Ветхозаветные истоки психологического знания

Бесплатный доступ

Ветхий завет, психологическое сознание, социальность сознания, феномен психологической манипуляции

Короткий адрес: https://sciup.org/14720469

IDR: 14720469

Текст статьи Ветхозаветные истоки психологического знания

 влияли разнообразные факторы: особенности климата, ландшафта, почвы, наличие природных богатств и т. д.

На занятии «Народные праздники» речь шла о важнейших календарных праздниках древних славян, об их назначении и особенностях проведения.

Одному из этих праздников — Масленице — было посвящено отдельное занятие.

При проведении занятия «В фольклоре — душа народа» мы помогали ребятам выявить общее и отличное в славянских мифах и русских народных сказках.

В заключение цикла мы провели итоговое мероприятие, приуроченное Дню защитника Отечества. Сначала ребята вспомнили наиболее известных защитников Родины, имена и подвиги которых помнит наша страна. Затем мы расширили знания подростков о героях, которые прославили Владимирскую землю (Илье Муромце, Александре Невском, Александре Васильевиче Суворове и др.). После этого учащиеся посетили экспозицию музея «Золотые ворота». На следующий день ребята получили творческое задание: нарисовать героя былины, мифа, сказки, на которого хотели бы быть похожими.

Анализ результатов экспериментальной работы в целом подтвердил эффективность использованной нами методики формирования основ этноидентичности у подростков с интеллектуальными нарушениями средствами русского фольклора. Отмечено улучшение развития всех компонентов этносознания: когнитивного, аффективного и поведенческого. Полученные данные убеждают в перспективности целенаправленного использования потенциала русской народной культуры для развития национального самосознания у генетически травмированных детей.

Примечания

  • 1    См.: Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Екатеринбург, 2000. С. 129.

  • 2    См.: Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. IV, вып. VI / под ред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 126.

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ИСТОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

К. М. Романов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева К числу важнейших функций языка относится фиксация, хранение и трансляция социального опыта от одного поколения к другому. Любой текст является источником определенной информации. Особую ценность представляют древние тексты, к числу которых относится Библия. Поэтому она всегда привлекала внимание широкого круга специалистов. Вполне закономерен интерес к Библии со стороны психологов, поскольку в ней речь идет прежде всего о человеке и его бытии. Надо сказать, что современная психология только подступает к освоению этого ценнейшего источника психологической информации. Но уже и теперь понятно, что основные психологические феномены, явления, закономерности и механизмы легко прочитываются в древнем тексте Библии.

Предметом настоящего исследования была первая глава Ветхого завета, которая называется «Бытие». В ней представлено самое начало человеческой истории: как возник человек, каким он был по своей психологической сущности и как жил. В ней также немало говорится и о том, каким был его творец — Бог. Бог создал че-

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ловека по своему собственному образу и подобию. Из этого вытекает, что познание Бога может и должно идти через познание человека. Однако библейский текст позволяет составить научное представление о Боге на основе анализа непосредственных фактов его бытия.

Ветхозаветная концепция возникновения человека никогда не принималась официальной наукой, поскольку она была создана нетрадиционным и неприемлемым для естественно-научного познания способом — через откровение. Этот метод познания до сих пор не имеет статуса научности, что существенно снижает уровень доверия к библейским истинам. В противовес библейской была создана естественнонаучная теория происхождения человека, которая, как безальтернативная, через систему образования активно внедрялась и продолжает внедряться в массовое сознание. Тем самым происходит узаконенное искажение истины и лишение граждан права иметь более широкое мировоззрение. В этом плане очень показательна история внедрения в систему образования нового учебного предмета «Основы православной культуры».

Для объективной оценки представленного в Ветхом завете материала необходим строгий и беспристрастный научный анализ его текста. Это позволит значительно повысить его статус в научном сообществе и восстановить историческую справедливость.

В концепции Ветхого завета человек изначально был задуман и создан как осознающий самого себя, т. е. способный выделять себя из окружающего мира как нечто самостоятельное и отдельное. Он был наделен чувством самости: «Я есть», «Я существую». Это хорошо прослеживается во многих библейских сюжетах: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей » (С. 6—7) [ выделено мной — К. Р.]. Бог с самого начала принимает сотворенного им человека как полноценную личность, наделенную самосознанием. Однако возникло оно не самопроизвольно, не изнутри, а от Бога — извне, т. е. в контексте общения с себе подобным существом — Богом, а впоследствии и с другими небожителями.

Эта идея хорошо представлена в диалоге Бога и Адама после того, как он съел запретный плод. «И воззвал господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг?» Совершенно понятно, что Адам никогда не узнал бы о своей наготе, если бы жил в одиночестве. Донести до него эту, казалось бы, очевидную истину мог только другой человек, и Бог это прекрасно понимал. Говоря языком современной психологии, самосознание и личность первого человека были социальными и диалогичными по происхождению и сущности1.

