Вербальные ограничения в коммуникации тюркских и монгольских народов Внутренней Азии
Автор: Содномпилова М.М.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: 3 т.48, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе фольклорных и этнографических материалов проанализирован феномен вербальных ограничений у тюрко-монгольских народов Внутренней Азии и Сибири. Определены их формы: молчание, иносказание, шепот. Восстановлен социокультурный контекст, в рамках которого были актуальны вербальные ограничения в традиции народов тюрко-монгольского мира Внутренней Азии. Установлено, что они проявляются в разных областях культуры, в частности соционормативной. Доказывается, что вербальные ограничения в общении человека с природой в лице божеств и духов во многом обоснованы страхом за жизнь и благополучие человека и общества в целом, естественной реакцией, выработанной в условиях сурового природного окружения и климата Внутренней Азии. Эти же опасения распространяются и на социальные коммуникации, регулируя взаимодействие членов общества. Предполагается, что вербальные ограничения в кочевой культуре обоснованы также значимостью ритуальной функции языка и особым отношением к слову, которое на протяжении веков оставалось основным средством хранения и передачи информации, способом познания и освоения мира. Такое понимание роли слова и речи в целом оказало большое влияние на формирование характерных особенностей поведения. Предполагается, что жесткие рамки нормативного поведения обусловили значимость неязыкового контекста кочевой культуры: информационной насыщенностью характеризуется все пространство, освоенное кочевниками, глубоко символичны их предметное окружение, традиционный костюм, жилище.
Внутренняя азия, тюрко-монгольские народы, коммуникация, молчание
Короткий адрес: https://sciup.org/145146009
IDR: 145146009 | DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.3.134-142
Список литературы Вербальные ограничения в коммуникации тюркских и монгольских народов Внутренней Азии
- Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. – 142 с.
- Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. – Элиста: Джангар, 2003. – 358 с.
- Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX – начало ХХ века). – Новосибирск: Наука, 1980. – 223 с.
- Баторов П.П. Об образовании Земли, о шамане, изгоняющем ада и анахаев // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф. 14 (Личный архивный фонд П.П. Баторова). Оп. 1. Д. 23.
- Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания: Homo Tacens. – СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 1997. – 352 с.
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. – 222 с.
- Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. – 260 с.
- Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2005. – 196 с.
- Вяткина К.В. Монголы Монгольской Народной Республики (материалы историко-этнографической экспедиции Академии наук СССР и Комитета наук МНР 1948–1949 гг.) // Восточно-Азиатский этнографический сборник. – М.; Л.: Наука, 1960. – С. 159–269.
- Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск: Наука, 1987. – 115 с.
- Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX – первая половина XX в.). – Новосибирск: Наука, 1992. – 172 с.
- Гомбожапов А.Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце ХIX – XX в. – Новосибирск: Наука, 2006. – 183 с.
- Гурвич И.С. Культура северных оленеводов-якутов. – М.: Наука, 1977. – 245 с.
- Дашиева Н.Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографического исследования). – Улан-Удэ: Изд.-полигр.комплекс Вост.-Сиб. гос. академии культуры и исскуства, 2001. – 105 с.
- Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск: Наука, 1991. – 175 с.
- Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903–1907 гг. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 380 с.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. – М.: Наука, 1988. – 195 с.
- Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. – Л.: Изд-во АН СССР, 1929. – Ч. I: Запреты на охоте и иных промыслах. – 151 с. – (Сб. МАЭ; т. VIII).
- Крадин Н.Н. Процессы трансформации скотоводческого хозяйства в Туве и Забайкалье на рубеже XX–XXI вв. // Этногр. обозрение. – 2016. – № 2. – С. 8–27.
- Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы: Историко-этно-графические очерки (конец XIX – начало XX в.). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. – 176 с.
- Майдар Д., Дарьсурэн Л. Гэр: Орон сууцны түүхэн тойм. – Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1976. – 179 с.
- Митупов К.Б. Проблемы изучения Внутренней Азии // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – № 1. – С. 6–8.
- Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. – Новосибирск: Наука, 1987. – 287 с.
- Мэрдыгеев Р.С. Изделия из шерсти и волоса в Аларском аймаке // Бурятиеведение. – Верхнеудинск, 1928. – № I–III, V–VII. – С. 139–149.
