Виктимологическая типологизация пассажиров на общественном транспорте Москвы: социологический подход

Автор: Жуков П.С.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2024 года.

Бесплатный доступ

Общественный транспорт Москвы становится все более доступным для пассажиров, а объемы пользования им неуклонно возрастают. В то же время расширение городской и транспортной инфраструктуры, увеличение транспортного потока создают условия для виктимизации пассажиров общественного транспорта столицы, где они становятся жертвами в том числе из-за своих виктимных свойств и сопутствующих факторов виктимного характера. В статье рассматриваются и анализируются различные типологии и классификации жертв преступлений, данные разными авторами. Высказывается точка зрения о том, что типология и классификация являются родственными понятиями, а имеющиеся типологии и классификации не в полной мере отражают черты виктимизации на общественном транспорте Москвы. В качестве решения данной проблемы предложена авторская типология пассажиров, которые могут быть подвержены виктимизации. В результате экспертной оценки выявлены типы пассажиров, наиболее подверженные виктимизации. Результаты исследования позволили отнести представителей определенных социальных групп к указанным автором типам.

Еще

Виктимизация, общественный транспорт, типология

Короткий адрес: https://sciup.org/149144932

IDR: 149144932   |   DOI: 10.24158/tipor.2024.3.9

Текст научной статьи Виктимологическая типологизация пассажиров на общественном транспорте Москвы: социологический подход

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия, ,

All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, Zhukovpaulzibert@ ,

среднее и неоконченное среднее образование, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода. В качестве основных факторов виктимизации респонденты отметили виктимное поведение, связанное с халатным отношением к своему имуществу, алкогольное и наркотическое опьянение, а также принадлежность к незащищенным категориям граждан.

Таким образом, жертвам виктимизации присуще такое качество, как виктимность, которое определяется как предрасположенность, годность, уязвимость, потенциальная способность стать жертвой правонарушений. Как социологическая категория виктимность представляет собой одно из свойств и качеств индивида, которое определяется его социальной характеристикой – социальным статусом, профессией, принадлежностью к той или иной социальной группе. При этом столь же важными являются и другие особенности: психологические, биологические, физиологические, что свидетельствует о междисциплинарном подходе к изучению данного понятия.

С учетом специфики виктимизации на общественном транспорте столицы в целях типоло-гизации социальных групп лиц, подверженных виктимизации на транспорте, было проанализировано несколько типологий жертв, предложенных разными учеными. Следует отметить, что некоторые рассмотренные нами типологии авторы считают классификациями.

По мнению В.И. Полубинского и А.Л. Ситковского (2006: 98), типология жертв представляет собой более высокую ступень систематизации жертв преступления, исходной базой для которой служит полная и научно обоснованная классификация жертв, базирующаяся на достаточном эмпирическом материале. В своей классификации В.И. Полубинский рассматривал жертв в зависимости от содержания субъективной стороны преступления, направленности преступного посягательства, характера причиненного потерпевшему вреда, вида взаимоотношений пострадавшего с преступником, роли потерпевшего в генезисе преступления, его иных социальных характеристик, психологических критериев и биофизических особенностей (2008). Один из основателей мировой виктимологиии Б. Мендельсон выделял жертв в зависимости от степени их виновности (Mendelsohn, 1963). В.Я. Рыбальская также рассматривала понятие потерпевшего также в аспекте категории виктимности (1976). Это позволяет выделить следующие типы: случайная жертва, жертва с незначительным потенциалом риска, жертва с повышенным потенциалом риска и жертва с очень большим потенциалом риска (Филатова, 2018). Д.В. Ривман классифицировал потерпевших по социально-демографическим признакам, нравственно-психологическим качествам, в зависимости от отношения к преступнику, по виду и кратности, тяжести вреда, степени вины, отдельным видам преступлений, в зависимости от поведения потенциальных потерпев-ших1. А.А. Гаджиева, учитывая виктимологические данные, подразделяла жертв в зависимости от поведения и свойств личности, местожительства и оценки ситуации, предшествующей пре-ступлению2. Более дифференцированную типологию представила Е.Н. Клещина, по мнению которой, в нее следует включить типы жертв по следующим признакам: социально-демографическим; уголовно-правовым; характеру причиненного вреда; характеру отношений с преступником; психическим состояниям и психиатрическому статусу; насильственной, корыстной и иной преступности; поведению и «вкладу» в совершение преступления; виктимным качествам (2017).

