VIII международная конференция "Новые идеи в науках о Земле"

Автор: Вахнин М.

Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo

Статья в выпуске: 5 (149), 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149128196

IDR: 149128196

Текст статьи VIII международная конференция "Новые идеи в науках о Земле"

В Российском государственном геолого-разведочном университете (г. Москва) с 10 по 13 апреля 2007 г. проходила VIII Международная конференция, посвященная новым идеям в науках о Земле. Тематика конференции охватила практически все сферы геологической науки и прикладных областей, начиная с общей геологии и заканчивая геоэтикой, философской и социально-политической проблематикой. Участие в ней было бесплатным благодаря таким спонсорам, как РФФИ, Акционерная компания «Алроса» и др.

В первый день состоялось пленарное заседание, начавшееся с приветственного выступления вице-президента Академии естественных наук, бывшего министра геологии СССР Е. А. Козловского. Е. А. Козловский особо отметил определяющее значение минерально-сырьевого комплекса в развитии России. В выступлении докладчик подчеркнул, что за время, прошедшее после распада СССР, была разрушена система геологического исследования недр страны. В настоящее время данная ниша не заполнена, однако сейчас есть реальная возможность восстановить эту систему.

Доклад члена-корреспондента РАН fiрия Николаевича Авсюка был посвящен приливной эволюции системы Земля—Луна—Солнце и ее роли в геодинамике. Он начал свое сообщение с того, что накопление фактов играет большую роль в науке и изучение влияния движения данной системы приводит к заключению о колебательном ходе эволюции. Астрономы фиксируют все изменения в расположении центров тяжести и положении полюса Земли, и эти данные геологи могут использовать для количественной оценки данного взаимодействия.

В следующем докладе «Новая идея прогнозирования месторождений полезных ископаемых и проблема космической охраны планеты для сохранения жизни на Земле» Б. С. Зейлик из АО «КазГеокосмос» сосредоточил внимание на кольцевых структурах с зонами растяжения и сжатия, образовавшихся в результате космогенной бомбардировки Солнечной системы. На примере анализа астроблем в Казахстане док- 18

ладчик показал, что подавляющее большинство открытых месторождений нефти и газа связано с зонами растяжения кольцевых структур.

Далее выступил президент ЕвроАзиатского геофизического общества Н. А. Савостьянов с докладом «Состояние и проблемы отечественной нефтегазовой геофизики», в котором подчеркнул, что в последние годы объемы геолого-геофизических работ увеличиваются примерно на 10—15 % в год, т. е. данные геофизических исследований становятся востребованными. Но эти работы в основном ведутся на уже открытых и разрабатываемых месторождениях. Наблюдается тенденция к переходу геофизических организаций на иностранное капиталовложение, они скупаются зарубежными инвесторами, и в исследованиях все чаще применяется импортное геофизическое оборудование. Так, для интерпретации сейсморазведочных данных используется в основном программное обеспечение зарубежного производства, только при обработке каротажа большую долю занимают отечественные методики, как более адаптированные к местным условиям. Геофизики вышли сегодня на первое место по объему обрабатываемой цифровой информации в стране, это в пределах (2—2.5) х 1012 байт.

Е. М. Пашкин представил доклад об инженерно-геологических проблемах подземного пространства г. Москвы, которое занимает порядка 110 км3. Он отметил, что на сегодняшний день такое огромное пространство используется незначительно по сравнению с другими крупными городами мира. В него включены метрополитен, подземные сооружения, связанные с коммуникациями, и др. В процессе использования подземного пространства затрагивается один из самых активных элементов в геологической среде — вода. Как известно, все подземные сооружения связаны с водоотливом. Его использование привело к увеличению депрессионной воронки в Москве до 50—70 км. Одним из последствий изменения водного режима является активное разуплотнение песчано-глинистых грунтов, что приводит к деформациям зданий и сооружений, прова- лам. В ближайшие годы намечается значительное строительство новых подземных сооружений, в связи с этим необходимо учитывать то обстоятельство, что приходится иметь дело с уже значительно деструктурированной геологической средой.

Доклад о развитии сырьевой базы атомной отрасли представил A. В. Бойцов. Он начал свое выступление с информации о том, что с 1991 г. потребности в уране для атомной энергетики страны стали превышать его производство. Данное обстоятельство привело к резкому подъему цен за последние три года (почти в 10 раз). Лидером по производству урана является Австралия, на втором месте находится Казахстан, на третьем — Канада, на четвертом — Россия. Возрастающая потребность в уране диктует необходимость в усилении геолого-разведочных работ. В качестве примера можно привести Канаду, где активно ведется инвестирование в эти работы. В результате были открыты месторождения в бассейне Атабаска, там в некоторых месторождениях содержится до 20 % урана в руде, тогда как на российских месторождениях в Забайкалье, разрабатываемых более 30 лет, содержание урана в 100 раз меньше. В связи с развитием атомной энергетики потребность России в настоящее время составляет 19, а к 2020 г. возрастет до 36 тыс. т. Поэтому актуальным становится поиск новых месторождений урановых руд для обеспечения сырьем атомной энергетики.

Интересным было сообщение о проблемах и перспективах изучения Патомского кратера, расположенного на границе Иркутской области и flку-тии. В прошлом году туда была организована экспедиция, сделавшая замеры кратера, геофизическую съемку, взявшая образцы проб. Было установлено, что возраст кратера более 250 лет. Наиболее вероятной гипотезой его образования считается падение метеорита с очень большой скоростью. В этом году будут продолжены исследования кратера.

