Вертикальная антропология Питирима Сорокина: человек опрокинутый

Автор: Фадеева Ирина Евгеньевна, Сулимов Владимир Александрович

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Антропология и этнология в XXI веке

Статья в выпуске: 3 (36), 2015 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются социокультурные основания антропологии Питирима Сорокина. Авторы высказывают гипотезу о становлении антропологической системы Сорокина еще в начальный период его творчества в результате соединения русских религиозно-философских идей и естественнонаучных концепций, а также опыта лично пережитого в годы Революции и Гражданской войны. Созданная в первой четверти XX века базовая антропологическ«ая концепция представляла собой сложную уровневую конфигурацию, обусловленную особенностями индивидуального сознания и соединяющую бессознательные, сознательные и сверхсознательные элементы в пределах одного вертикального ментального пространства. Это ментальное пространство оказывается пространством разрыва, порождая деструктивные и кризисные явления как в индивидуальной жизни, так и в жизни общества. Восхождение индивидуума по вертикальным уровням модели П. Сорокина требует больших энергетических затрат для формирования ресурсов преодоления (качественного роста, развития), а потому является предпосылкой для распространенного в условиях общего вихревого устройства мира особого культурно-антропологического явления - опрокидывания, утраты позитивной социальной цели и социальной динамики. Сочетание этих двух эффектов (преодоления и опрокидывания) составляют базовую динамику вихревых потоков социально-культурной повседневности.

Еще

Вертикальная антропология, восхождение, культурная динамика, опрокидывание, преодоление, разрыв, социальная динамика, человек

Короткий адрес: https://sciup.org/140225647

IDR: 140225647

Список литературы Вертикальная антропология Питирима Сорокина: человек опрокинутый

  • Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -СПб.: Издание К.Л. Рихтера, 1908. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/behtv01/index.htm
  • Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние/Пер. с нем. А.В. Перцева//Западная философия. Итоги тысячелетия. -Екатеринбург-Бишкек, 1997. -С. 209-410. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000841/
  • Зюзев Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. -Сыктывкар: Эском, 2000. -158 с.
  • Круглова Л.К. Человек как проблема философии, философии культуры и культурологии//Человек. Культура. Образование. -2015, № 2. -С. 33-52.
  • Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М.: «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=95482
  • Румянцев О.К. Диалектическая телеология. -М.: Российский институт культурологии, 1998. -172 с.
  • Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. -М.: Academia & LVS, 2003. -684 c.
  • Сорокин П.А. Л.Н. Толстой как философ//Вестник психологии, криминальной антропологии и гипноза. -СПб., 1912, № 4-5. -С. 80-95.
  • Сорокин П.А. Проклятое наследство (трагический дуализм человека)//Сорокин П.А. Ранние сочинения: 1910-1914 годы/Сост., вступ. статья В.В. Сапова. -СПб.: Изд. дом «Мирь», 2014. -С. 564-566.
  • Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья//Сорокин П.А. Ранние сочинения: 1910-1914 годы/Сост., вступ. статья В.В. Сапова. -СПб.: Изд. дом «Мирь», 2014. -С. 253-269.
  • Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., сост. И предисл. А.Ю. Согомонов. Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. -543 с.
  • Сорокин П.А. Долгий путь. -Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. -304 с.
Еще
Статья научная