Таким образом, классификация и типология являются родственными понятиями, а критерии и признаки классификации, предложенные как В.И. Полубинским, так и Б. Мендельсоном, могут служить критерием и для типологической характеристики. В то же время любая типология или классификация может поддаваться критике с учетом авторских позиций и особенностей применения в определенной сфере. Так, в качестве примера можно рассмотреть типологию В.Я. Рыбальской, построенной в зависимости от виктимности, и классификации Б. Мендельсона и Д.В. Ривмана, которые выделяют потерпевших по такому критерию, как степень вины. Среди исследователей распространена точка зрения о различных степенях виктимности. По мнению Д.В. Ривмана, виктимность отдельного лица приобретается не «от нуля» в виктимном плане, а от так называемой средней, нормальной виктимности. Виктимные предрасположения, под которыми Д.В. Ривман подразумевал социальные, психологические и биофизические качества, повышают виктимность от данной точки отчета. Д.К. Чирков выделяет невиктимный, минимально виктимный, средневиктимный и максимально виктимный типы (2005). А.А. Гаджиева определяет виктимность, близкую к нулевой, среднюю, повышенную и особо повышенную3. О.О. Андронникова, выделяет нормальный уровень виктимности, среднестатистический и высокий4.

Однако в настоящее время отсутствуют четкие, общепризнанные критерии, позволяющие установить уровень виктимных качеств индивида. Кроме того, отнесение какого-либо человека к различным типам в зависимости от степени его виктимности носит субъективный характер. Поэтому положения указанных авторов и построение типологии по уровню виктимности дискуссионны.

Также не сложилось единого мнения о том, что понимать под степенью вины и как ее измерять. Типология, построенная на характере и виде взаимоотношений с преступником, практически не применена в сфере общественного транспорта, поскольку большинство жертв незнакомы с правонарушителем до совершения противоправных действий. Как показали результаты проводимого нами исследования, 92 % потерпевших не были знакомы с правонарушителями и не имели с причинителем вреда каких-либо отношений до совершения в отношении них правонарушений. Также неприменима типология, построенная на основании критерия местожительства жертвы, так как местом правонарушений выступает общественный транспорт, они не совершались по месту жительства потерпевшего.

Заслуживает внимания классификация Д.В. Ривмана в зависимости от поведения потерпевших. Фактически она представляет собой типологию, так как поведение в данном случае является типичным для жертв, к которым по данному критерию относятся следующие лица.

– Агрессивные потерпевшие, которым свойственно намеренное создание конфликтной ситуации. Для жертв данного типа характерна антиобщественная установка, реализуемая в их поведении – противоправном или аморальном. К ним относятся агрессивные насильники общего плана , которые подразделяются на корыстных, сексуальных, хулиганов, лиц психически нездоровых, с расстройствами нервной системы и повышенной агрессивной возбудимостью; избирательно агрессивные насильники , у которых агрессивность проявляется в определенных условиях и в отношении определенных лиц; агрессивные провокаторы общего плана ; избирательно агрессивные провокаторы , чьи действия связаны не с нападением, а только с оскорблениями, угрозами и т. д.) (Говенко, Таболова, 2016).

– Активные потерпевшие: сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные самопричинители.

– Инициативные потерпевшие: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, чисто инициативные.

  • –    Пассивные потерпевшие: объективно неспособные к сопротивлению (стабильно или временно); объективно способные к сопротивлению, но не оказывающие его из-за разных причин.