В следующие дни проходили секционные заседания. Во время работы конференции работало порядка 30 секций. Остановлюсь подробнее на секции

«Геоинформатика», где прозвучал мой доклад. Заседания вел профессор В. И. Пахомов. Свой доклад профессор посвятил фрактальности геологической среды. Интерес слушателей вызвало выступление Л. А. Кувшиновой из ФГУП ВИМС о проблемах сбора и хранения геологической информации на природных носителях. Ученые создали программный комплекс для сбора и хранения информации об имеющихся образцах каменного материала, результатах анализов этих образцов. Не секрет, что зачастую анализы собранных с тру- дом образцов со временем просто пропадают, и теряется ценная, часто невосполнимая информация. Поэтому создание такой системы весьма актуально.

Привлекло внимание слушателей сообщение П. В. Свирщевского об автоматизации обработки первичных данных при геологической съемке. На входе вводится текст полевых дневников, а на выходе получаются таблицы dBase, которые затем подключаются к ArcGIS проекту. Тем самым появляется возможность в полевых условиях проводить первичный контроль дан- ных, а впоследствии их дальнейшую автоматическую обработку.

На конференции докладчики представили много различных фактов и научных идей, тематика докладов охватила практически все отрасли геологии. Было опубликовано восемь томов материалов общим объемом около 3000 страниц текста. На секциях присутствовало большое количество преподавателей РГГУ и студентов, что показало огромный интерес к конференции и новым идеям в геологии.

М. Вахнин

УХТИНСКИЙ ГЕЛИЕВЫЙ ЗАВОД мЛ/ ГН

История организации промышленного производства гелия в Ухтинском районе в научной литературе описана крайне фрагментарно, хотя, безусловно, заслуживает большего внимания. О важности гелиевой проблемы для нашей страны свидетельствует то, что постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 5 сентября 1924 г. была введена государственная монополия на гелий.

В 1926 г. участники экспедиции Ге-олкома А. А. Черепенников и М. Н. Воробьев указали на наличие выходов газа на площади до 2 тыс. кв. км в бассейне р. Ухта. В 1930 г. геолог А. И. Косыгин по заданию Госплана СССР сделал обзор по проблеме «Ресурсы природных горючих газов», в котором отнес Ухтинский район к категории территорий, подлежащих детальному геологическому изучению. 17 марта 1931 г. под председательством академика И. М. Губкина был рассмотрен план работ треста «Стройгаз» объединения «Всехимпром». В результате было заявлено: «Совещание считает Ухтинский район заслуживающим внимания в отношении разведки на газы; по данным ряда анализов газов этого района, в них содержится некоторое количество редких газов, причем содержание гелия достигает 0.25 процента максимум».

18 апреля 1931 г. комиссия Политбюро ВКП(б) с участием И. В. Сталина обсудила вопросы освоения Севера, в том числе связанные с поисками гелиеносных газов. В 1932 г. в Госплане СССР под председательством В. В. Куйбышева прошло совещание по гелию. Этот газ приобрел в то время стратегическое значение в связи с резким расширением его применения в военной технике.

Начальник Ухтокомбината fl. М. Мороз докладывал в Коми обком ВКП(б): «При бурении на нефть в 1932 г. в районе верхней Чути скважиной № 25 в нефтеносном пласте было вскрыто мощное скопление природного газа с содержанием гелия до 0.45 %... Оно оказалось, однако, незначительным по площади и запасам. Тогда газовая разведка была перенесена в район верхней Ижмы» [1]. Находка гелия дала основание руководству Коми заявить о необходимости организовать в районе Ухты его добычу и частичную переработку [2].

В 1931—1937 гг. одним из руководителей геологической службы Ухтинской экспедиции, а позже Ухтпечлага был И. Н. Стрижов. В конце 1933 г. он составил «План разведки и добычи гелия на Тимане», где наметил 12 районов поиска: «Программа составлена так, что если на Тимане есть гелий, он от нас не уйдет. Сумма стоимости всех запроектированных работ на четыре года почти доходит до 60 000 000 рублей. Эта сумма ничтожна, если найденный гелий даст СССР победу в будущей европейской войне» [3]. Принятое

29 октября 1934 г. постановление Совета труда и обороны (СТО) «О развитии промышленности гелия» предписывало тресту «Союзгаз» организовать в Ухто-Печорском районе геофизические партии для изучения выявленных месторождений [4].

В 1935 г. Совнарком СССР принял решение о строительстве гелиевого завода мощностью 50 тыс. куб. м в год вблизи дер. Крутая Ухтинского района на базе Седъельского газового месторождения. Постановлением № 1-1596248С от 27 июня 1935 г. на Наркомтяж-пром СССР была возложена организация подготовительных работ по производству бурения в Верхнеижемском районе. Наркомтяжпром приказом № 175/с от 3 октября 1935 г. выделил оборудование для проведения буровых работ и обязал Главгаз провести эти работы. Главгаз поручил тресту «Союзгаз» организовать комиссию для поездки в район дер. Крутая для ознакомления на месте с положением дел и выбора площадки для гелиевого завода. Комиссия под руководством управляющего трестом fl. С. Лившица работала с 4 октября по 4 ноября 1935 г. и местом для строительства завода выбрала площадку на правом берегу р. Ижмы в 1 км от северной окраины деревни.

Считается, что трудности в реализации решения о строительстве завода заключались в отсутствии отечественного оборудования [5]. В то время ге- 19

Статья