Идея социальности сознания и личности приписывается К. Марксу, а впоследствии она активно разрабатывалась в зарубежной и, особенно, в советской марксистской психологии. Однако она заложена в ветхозаветной концепции происхождения человека, т.е. значительно раньше, чем в марксизме. Идея диалогичности сознания и личности вошла в научный обиход в двадцатом столетии благодаря исследованиям таких ученых, как М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, М. Бубер и др. Но ее истоки находятся именно в Ветхом завете. По его тексту сам Бог был диалогичен. Он и был словом, а слово может существовать только в межличностном пространстве. Бог изображен как говорящее существо. Выражение «и сказал Бог» является ключевым на всем протяжении творения мира и человека. Адресатом этих слов является сам Бог как диалогичное существо: и говорящее и слушающее. В нем не одна, а как минимум две сущности и два лика. Поэтому он и обращается к себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» [выделено мной К.Р.]. Бог — это не Я-сущность, а Мы-сущность. На самом деле в богословской версии Бог троичен: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Эта идея троичности Бога совершенно недосягаема для обыденного рассудка и даже для естественно научного мировоззрения. Монологичное мировосприятие не может быть осознаваемым. Оно эгоцентрично и не способно к отстраненному и многостороннему отражению объекта познания. Абсолютное знание пре- дельно полилогично. Поэтому Бог, как носитель абсолютной истины, не диалогичен, а полилогичен. Именно это обеспечивает постижение мира в любых когнитивных позициях и измерениях. В этом плане Бог является идеалом для подлинного ученого.

Как уже говорилось ранее, в науке и в массовом сознании бытует довольно пренебрежительное отношение к библейской концепции происхождения человека. Этот сложнейший процесс представляется в предельно упрощенном варианте и по существу уподобляется изготовлению куклы из глины. Акт творения человека описан в Ветхом завете очень кратко, что не дает оснований для его упрощения, редуцирования, сведения к какой-то односторонней активности Бога, направленной на преобразование некой бесформенной глиноподобной пассивной массы.

Уже из самого текста очевидно, что человек создавался не одномоментно, а на протяжении целого библейского дня, который, как известно, далеко не соответствует продолжительности дня в современном понимании. Он значительно длиннее, хотя и неизвестно, в каких современных единицах времени его измерять: в годах, десятилетиях или в чем-то еще. В самом этом процессе можно выделить несколько этапов. Сначала было создано тело, потом душа и только тогда «стал человек душою живою». Именно на этапе одухотворения произошло рождение человека как субъекта. Но на этом процесс творения не закончился. То, что проходило на последующем этапе, можно было бы назвать воспитанием. Породив человека, Бог не оставил его. Он постоянно находился в тесном контакте с ним: давал необходимые инструкции, советы, наставления, заповеди, благословения и оценки, в том числе и известный запрет не есть плоды с дерева познания добра и зла. Иначе говоря, Бог вел себя как заботящийся, любящий и мудрый отец. Он вкладывал в первого человека самого себя, творил его по своему образу и подобию.

Психологический анализ показывает, что созданная Богом система воспитания первого человека была очень грамотной, с точки зрения современной науки. Она была ориентирована на самую сущностную характеристику воспитанника — его актив ность и субъектность2. Творение первого человека как полноценного субъекта и личности — это не процесс одностороннего воздействия Бога на человека, а взаимодействие (общение) Бога и человека. Например, вместо того, чтобы сказать своему воспитаннику, как называются окружающие его животные и птицы, Бог предложил ему самостоятельно именовать их. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (С. 6). Совершенно понятно, что Бог бы и сам мог назвать их и поставить человека перед этим фактом. Но он поступил иначе. Это говорит о том, что Бог не вкладывал в человека готовые знания и готовый жизненный опыт, а только содействовал этому. Человек изначально был задуман и создан как субъект, творящий самого себя при содействии Бога. И он мог оставаться таковым лишь в той мере, в какой был самостоятелен в своих жизненно важных решениях. Лишение его этого качества автоматически убило бы в нем сугубо человеческую сущность и превратило его из полноценного субъекта в объект. Надо сказать, что и сами заповеди и наставления Бога первый человек не был склонен принимать на веру, а предпочитал лично проверять их. Именно поэтому была нарушена главная заповедь и совершен первородный грех. Греховность порождена не Богом, а самим человеком, ибо он сам принял греховное по своим последствиям решение (нравственный выбор) и сам совершил соответствующее действие, которое изменило его кардинальным образом. В данном случае он поступил не как объект, а как подлинный субъект.