  • –    Некритичные потерпевшие: с низким интеллектуальным и образовательным уровнем; несовершеннолетние; преклонного возраста; больные, в том числе психически; некритичные без очевидных «формализованных» качеств.

  • –    Нейтральные потерпевшие. Поведение данных лиц во всех отношениях безупречно1.

Как видно, данную типологию (классификацию) можно отнести к потерпевшим и на общественном транспорте Москвы, однако таким людям могут быть присущи различные модели поведения и совокупность признаков. На наш взгляд, никакие имеющиеся авторские типологии неспособны в полной мере отнести какую-либо жертву, учитывая все ее разнообразные качества и свойства, к четко определенному типу, так как потерпевший может обладать несколькими типологическими признаками. Поэтому следует согласиться с А.А. Гаджиевой, что «типичная» жертва, подобно «типичному» преступнику, есть научная абстракция2.

На наш взгляд, типология должна быть максимально сжатой, компактной, обобщенной, она должна объединять как можно больше идентичных признаков, поэтому в настоящее время не существует общепринятой типологии жертв преступлений (правонарушений). В связи с этим нельзя не согласиться с Е.Н. Клещиной, которая считает, что типология жертв преступлений имеет большое научное и практическое значение, но в науке нет единого подхода к построению типологии3.

Нами была предложена виктимологическая типология пассажиров, которая опирается на критерий стиля пользования общественным транспортом. Под стилем пользования в данном случае понимается обусловливающий виктимность набор поведенческих шаблонов, установок, характерных принципов поведения или вынужденных актов, которые реализует пассажир, находясь на объектах общественного транспорта.

Под виктимологическим типом пассажира понимается характерная типологическая группа пассажиров общественного транспорта, которые с определенной долей вероятности могут стать или становятся жертвами правонарушений. В зависимости от стиля пользования общественным транспортом можно выделить следующие виктимологические типы пассажиров.

  • 1.    Постоянные пассажиры . К нему относятся лица, постоянно пользующиеся общественным транспортом, которые статистически чаще попадают в группу жертв правонарушений на транспорте.

  • 2.    Случайные пассажиры. Это лица, редко пользующиеся общественным транспортом Москвы или практически не пользующиеся им в ночное время, которые попали в ситуацию поездки в силу случайных, стихийных обстоятельств, в связи с чем чувствуют себя во время поездки неуверенно, тревожно, вследствие чего привлекают к себе повышенное внимание.

  • 3.    Пассажиры-маргиналы. К ним можно отнести лиц, которые привлекают к себе внимание в силу девиантного поведения, используют транспорт как место ночлега, регулярно употребляют спиртные напитки, часто находятся под действием наркотических, психоактивных веществ, проявляют форматы неадекватного поведения, а также вызывают ощущение, что не будут обращаться в полицию в любом случае.

  • 4.    Пассажиры «на показ». Данные лица демонстрируют дорогие аксессуары, технику, одежду, выделяясь в толпе, тем самым обращая на себя внимание. Транспорт для них выступает не только в качестве средства перемещения, но и как место для демонстрации себя, материального положения, даже если оно и не соответствует действительности.

  • 5.    Беззащитные пассажиры. К ним относятся лица, которые не могут по различным причинам оказать сопротивление: дети и подростки без сопровождения взрослых, пожилые, лица с инвалидностью, психическими заболеваниями, женщины, чье внимание отвлечено на детей, лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, спящие в транспорте люди, а также иные лица, которые по различным причинам не могут оказать сопротивление.

  • 6.    Транзитные пассажиры. К ним относятся лица, использующие общественный транспорт для транзитного проезда через столичный мегаполис: мигранты, туристы, иногородние граждане. Такие люди плохо ориентируются в столичном транспорте, они отвлечены на поиск транспортного маршрута, невнимательны, доверчивы и не уверены в себе. В случае совершения в отношении них правонарушения данные лица не смогут с точностью определить, где оно совершено.