- Наранбат У. Свадебный обряд уратов Внутренней Монголии // Традиционная обрядность монгольских народов. – Новосибирск: Наука, 1992. – С. 56–71.
- Небесная дева-лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. – 368 с.
- Осокин Г.М. На границе Монголии: Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. – СПб.: [Тип. А.С. Суворина], 1906. – 304 с.
- Очир А., Галданова Г.Р. Традиционная семейная обрядность мингатов МНР // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. – Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. – С. 109–128.
- Очир А., Галданова Г.Р. Свадебная обрядность баятов МНР // Традиционная обрядность монгольских народов. – Новосибирск: Наука, 1992. – С. 24–56.
- Петри Б.Э. Брачные нормы у северных бурят // Сборник трудов Иркут. гос. ун-та. – Иркутск: [1-я Гос. типолит.], 1924. – Вып. 8. – С. 3–32.
- Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. – Иркутск: [б. и.], 1925. – 72 с. – (Изв. Биол.-геогр. науч.-исслед. ин-та при Иркут. гос. ун-те; т. 11, вып. 3).
- Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – СПб.: [Тип. В. Безобразова и Ко], 1883. – Вып. IV: Материалы этнографические. – 1029 с.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – 401 с. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / сост.
- Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. – Новосибирск: Наука, 1995. – 400 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
- Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. – М.: Наука, 1989. – 749 с.
- Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. 1928: Подлинные дневники экспедиции Н.К. Рериха. – Магнитогорск: Амрита-Урал, 1996. – 736 с.
- Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. – Новосибирск: Наука, 1990. – 209 с.
- Семке В.Я., Богомаз С.А., Бохан Т.Г. Качество жизни молодежи народов Сибири как системный показатель уровня стрессоустойчивости // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. – 2012. – № 2 (71). – С. 94–98.
- Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 1993. – 736 с.
- Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. – М.: Вост. лит., 1997. – 216 с.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX – начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во, 1989. – 158 с.
- Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят. – Иркутск: Радиан, 2005. – 218 с.
- Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальского края: Очерки и впечатления. – СПб.: [Тип. Минва внутр. дел], 1912. – 144 с.
- Хангалов М.Н. Собрание сочинений. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. – Т. I. – 550 с.
- Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла калмыков XIX – начала XXI в. – Элиста: Джангар, 2011. – 218 с.
- Шейкин Ю.И., Добжанская О.Э., Никифорова В.С., Игнатьева Т.И. Звучащие ландшафты Арктики: слышимое пространство природы и сакрального мира // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. – М.: Канон+, 2017. – С. 93–126.
- Шинкарев Л.И. Монголы: традиции, реальности, надежды. – М.: Сов. Россия, 1981. – 256 с.
- Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. – 194 с.
- Якутские мифы / сост. Н.А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
- Allsen T. Spiritual geography and political legitimacy in the eastern Steppe // Ideology and the Formation of Early States/eds. H.J.M. Claessen, J.G. Oosten. – Leiden: Brill, 1996. – P.116–135.
- Bawden C.R. Two Mongol text Concerning Obo-Worship // Oriens Extremus. – 1958. – Vol. 5, N 1. – P. 23–41.
- Dundon A., Hemer S.R. Ethnographic intersections: Emotions, senses and spaces // Emotions, Senses, Spaces: Ethnographic Engagements and Intersection. – Adelaide: University of Adelaide Press, 2016. – P. 1–15.
- Hall E.T. The Hidden Dimension. – N. Y.: Doubleday, 1982. – 217 p.
- Hall E.T., Hall M.R. Hidden differences: Doing Business with the Japanese. – N. Y.: Doubleday, 1990. – 172 p.
- Sinor D. Introduction: the concept of Inner Asia // The Cambridge History of Early Inner Asia. – Cambridge: Cambridge University Press, 1990. – P. 1–19.
- Tuan Yi-Fu. Topophilia: A Study of Environmental Perception, Attitudesand Values. – Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1974. – 260 p.
- Wasilewski J. Space in nomadic Cultures – a spatial analysis of Mongol yurt // Altaica Collekta. – Wiesbaden: Harrassowitz, 1976. – P. 345–360.