Вера, сомнение и diakrisis в свете теории двойного процесса

Бесплатный доступ

В данной статье предложен новый аргумент против тезиса о том, что в некоторых пассажах Нового Завета слово διακρίνω вопреки своему обычному значения (различать, разделять, выносить суждение) имеет особое, исключительно христианское значение: сомневаться или быть в замешательстве. В этих пассажах диакрисис описывается как противоположность веры. Предлагаемый аргумент основан на современной когнитивно-психологической теории двойного процесса. На основании данной теории разновидности веры в Новом Завете классифицируются по двум типам - непроизвольно-интуитивному (Тип 1) и контролируемому аналитическому (Тип 2). Также вводятся два дополнительных признака принадлежности веры к Типу 2 - ее пропозициональность и описание в количественных терминах. Установлено, что в тех пассажах Нового Завета, где диакрисис противопоставляется вере, вера является пропозициональной и количественной и, следовательно, принадлежит к Типу 2. Также утверждается, что в этих пассажах диакрисис и вера относятся к одному типу, т.е. Типу 2. И поскольку сомнение является процессом Типа 1, а диакрисис - процессом Типа 2, диакрисис не может иметь значение «сомнения». Следовательно, тезис об особом «новозаветном значении» διακρίνω является ошибочным.

Еще

Вера, сомнение, новый завет, теория двойного процесса

Короткий адрес: https://sciup.org/147243503

IDR: 147243503   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-1084-1097

Список литературы Вера, сомнение и diakrisis в свете теории двойного процесса

  • Butakov, P. (2022) “Can Dual-Process Theory Explain the Ambiguity of the Notion of Faith in the New Testament?,” Theological Puzzles 12. https://www.theo-puzzles.ac.uk/2022/08/02/butakov/.
  • DeGraaf, D. (2005) “Some Doubts about Doubt: The New Testament Use of ΔΙΑΚΡΙΝΩ,” Journal of the Evangelical Theological Society 48.4, 733–755.
  • Evans, J.St.B.T. (2006) “The Heuristic-Analytic Theory of Reasoning: Extension and Evaluation,” Psychonomic Bulletin & Review 13, 378–395.
  • Evans, J.St.B.T. (2018) “Dual Process Theory: Perspectives and Problems,” in: De Neys, W. ed., Dual Process Theory 2.0. NY. 137–155.
  • Evans, J.St.B.T. and Stanovich, K.E. (2013) “Dual-Process Theories of Higher Cognition: Advancing the Debate,” Perspectives on Psychological Science 8, 223–241.
  • Howard-Snyder, D. and McKaughan, D.J. (2022) “Theorizing about Faith with Lara Buchak,” Religious Studies 58.2, 297–326.
  • Kahneman, D. (2011) Thinking, Fast and Slow. NY.
  • Lebens, S. (2022) “On the Harmony between Epistemology and Pistology,” Australasian Philosophical Review 5, 29–35.
  • McKaughan, D.J. and Howard-Snyder, D. (2022) “Faith,” in: Goetz, S. and Taliaferro, C. eds., Encyclopedia of Philosophy of Religion. NY.
  • Morgan, T. (2015) Roman Faith and Christian Faith: Pistis and Fides in the Early Roman Empire and Early Churches. NY.
  • Pennycook, G. (2018) “A Perspective on the Theoretical Foundation of Dual Process Models,” in: De Neys, W. ed., Dual Process Theory 2.0. NY. 5–27.
  • Schliesser, B. (2012) “'Abraham Did not "Doubt" in Unbelief' (Rom. 4:20): Faith, Doubt, and Dispute in Paul's Letter to the Romans,” The Journal of Theological Studies 63.2, 492–522.
  • Sloman, S.A. (1996) “The Empirical Case for Two Systems of Reasoning,” Psychological Bulletin 119, 3–22.
  • Spitaler, P. (2007) “Διακρíνεσθαι in Mt. 21:21, Mk. 11:23, Acts 10:20, Rom. 4:20, 14:23, Jas. 1:6, and Jude 22 – the "Semantic Shift" That Went Unnoticed by Patristic Authors,” Novum Testamentum 49.1, 1–39.
Еще
Статья научная