Венеция и Дягилевский судьбоносный перфоманс
Автор: Яковлева Елена Людвиговна
Журнал: Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research @bulletensocial
Статья в выпуске: 20 (22), 2023 года.
Бесплатный доступ
Венеция стала для Дягилева пространством, заменившим Санкт-Петербург. И Венеция, и Санкт-Петербург представляли собой города-музеи. В них обнаруживалось значительное количество памятников архитектуры и скульптуры, что придавало им торжественность и помпезность. Именно противоречивость восприятия города, позволяет говорить о пограничности Венеции. Она выступает в качестве разделительной линии между сушей и водой, городом и миражом, жизнью (красотой) и смертью, объективным и субъективным, сознательным и бессознательным. В Венеции Дягилев установил собственные пространственные законы. Он связывал с венецианским пространством экзистенциалы собственного бытия, в том числе одиночество, страх, смерть, игру, театральность.
Дягилев, Венеция, искусство, философия, общество, игра
Короткий адрес: https://sciup.org/14130038
IDR: 14130038 | DOI: 10.52270/26585561_2023_20_22_99
Список литературы Венеция и Дягилевский судьбоносный перфоманс
- Акройд П. Венеция. Прекрасный город. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2012.
- Аристотель. Риторика. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt (дата обращения: 3.11.2023).
- Брезгин О. Сергей Дягилев. М.: Молодая гвардия, 2016. 639 с.
- Бродский И. Венецианские строфы URL: https://rustih.ru/iosif-brodskij-venecianskie-strofy-1/ (дата обращения: 3.11.2023).
- Гирс С.П. Рождение и Смерть С. П. Дягилева: мемориальные места Новгородчины и Венеции (по личным впечатлениям). Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2009. Номер 1 (21).
- Замятин Д.Н. Гений и место: в поисках сокровенных пространств. Литература Урала: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. С. 37-52.
- ИРЛИ РАН. Ф. 102. Ед. хр. 79.
- ИРЛИ РАН. Ф. 102. Ед. хр. 84.
- ИРЛИ РАН. Ф. 102. Ед. хр. 86.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Академический Проект, 2014. 154 с.
- Ласкин А. Параллельное кино: Повесть-воспоминание. Нива. 2013. Номер 2. С. 10-61.
- Лифарь С. С. Страдные годы с Дягилевым. Киев: Муза, 1994. С. 151-304.
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 129-132.
- Манн Т. Письма. М.: Наука, 1975. 463 с.
- Манн Т. Смерть в Венеции. Смерть в Венеции: сборник. М.: АСТ, 2023. С. 237-348.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Хроника. Поэтика. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. С. 10-168.
- Схейен Ш. Сергей Дягилев. Русские сезоны навсегда. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. 608 с.
- Яковлева Е.Л. Импресарио скандалов и впечатлений: вклад Сергея Дягилева в развитие русского театрального искусства. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований. 2022. Номер 1(1). С. 76-97.
- Яковлева Е.Л. Интуитивная онтологичность поэтического слова. Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. Номер 6. С. 606-617.
- Яковлева Е.Л. Философское прочтение Книги непокоя Фернандо Пессоа через призму страха. Вестник Казанского университета культуры. 2019. Номер 1. С. 73-82.
- Mann T. Lebensabri. Die Neue Rundschau, 6. Heft, Juni 1930. Leipzig. 16 Oktober 2008. Pp. 732-769.