Вертикаль взаимодействия в системе образования Белгородской обл
Автор: Проскурина Тамара Леонидовна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Образование и общество
Статья в выпуске: 10, 2012 года.
Бесплатный доступ
Автор исследует вертикаль взаимодействия между образовательными учреждениями всех видов и промышленными предприятиями на основе кластерного подхода. Даются рекомендации по перспективному развитию отраслевых образовательных кластеров.
Отраслевой образовательный кластер, баланс между рынком образовательных услуг и рынком труда, социологическое исследование, саморегулируемая организация
Короткий адрес: https://sciup.org/170166082
IDR: 170166082
Текст научной статьи Вертикаль взаимодействия в системе образования Белгородской обл
А ссоциации образовательных учреждений, ресурсные центры, межшкольное сетевое взаимодействие – все это известные и достаточно распространенные технологии сотрудничества в педагогическом сообществе. Как показывает опыт российских регионов1, названные формы партнерства способствуют эффективному обмену информацией между участниками социального пространства2, что позволяет осуществлять диссеминацию моделей передовой педагогической практики, обеспечивать доступность качественного образования, развивать систему дистанционного обучения, а также внедрять новые системы оценки качества образования.
Нередко педагоги, стремящиеся освоить эффективные технологии, сами нуждаются в профессиональной поддержке более опытных коллег. Поэтому идея объединения учреждений в рамках кластера в целях обмена опытом, навыками и знакомства с инновациями является, по нашему мнению, обоснованной. По сути, это выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования. Кластер предполагает создание интегрированного социального пространства, в который войдут «сегменты» от образования, бизнеса, промышленности, культуры, социального обеспечения и т.д. Корпоративность и комбинаторность как важнейшие свойства кластера обусловят активизацию всех его элементов3.
ПРОСКУРИНА Тамара Леонидовна – аспирант БелГУ, заведующий отделом по работе с общественностью и СМИ
К числу факторов, замедляющих развитие отраслевых образовательных кластеров, следует отнести: низкую готовность образовательных учреждений различного уровня и промышленных предприятий к интеграции; слабую заинтересованность старшеклассников в профессиональном самоопределении; низкий научно-образовательный потенциал педагогического состава школ; неудовлетворительный уровень взаимодействия вузов с учреждениями начального и среднего профессионального образования (НиСПО) и общеобразовательными учреждениями. Такой вывод нам позволяют сделать результаты эмпирического исследования, проведенного в Белгородской обл. в 2011 г.
В рамках исследования были проведены два опроса: руководителей общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, базовых школ) ( N =500) и экспертов ( N =37). Опрос проводился по многоступенчатой гнездовой выборке со сплошным опросом на завершающем (четвертом) этапе отбора. В качестве экспертов выступили специалисты областного департамента образования, культуры и молодежной политики, отраслевых (промышленных) департаментов, руководителей предприятий (холдингов) региона.
Участниками первого опроса стали директора школ – 66,2%, заместители директоров – 31%, учителя – 2,8%. Возрастные показатели респондентов: до 30 лет – 4,3%; 31–40 лет – 27%; 41–50 лет – 47,7%; 51–60 лет – 18,2%; старше 60 лет – 2,8%. Таким образом, более 2/3 респондентов относятся к экономически активному возрасту (владеют ИКТ-технологиями, имеют опыт управленческой деятельности).
Высоко позиционируют свое учреждение в едином образовательном пространстве района (муниципалитета) 95% опрошенных, в то время как 5% затруднились с ответом. «Пространство сформировано», – считают 18,1% респондентов, еще 51,2% считают единое образовательное пространство адекватным способом для дифференциации и индивидуализации содержания образования, для удовлетворения личностных образовательных потребностей и интересов учащихся. 21,7% согласны с тем, что создание ассоциации образовательных учреждений позволит внедрять современные информационные технологии, развивать дистанционное обучение1.
