Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового Завета в лирике С. А. Есенина 1918-1919 гг

Автор: Соловьева Мария Александровн

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению особенностей поэтики есенинской лирики 1918-1919 гг. Стихотворения и «маленькие» поэмы указанного периода образуют единый метатекст о конце века, Страшном суде и Втором Пришествии. Исследование показывает, что при раскрытии поэтом темы эсхатологии проявляются характерные черты художественного мира С. А. Есенина. Важнейшим источником поэтической образности Есенина является опыт православного богослужения, полученный им в детские и отроческие годы. Литургические основы художественного мышления Есенина реализуются в различных планах содержания поэтики на протяжении всего творческого пути поэта. В «маленьких» поэмах и стихотворениях 1918-1919 гг. репрезентируется структура и символика богослужебного текста. Есенин использует цитаты и парафразы песнопений, текстов Священного Писания, в поэзии получают отражение символика богослужебных действий и церковной утвари, иконописные образы. Содержание и взаимосвязь поэтических образов и символов, функционирование этих образов находят соответствие в поэтике богослужебных текстов. Сложная семиотическая структура богослужения отражается в поэзии в виде корреляций новозаветных и ветхозаветных пророчеств, в сочетании различных библейских образов и мотивов. В литургическом дискурсе воспроизводится тема ветхозаветных пророчеств. В развитии эсхатологической темы образы пророков создают также дополнительное поле смыслов, связанное с пафосом революционных событий: пророки являются представителями простонародья, выразителями народного духовного опыта. Дополнительные коннотации поэтическому тексту придают библейские истории служения пророков.

Еще

Эсхатология, пророчества, православное богослужение, структура и символика богослужебного текста, поэзия с. а. есенина, поэтика

Короткий адрес: https://sciup.org/14748908

IDR: 14748908

Список литературы Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового Завета в лирике С. А. Есенина 1918-1919 гг

  • Большов Е., иерей. Размышляя о богослужении//Сайт Уваровского благочиния. http://uvarovo-temple.ru/?p=1648#respond (дата обращения: 01.07.2014)
  • Воронова О. Е. Концепция мира-храма и литургические основы поэтического космоса С. А. Есенина//Сергей Есенин и русская духовная культура: Рязань: Узорочье, 2002. С. 80-106.
  • Воронский А. К. Об отошедшем//О Есенине/Сост. С. П. Кошечкин. М.: Правда, 1990. С. 102.
  • Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 349-362.
  • Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М., 2004. 562 с.
  • Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского//Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 37-49.
  • Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 249-261.
  • Захарова О. В. «Илья Муромец. Сказка Руси богатырской» В. И. Даля (проблема жанра)//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 283-294.
  • Илларион (Алфеев), архиеп. Православие: В 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. Т. 2. С. 341.
  • Иов (Геча), архим. «Се Жених грядет в полунощи..» (Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Страстной седмицы)//Материалы богословской конф. Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17 ноября 2005 г.). Сайт Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ: http://www.theolcom.ru/doc/day2.sect2.04.Getcha.pdf (дата обращения: 01.07.2014)
  • Киселева Л. А. Икона и орнамент в лирике Сергея Есенина 1914-1917 гг.//C. А. Есенин и Православие. М.: ЗАО Издат. дом «К единству!», 2011. С. 227-242.
  • Лепахин В. В. Иконичность двуединого мира в лирике Сергея Есенина//C. А. Есенин и Православие. М.: ЗАО Издат. дом «К единству!», 2011. С. 180-205.
  • Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: В 5 т./РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 2: 1917-1920. С. 81.
  • Мень А., прот. История религии. В поисках пути, истины и жизни: В 7 т. Т. 5: Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до реставрации (VIII-IV вв. до н. э.). М.: Изд-во Советско-Британского совместного предприятия «Слово», 1992. С. 84.
  • Мень. А., прот. Исагогика. Курс по изучению Священного писания. Ветхий Завет/Фонд им. А. Меня. Общедоступный православный университет, основанный прот. А. Менем. М.: 2000. С. 325-326, 375-376.
  • Мочульский К. В. Мужичьи ясли//Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты. Томск: Водолей, 1999. С. 212.
  • Скороходое М. В. Раннее творчество С. А. Есенина в историко-культурном контексте («Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917-1918 гг.). Автореф. дис.. канд. филол. наук. М.: ИМЛИ РАН, 1995. С. 18.
  • Субботин С. И. Комментарии//Есенин С. А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1995-2002. Т. 2: Стихотворения (Маленькие поэмы). 1997. С. 336.
  • Тарасое К. Г. Пасхальные мотивы в творчестве В. И. Даля//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 295-302.
  • Филатоеа О. А. Христианские мотивы и образы ранней поэзии С. Есенина//Русская речь. 2010. № 4. С. 34-40.
  • Шмеман А., прот. Православное Богослужение. Литургия//Электронная библиотека Одинцовского благочиния. http://www.odinblago.ru/liturgika/shmeman_liturgiya/(дата обращения: 01.07.2014)
  • Чернявский В. С. Три эпохи встреч (1915-1925)//C. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. С. 220.
Еще
Статья научная