Венок сонетов: проблемы генезиса и становления жанровой формы

Автор: Акопян Левон Георгиевич

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 4 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

Согласно общепринятой, но неподтвержденной точке зрения, венок сонетов возник в XIII в., однако первые образцы этой жанровой формы известны лишь с XVI в. От современного (канонического) венка эти произведения отличаются нерегламентированным количеством текстов и отсутствием магистрала. Тематическое и стилевое многообразие венков эпохи барокко дает основание полагать, что им предшествовали более ранние, но доныне не обнаруженные венковые формы. При отсутствии соответствующего текстового материала время возникновения венка сонетов можно уточнить на основе изучения формально-поэтических предпосылок, необходимых для возникновения этого сверхтекстового образования. Форма венка определяется двумя факторами: сцепленностью сопредельных текстов и кольцевой организацией сверхтекстового единства. Первый обеспечивается повтором последнего стиха предшествующего текста в начале последующего. Истоки этого поэтического приема обнаруживаются в творчестве провансальских трубадуров, создавших специфическую форму цепных строф ( coblas capfinidas ); иной способ строфического сцепления разработали галисийско-португальские поэты ( leixaprén ). Другим фактором является повтор первого стиха начального текста в конце последнего. Несмотря на дословное совпадение, эти стихи семантически не равны друг другу, так как последний стих, обогащенный предшествующим контекстом, обретает новые смысловые характеристики. Одной из первых поэтических форм, совмещающих начало и конец текста, был рондель, созданный в XV в. Рассмотрение средневековых поэтических жанров с точки зрения венкообразующего потенциала позволило обосновать вывод о том, что только форма сонета соответствует требованиям, необходимым для организации поэтического венка. Исследованный материал позволяет утверждать, что, вопреки распространенной точке зрения, неканонический венок сонетов не мог возникнуть в XIII в., потому что весь комплекс формально-поэтических условий зарождения этого жанрового образования сформировался лишь в конце XV в., так что венок сонетов не мог зародиться в более ранний период.

Еще

Венок сонетов, предыстория, цепные строфы, coblas capfinidas, leixaprén, кольцевая композиция

Короткий адрес: https://sciup.org/147236190

IDR: 147236190   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.9722

Список литературы Венок сонетов: проблемы генезиса и становления жанровой формы

  • Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-31.
  • Вольф Е. М. История португальского языка. М.: Высш. шк., 1988. 264 с.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. 304 с.
  • Гаспаров М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М.: КДУУ 2004. 312 с.
  • Квятковский А. П. Венок сонетов // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. С. 72-74.
  • Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  • Михайлов А. В. «Западно-восточный диван» Гете: смысл и форма // Гете И. В. Западно-восточный диван. М.: Наука, 1988. C. 600-680.
  • Нарумов Б. П. Формирование романских литературных языков. Современный галисийский язык. М.: Наука, 1987. 167 с.
  • Рукавишников И. С. Триолет // Словарь литературных терминов [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-1621. htm (23.02.2021).
  • Сильман Т. И. Концовка лирического стихотворения // Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 168-174.
  • Сугай Л. А. Венки сонетов // Традиционные строфические формы и их жанрово-строфические единства в русской поэзии: Монография. Ставрополь: Альфа Принт, 2013. С. 92-166.
  • Сугай Л. А. Тайнопись любви: неизвестные «сонетные венки» Ф. Е. Кор-ша // Венок сонетологов и сонетистов. М.: Русское слово — учебник, 2016. С. 49-61.
  • Тимофеев Л. И. Венок сонетов // Литературная учеба. 1985. № 1. С. 98-101.
  • Федотов О. И. Сонет. М.: РГГУ 2011. 601 с.
  • Шенгели Г. А. Техника стиха. М.: ГИХЛ, 1960. 312 с.
  • Шишкин А. Б. Русский венок сонетов: истоки, форма и смысл // Russica romana. Roma: La Fenice, 1995. Vol. 2. С. 185-207.
  • Шульговский Н. Н. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения. СПб.; М.: Издание т-ва М. О. Вольф, 1914. 523 с.
  • Bisso G. Introduzione alla volgar poesia. Roma: Stamperia Zempel, 1777. 432 p. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/ introduzioneall00bissgoog (23.02.2021).
  • Brogan T. V. F. et al. Pantun // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics / A. Preminger and T. V. F. Brogan (Co-editors). Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993. P. 875-876.
  • Crescimbeni G. M. L'Istoria della volgar poesia. Venezia: L. Basegio, 1731. 480 p. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.am/s?id=7mCeJ7 xBdBMC&printsec=frontcover&source=gbs_book_other_versions_r&redir_ esc=y#v=onepage&q&f=false (23.02.2021).
  • Las Flors del gay saber estier dichas Las Leys d'amors — Les Fleurs du gai savoir, autrement dites Lois d'amour / Revue et complétée par M. Gatien-Arnoult, mainteneurs. Première et Deuxième parties. Toulouse: Typographie de J.-B. Paya, 1841. 365 p. [Электронный ресурс]. URL: https://archive. org/details/lasflorsdelgaysa01gatiuoft/page/n7/mode/2up?view=theater (23.02.2021).
  • Paden W. D. Occitan poetry // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics / A. Preminger and T. V. F. Brogan (Co-editors). Princeton; New Jersey: Princeton University Press, 1993. P. 851-853.
Еще
Статья научная