока Европейский стран по сей день обсуждают мировые СМИ и издания, однако окончательного ответа на вопрос, что же будет с экономикой страны до сих пор нет. Brexit, безусловно, повлиял на все аспекты жизни британцев, начиная от сферы услуг, заканчивая положением всей страны на мировом рынке.
Один из вопросов, который удалось решить это торговые отношения между Британией и ЕС, однако, некоторые моменты продолжают оставаться спорными. Рассмотрев проблемы и перспективы данных взаимоотношений, можно будет сделать вывод о положении одного из ключевых секторов экономики как Великобритании, так и Европейского союза – торговле.
Европейская комиссия предположила, что Великобритания после Brexit выберет один из имеющихся путей развития своих торговых отношений с ЕС. Первый заключается в принятии различных технических требований, медицинских предписаний, стандартов безопасности и различных национальных правил и лицензий без возможности их изменения, с полным досту- пом к рынку, по этому пути, например пошла Норвегия, которая не входит в таможенный союз, однако является членом Европейской экономической зоны [1]. Второй же путь предполагает наличие стандартного соглашения о свободной торговле. Этот вариант выбрала Канада [2]. Однако, Великобритания отвергла этот «резкий и бинарный выбор» между двумя существующими моделями, предложив заключить индивидуальное соглашение о свободной торговле, заключающееся в частично свободной торговле товарами и взаимном ограничении доступа на рынок услуг.
Документ, опубликованный 24 декабря 2020 года – Trade and Cooperation Agreement (TCA, Соглашение о свободной торговле) поставил точку в затянувшемся нестабильном экономическом положении Великобритании. Усилия ЕС и Великобритании помогли обойтись без жесткого Brexit, который грозил ростом цен на товары, огромными расходами для британского бюджета и хаосом на границах. Ключевыми пунктами Соглашения о свободной торговле стала свободная торговля без квот и тарифов при условии соблюдения всех европейских стандартов, соглашение о рыболовстве, при котором европейские рыбаки должны сократить свой промысел в территориальных водах до 25% от общего объема, хотя изначально Лондон настаивал на 80%, и свобода передвижения - безвизовый режим сохранится для туристов, но жители Великобритании больше не смогут жить, учиться и открывать бизнес в ЕС без соответствующих документов и разрешений. Казалось бы, вопрос закрыт, найден общий язык в сотрудничестве, однако подводные камни соглашения оказались слишком большими -очереди грузовиков на границах и пустые полки супермаркетов подтверждают то, что Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией, несмотря на все договоренности, увеличило торговые барьеры между ЕС и Великобританией. Итак, какие проблемы возникают, и что следует предпринять, чтобы их избежать?
Объявив о сделке в канун Рождества, Премьер Министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что она «позволит британским товарам продаваться без тарифов и квот на рынке ЕС» [3]. С тех пор было доказано, что это заблуждение. Товары, которые участвуют в торговле между ЕС и Великобританией, не облагаются тарифами и освобождены от квот только в том случае, если они произведены в той стране, которая их экспортировала. Это регулируется правилами происхождения, которые направлены на то, чтобы товары, импортированные, скажем, из Индии в Великобританию, не могли продаваться в ЕС без пошлин. Соблюдать эти правила, как известно, сложно, особенно для обработанных сельскохозяйственных или промышленных товаров, которые обычно включают компоненты со всего мира. Для разных продуктов также применяются разные минимальные пошлины, в то время как для некоторых из них предусмотрены исключения, а для других – нет. В некоторых секторах, например в автомобилестроении, соблюдение требований уже привело к росту потребительских цен.
Таможенные задержания, также, стали спорным вопросом в «открытой» торговле. Премьер-министр также неверно заявил, что TCA снял все нетарифные барьеры в торговле с ЕС. Как и большинство соглашений о свободной торговле, TCA мало что делает для устранения нормативных барьеров в торговле. Так как Великобритания после Brexit больше не входит в таможенный союз, теперь, например, применяются таможенные проверки и формальности, что способно значительно увеличить сроки оформления документов и создать для компаний определенные трудности, в том числе спровоцировав убытки. Примечательно, что экспортеры морепродуктов Иза всех сил пытаются справится с резким увеличением количества таможенных документов, необходимых для отправки продукции в ЕС. Таможенная бюрократия также заставила экспедиторов отказываться от контрактов на доставку товаров в Великобританию.
Не только тарифы и бюрократия мешают обещанному товарообороту, но и правила и законодательство. Это коснулось сферы услуг, которые составляют более 80% экономики Великобритании. Тем не менее, TCA делает очень мало для услуг, помимо стандартного доступа на рынок и обязательств по недопущению дискриминации, которые типичны для современных соглашений ЕС о свободной торговле. Внутренний рынок услуг ЕС несовершенен, но все же является наиболее успешным примером интеграции рынка трансграничных услуг. Национальные ограничения сохраняются в отношении государств-членов, предлагающих услуги через границы или открывающих офисы в других государствах-членах, но они должны применяться соразмерно с учетом законных целей общественных интересов. Другие правила также в значительной степени способствуют торговле услугами между членами ЕС, включая взаимное признание профессиональной квалификации и отраслевое законодательство, например, для юридических профессий и финансовых услуг.