Вместе с тем греховное деяние было изобретено не человеком. Он стал жертвой внешних сил, находящихся в ближайшем его окружении. Становление человека как субъекта и как личности происходило в обществе не только одного Бога, но и других небожителей, одним из которых был змей — автор первой психологической манипуляции (обмана). Преследуя собственные коварные цели и тщательно маскируя их, змей сразу же очень легко опорочил главный Божий запрет и предложил нару-

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ шить его. Следовательно, мы еще раз подчеркиваем, что порочным был не первый человек, а его социальное окружение, в котором были не только добрые, но и злые силы. Между ними шла постоянная и непримиримая борьба. Первый человек оказался в фокусе этой борьбы и впитал в себя всю противоречивость и неоднородность своего социально окружения. Однако никто не снимает с него ответственности за содеянное, поскольку он лично усомнился в праведности Божьего запрета, сам сделал нравственный выбор и сам совершил проступок.

Заслуживает внимания упомянутый выше феномен психологической манипуляции. Предметом научного психологического исследования такие способы общения стали лишь во второй половине XX столетия3. Библейский текст говорит о том, что они существовали уже во времена Адама и Евы и первые люди оказались очень уязвимыми по отношению к манипулятивным воздействиям. Современная жизнь буквально насыщена манипулятивными воздействиями. Они прекрасно вписались в контекст рыночных отношений. Разработка соответствующих технологий обращения с людьми поставлена на научную основу. В настоящее время они представляют реальную угрозу для человека. Можно говорить о том, что на протяжении истории своего существования человечество не осознало все негативные последствия манипулятивных воздействий.

Большой интерес для науки представляют описанные в Библии различные психологические феномены. К их числу относится феномен Каина. Он был обнаружен и изучен только в XX столетии, хотя был известен значительно раньше. Чаще всего он встречается в семьях, воспитывающих двух детей, особенно если это сыновья. Феномен выражается в неблагоприятных отношениях между братьями, инициатором которых выступает старший. Это объясняется тем, что вместе с рождением младшего сына, старший, как правило, лишается того безраздельно родительского внимания и заботы, которые он имел раньше. Данное событие порождает у него целый комплекс негативных реакций: чувство ревности, чувство незащищенности, состояние тревоги, слезливость, капризность, агрессию, возвращение к более ранним формам поведения и др. Фактически они направлены на завоевание утраченного отношения к нему родителей. В конце-концов все это оформляется в негативное отношение к младшему брату как к главному конкуренту и виновнику всех бед.

В Библии этот феномен представлен в предельно обостренной форме — в убийстве младшего брата старшим. Поводом к нему послужило несправедливое, с точки зрения Каина, отношение к нему Бога: его дары он (Бог) не принял, а дары младшего брата пришлись ему по вкусу. Глубинная причина убийства — ненависть к родному брату, который в очередной раз оказался конкурентом. Описанный в Библии феномен очень поучителен для молодых и неискушенных в воспитании детей родителей. Маленький ребенок всегда чист и непорочен. Греховность в нем зарождается с подачи (вольной или невольной) других людей, прежде всего родителей. Их собственная греховность, выражающаяся в семейных отношениях, в переоценке собственной психолого-педагогической компетентности, в неадекватном поведении по отношению к своим детям, в личностной незрелости, в бездуховности, в неспособности понять свои пороки и покаяться в них. Как свидетельствует Библия, феномен Каина имеет очень глубокие корни. Им была обременена самая первая семья — «пра-семья». Первые родители оказались не вполне компетентными в вопросах воспитания. Они не знали о том, что система воспитания второго сына не должна быть идентичной системе воспитания первого сына. Но, что особенно печально, этот негативный опыт ничему не научил людей. Именно поэтому феномен Каина существует на протяжении всей истории человечества. На его корнях произросло огромное количество человеческих бед, страданий, конфликтов и войн. Все это говорит о том, что в основе его лежит фундаментальная закономерность человеческого бытия и сущностная характеристика человека. Без осознания и его должной оценки люди никогда не смогут избавиться от многочисленных негативных последствий феномена Каина. Вполне возможно, что именно к это- му и призывает нас известный ветхозаветный сюжет.

В заключение следует сказать, что библейский текст содержит множество других интересных и загадочных психологических феноменов и закономерностей, которые заслуживают внимания специалистов в области психологии.

Список литературы Ветхозаветные истоки психологического знания

  • Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита/Е.Л. Доценко. -3-е изд., испр. и перераб. -М.: Изд-во МТЦ ТОО «Черо», 1996. -344 с.
  • Психология личности. Учебное пособие/под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. -М.: Эксмо, 2007. -653 с.
  • Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -656 с.
Статья