  • 7.    Легкомысленные пассажиры. Это люди, небрежно или халатно относящиеся к своему имуществу. Им свойственны невнимательность и расслабленность, для них транспорт выступает не только средством передвижения, но и местом отдыха.

В рамках исследования, проведенного в 2023 г., данные типы пассажиров были представлены экспертам, чья деятельность связана с выявлением и пресечением правонарушений на общественном транспорте Москвы, а также с изучением виктимизации на общественном транспорте (n = 16). Им было предложено оценить подверженность указанных типов виктимизации по 5-балльной шкале, где оценка 0 соответствует наименее подверженным виктимизации пассажирам, а 5 – максимально подверженным (таблица 1). По мнению экспертов, наиболее подвержены виктимизации на общественном транспорте столицы постоянные, беззащитные и легкомысленные пассажиры.

Таблица 1 Оценка экспертами виктимологических типов пассажиров1

Table 1 – Experts’ Assessment of Victimological Types of Passengers

Тип пассажиров

Оценка

1

2

3

4

5

Постоянные

2

3

5

3

3

Беззащитные

3

2

2

4

5

Случайные

0

2

9

2

3

Легкомысленные

1

5

3

3

4

Транзитные

2

6

5

0

3

Маргиналы

3

5

5

1

2

Пассажиры «на показ»

8

0

6

0

3

Результаты исследования позволили соотнести представителей наиболее подверженных виктимизации социальных групп с предложенной типологией. Так, например, к постоянному типу пассажиров можно отнести женщин и москвичей, которые оказались самыми виктимизированными по итогам опросов. Женщины чаще становятся жертвами на общественном транспорте Москвы в целом по причине более частого его использования, чем мужчины, которые пользуются личным автотранспортом. Аналогичные данные можно привести относительно москвичей, которые чаще пользуются общественным транспортном, чем иногородние. К беззащитным и легкомысленным типам пассажиров можно отнести людей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, халатно относящихся к своему имуществу, а также лиц, которые неспособны принять меры к самостоятельному обеспечению своей безопасности, относящиеся к наиболее беззащитным категориям. Как уже отмечалось, именно такие виктимологические факторы и особенности виктимного поведения потерпевших, как алкогольное, наркотическое опьянение, халатное отношение к своему

1 Составлено автором.

имуществу, принадлежность к наиболее уязвимым возрастным категориям (женщинам, пожилым, несовершеннолетним), особенности психофизического состояния, являются основными факторами виктимизации, обусловливающими неспособность оказать сопротивление.

Предложенная виктимологическая типологизация пассажиров способствует более полному изучению их личностных качеств, а также выработке мер профилактического воздействия. Исследование позволило отнести к типам пассажиров представителей социальных групп, которым свойственны виктимность и повышенная виктимизация на общественном транспорте Москвы.

Список литературы Виктимологическая типологизация пассажиров на общественном транспорте Москвы: социологический подход

  • Говенко Ю.А., Таболова Э.С. Классификация жертв преступления // Университетская наука. 2016. № 1 (1). С. 279-282. EDN: WAWUHN
  • Клещина Е.Н. О некоторых вопросах типологии жертв преступлений // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 1 (41). С. 37-41.
  • Полубинский В.И. Криминальная виктимология: монография. М., 2008. 208 с. EDN: QQNOWX
  • Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии: монография. М., 2006. 291 с.
  • Рыбальская В.Я. Уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и виктимологическое понятие потерпевшего // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1976. № 3. С. 121-127. EDN: UDLUDR
  • Филатова О.А. Психопрофилактика виктимогенного поведения женщин: монография. Махачкала, 2018. 121 с.
  • Чирков Д.К. Понятие конституциональной теории виктимности и ее значение в индивидуальной профилактике преступлений // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Назаров. Красноярск, 2005. С. 285-287.
  • Mendelsohn В. The origin of the doctrine of victimology // Excerpta Criminologica. 1963. Vol. 3. P. 239-244.
Еще
Статья научная