Особый интерес в этой связи представляет оценка руководителями школ факторов, способствующих и препятствующих достижению поставленных целей. Достижению названных целей может способствовать «наличие материально- технической и учебно-методической базы», убеждены 72,2% участников опроса, необходимы также условия «для непрерывного повышения уровня профессионального мастерства педагогов» (34,5%). Что «принятие решения об участии образовательных учреждений в ассоциации» позволит успешно взаимодействовать участникам кластера считают 20,3% респондентов. Допустимо предположить, что интеграция образовательных учреждений требует адекватного управленческого решения (механизма).
Факторами, препятствующими достижению поставленных целей, для большей части руководителей стали отсутствие достаточной материально-технической базы (70,1%) и необходимого финансирования (58%). Кроме того, часть опрошенных упомянула о проблемах с руководством различного уровня, об отсутствии необходимых помещений или их плохом состоянии, об отсутствии педагогических кадров.
Полученные данные позволяют диагностировать наличие умеренно-позитивного отношения к эффективности образования со стороны представителей социума. Потенциал образовательного кластера в успешном решении потребностей представителей социума положительно оценивают 73,3%. Причем 32% работников рассматривают кластер как способ создания единого образовательного пространства, еще 43% убеждены в результативности функционирования кластерной модели («повышение эффективности работы учителей» отмечают 17,8%, «снижение затрат на подготовку учащихся» – 5%, «повышение заработной платы учителей» – 4,6%, «улучшение кадрового состава школ и создание центров дистанционного образования» – по 7,8%). Отрицают возможность положительных результатов функционирования кластера 0,8%. Затруднились с ответом 24,9%.
Причины выявленного отношения, как нам представляется, связаны с непониманием сути кластеризации и ее возможностей, боязнью негативных последствий нововведений. В то же время директора школ и их заместители довольно высоко оценивают предложенную модель социальной интеграции. Скорее всего, это объясняется тем, что инновационные процессы не входят в противоречие с корпоративно-монополистическим отно- шением специалистов к находящемуся под их контролем образовательному пространству.
Не менее существенным является вопрос о том, закреплено ли в уставе образовательного учреждения право создавать самому или участвовать в создании новой образовательной модели (кластера). Проведенное исследование показало, что такое право закреплено в уставе почти каждого четвертого учреждения (23,8%). Вместе с тем большая их часть не имеет права создавать кластеры или участвовать в их создании. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в нормативные правовые документы образовательных учреждений, которые хотят добровольно войти в образовательный кластер.
Ответы респондентов свидетельствуют о том, что, как правило, партнерами школ по социуму являются: дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, дома культуры, библиотеки, жители муниципалитета. В большинстве случаев «взаимодействие осуществляется в полной мере». Нередко школа в подобных интегрированных структурах выполняет функции (или приобретает статус) социокультурного центра.
Вместе с тем в городах и сельских территориях Белгородской обл. актуальными остаются такие проблемы, как достижение баланса между рынком образовательных услуг и рынком труда, невостребован-ность выпускников по ряду специальностей, высокий уровень безработицы среди молодежи. Причиной является отсутствие реального участия работодателей в управлении учреждениями профессионального образования. В частности, в регионе отсутствуют механизм диагностики состояния системы профессионального образования со стороны работодателей, надежные технологии оценки качества подготовки и квалификации (сертификации) выпускников представителями работодателей. Очевидна низкая степень взаимодействия общеобразовательных учреждений с вузами, учреждениями начального и среднего профессионального образования, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Полученные в результате опроса данные позволяют констатировать, что в большинстве случаев (53,4%–75,8%) взаимодействие с потенциальными партнерами
– вузами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями – осуществляется не в полной мере либо не осуществляется совсем. Среди опрошенных респондентов на территории г. Белгорода 13 руководителей ОУ из 45 (то есть, каждый третий) заявили об «отсутствии взаимодействия». Ранжирование в гнездовой выборке осуществлялось относительно типа образовательных учреждений (лицеи, гимназии) областного центра. Мы полагаем, что указанные результаты свидетельствуют о низкой готовности акторов к интеграции, развитию социального партнерства, эффективному решению общих проблем (пассивности). Аналогичная тенденция прослеживается и в ряде других территорий.