TCA ничего из этого не учитывает. Например, граждане Великобритании больше не пользуются взаимным признанием профессиональной квалификации. Поставщики финансовых услуг Великобритании теперь должны получать предварительное разрешение от соответствующих органов в государствах-членах ЕС. Еще до Brexit финансовые учреждения Великобритании начали предпринимать шаги по переносу некоторых операций обратно в такие города, как Париж, Дублин и Амстердам. С тех пор этот процесс продолжается.
«Положения о равных условиях» в TCA направлены на удовлетворение опасений ЕС по поводу того, что Великобритания может использовать свою регулятивную и политическую автономию для получения конкурентных преимуществ в торговле или привлечения инвестиций. Положения идут дальше типичных соглашений ЕС о свободной торговле и могут ограничить регуляторную автономию обеих сторон. Еще неизвестно, будут ли они использоваться, и если да, то как арбитры TCA будут их интерпретировать.
Открыт вопрос и по статусу Северной Ирландии. Торговые отношения Северной Ирландии с ЕС были урегулированы до принятия TCA Протоколом по Ирландии и Северной Ирландии в Соглашении о выходе из ЕС и Великобритании. Это означает, что Северная Ирландия по-прежнему подчиняется таможенному законодательству ЕС и огромному количеству законов ЕС о торговле товарами. Созданные таким образом, чтобы избежать проверок на ирландской границе, новые торговые барьеры с остальной частью Великобритании становятся все более очевидными: полки супермаркетов в Северной Ирландии пусты, потому что британские поставщики задерживаются таможенной бюрократией. В долгосрочной перспективе Северной Ирландии, возможно, придется меньше полагаться на Великобританию и укреплять цепочки поставок и сети распределения с Ирландией.
Как эксперты предлагают решать возникшие проблемы? TCA обеспечивает основу для торговли между Великобританией и ЕС, но такие аспекты, как признание финансовых услуг и передача данных, должны разрабатываться отдельно. Начались переговоры об упрощении предоставления финансовых услуг - например, сделка не предусматривает доступа к единому рынку ЕС для британских компаний, предоставляющих финансовые услуги, то есть, не имея паспорта, британские фирмы теперь должны выполнять различные требования отдельных стран-участниц для обслуживания клиентов ЕС, что сильно усложняет проведение финансовой деятельности страны. Большинство британских фирм подготовились к этому. Сам TCA не будет стоять на месте. Обязательства будут проверяться, определяться и уточняться путем урегулирования споров. TCA также создал специализированные комитеты для надзора за внедрением и изучения улучшений. Например, стороны могут рассмотреть возможность ослабления правил происхождения. Соглашения о взаимном признании процедур оценки соответствия каждой стороны – где ЕС признает право органов Великобритании оценивать соответствие конкретных британских товаров нормам ЕС и наоборот - снизят часть бремени проверок соблюдения нормативных требований на товары. Это могло бы помочь как торговле между Великобританией и ЕС, так и торговле между Великобританией и Северной Ирландией. Расширение секторов, которые могут получить выгоду от безвизовых поездок в ЕС, также приветствуется, не в последнюю очередь со стороны творческого сектора.
Но есть пределы тому, что может быть реально достигнуто. Ограниченные амбиции TCA по устранению торговых барьеров между ЕС и Великобританией не должны вызывать удивления. Это прямое следствие политических решений, принятых Великобританией и ЕС, выраженное экономической обособленностью. В Соглашении соблюдаются красные линии обеих сторон. TCA позволяет Великобритании заключать свои собственные торговые сделки, устанавливать свои собственные нормативные стандарты, восстановить контроль над своим рыбным промыслом (после переходного периода в пять с половиной лет) и исключает любую роль Европейского суда. Для этого необходимо вый- ти как из таможенного союза, так и с единого европейского рынка. Со стороны ЕС это сводит к минимуму экономический ущерб, заключая в основном соглашение о свободной торговле только товарами, предотвращая при этом значительный выбор преимуществ единого рынка. Если приоритеты не изменятся, эти препятствия сохранятся.
Список литературы Великобритания и ЕС: проблемы "открытой" торговли после brexit
- "Наше мнение" // Экспертное сообщество Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nmnby.eu/news/analytics/6764.html (дата обращения 15.04.2021)
- ТАСС // Российское государственное информационное агентство федерального уровня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/info/3745939 (дата обращения 15.04.2021)
- BBC News // Операционное подразделение компании Би-би-си, отвечающее за сбор и трансляцию новостей и текущих событий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/uk-politics-55435930 (дата обращения 16.04.2021)