Мы можем резюмировать, что рамки кластера позволяют образовательному учреждению (независимо от его типа, вида и формы собственности) интегрироваться в единое образовательное пространство, сохраняя при этом независимость, и развивать наиболее перспективные направления опытно-экспериментальной и научной деятельности. Результаты опроса показывают, что руководители общеобразовательных учреждений психологически готовы к участию в институциональном формировании кластера.
Одна из задач инновационного образовательного кластера как саморегули-руемой организации – разработка единых стандартов и четкого регламента взаимоотношений между субъектами, что, в свою очередь, поднимает проблему управления кластером. На вопрос: «Кем должно осуществляться управление в образовательном кластере?» – 72,6% респондентов ответили: «Созданным координационным Советом (советом руководителей)», 5,3% – «Главой муниципалитета (села, поселения)».
Обращает на себя внимание, что 21,4% опрошенных полагают, что «директор одного из образовательных учреждений» должен управлять кластером. То есть, практически у каждого четвертого руководителя проявляется монополистический настрой управленца, ориентированного на организационную, методическую и технологическую модификацию парадигмы образования лишь на уровне отдельного учреждения. А это противоречит самой природе функционирования кластера, поскольку кластеризация, в т.ч. в системе образования, продуцирует межшкольное сотрудничество, симбиотическую деятельность, установление качественно новых связей, создание инновационных сетей, предоставление и получение научнометодической поддержки, совместного использования ресурсов и идей.
Социальное взаимодействие в кластере стабильно, когда обмен ценностями эквивалентен или воспринимается в качестве такового взаимодействующими индивидами. Мы полагаем, что именно категорией доверия руководствовались респонденты, отвечая на вопрос: «Образовательные учреждения какого типа могут входить в структуру инновационного кластера, ключевым сегментом которого является вуз?» 50,2% опрошенных ответили: «Все школы, в т.ч. школы-спутники и малокомплектные школы»; 31,7% – «только базовые (опорные) школы»; 6,8% – «только гим-назии/лицеи»; затруднились ответить 11% управленцев.
Особого рассмотрения требуют ответы участников опроса, убежденных, что именно статус образовательного учреждения является приоритетным показателем для вхождения в кластер. Мы понимаем, что 38,5% респондентов (более 1/3 опрошенных) считают невозможным (или нежелательным) участие в кластере школ, имеющих более низкий рейтинг или невысокую социальную значимость для населения муниципалитета. Поэтому одного лишь заявочного принципа для вхождения образовательного учреждения в кластер, очевидно, недостаточно. Требуется введение коэффициентов (или индикаторов) для каждого образовательного учреждения, отражающих, например, специфику его образовательной программы и его социальную значимость; оценку деятельности ОУ (наполняемость школы; качественные характеристики персонала ОУ; участие в конкурсах, грантах, в развитии социального партнерства и др.), оценку инновационного потенциала ОУ, степень и качество влияния на социум (отношение детей к школе, участие в социальных проектах, наличие различных направлений деятельности); государственный заказ, заказ макро- и микросоциума; работу управляющих советов и т.д.
Исследование характеристик научноисследовательского потенциала и рынка труда Белгородской обл., анализ данных разработанного правительством прогноза ее социально-экономического развития и выделение на этой основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, результаты социологического исследования состояния и перспектив развития вузов региона, анализ деятельности образовательных учреждений по развитию интеллектуально-инновационной среды Белгородской обл., анализ региональной образовательной политики и ее влияния на кадровый потенциал региона – все это приводит к выводу о необходимости комплексного управления со стороны органов региональной (муниципальной) исполнительной власти, работодателей, активного участия общественности (управляющие советы, СМИ).