Виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен

Автор: Джемилова Ф.Р.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5 (9), 2017 года.

Бесплатный доступ

В данной работе проанализирована виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен; рассмотрена её трехкомпонентная структура, состоящая из ценностного, эмоционального и поведенческого компонента; представлены результаты исследования для определения основных свойств виртуальной личности кибербуллера.

Виртуальная личность, кибербуллинг, агрессивность, асоциальность, коммуникативная эмоциональность

Короткий адрес: https://sciup.org/140278734

IDR: 140278734

Текст научной статьи Виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен

Постановка проблемы. Сеть Интернет помогает людям в поиске данных, необходимых в той или иной сфере жизнедеятельности, а также в создании различной информации, которая может нанести вред.

В социальных сетях люди могут устанавливать контакт друг с другом в независимости от их пола, возраста, общественной принадлежности. Это связано с тем, что перед людьми перестают существовать определенные коммуникативные преграды. Созданный в виртуальном мире образ будет являться истинным для пользователей. Соответственно, человек может выдавать ложную информацию о себе как действительную, а так же пользоваться чужими фотографиями, именами. Глобальным преимуществом некоторых социальных сетей является анонимность их пользователей, которая даёт возможность для более раскрепощенного общения. Создавая себе абсолютно новую страницу, в которой нет никакой личной информации, пользователь может придерживаться любого поведения, в том числе и деструктивного, как для него самого, так и для окружающих его виртуальных личностей.

Одним из подобных явлений является кибербуллинг – новый феномен в виртуальном общении, который представляет собой отчетливую социальную проблему.

Научная проблема заключается в выявлении структуры виртуальной личности кибербуллера, его основных свойств.

Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о необходимости разработки методики, в связи с тем, что основной контингент сетей социального взаимодействия - подростки, которые находятся на стадии формировании личности. Из-за этого они чаще могут становиться жертвами интернет-агрессоров или сами ими становиться.

Целью статьи является выявить особенности виртуальной личности кибербуллера.

Анализ литературы . С.А. Решенин в своей статье «Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ» рассматривает виртуальную личность как личность в полной мере обладающей психологическими и социальными компонентами, которая крайне многомерна и в значительной степени является самосозданной и в то же время её самоутверждение происходит в заданном социальном контексте. По мнению С.А. Решенина, виртуальная личность может копировать, подражать или продолжать личность пользователя, в таком случае она сознательно выбирает то же имя и естественную модель поведения и саморепрезентации. Кроме того, подобный вариант виртуальной личности можно назвать дополненной личностью, по аналогии с дополненной реальностью[1].

В соответствии с мнением Д. А. Беляева, виртуальное пространство, модифицирует человеческую природу, формируя новый вид человека, так называемого Homo Virtualis. Автор, устанавливает не только вовлеченность виртуальной личности в Интернет пространство, но и говорит о трансформации ценностного измерения человека. Так же, Д.А. Беляев подчеркивает возможности нового вида: неограниченность его поступков, решительность, анонимность, обратимость любых действий и событий через функцию «перезагрузка» или «удалить». Он считает, что Homo Virtualis способен «перезагрузить» любое игровое событие и «переиграть» его, либо «перепрожить» это в виртуальном мире. Даже смерть является неприятным, но вполне исправимым эпизодом жизни сверх - человека. Таким образом, пользователи Сети Интернет не видят грани между виртуальной жизнью и реальностью[2].

А.А. Бочарев, К.Д. Хломов в своей статье «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий» дают определение понятию кибербуллинг. Кибербуллинг - это одно из направлений запугивания людей, которое сопровождается агрессивными действиями, на протяжении определенного периода времени и осуществляется группой или кибербуллером лично с использованием Интернет ресурсов. Данная тема в психологии, по мнению автора, глубоко не изучена, но возрастные рамки определены. Кибербуллером может быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Обладающая такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы. Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории, которая поддается к принуждению и клевете; кроме того, жертва преследования доступна через Сеть Интернет круглосуточно. В реальной жизни, преследования требуют не только временных, но и финансовых затрат, что может доставить дискомфорт кибербуллеру. В свою очередь, виртуальная реальность даёт неограниченную возможность в преследовании жертвы, в комфортной ему среде.

А.А. Бочарев и К.Д.Хломов считают, что ресурсами для кибербуллера являются социальные сети, электронные почты, веб-страницы, MMS- и SMS сообщения, онлайн игры и другие информационно-технологические коммуникации.

Учеными в статье выделены два вида кибербуллинга - прямой и косвеный. Прямой кибербуллинг — это личные угрозы в сторону жертвы, без чьей- либо помощи, через письма или сообщения. При косвенном в процесс запугивания жертвы привлекаются другие люди разных возрастных категорий , не всегда с их согласия.

Также исследователи указывают, что кибербуллер может взломать аккаунт жертвы и, замаскировавшись под владельца страницы, делать рассылку личной информации, фотографий разрушая при этом коммуникативное поле жертвы и порождая сомнение в его моральных качествах.

Ученые также обращают внимание на то, что существует четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию:

  • 1)    «ангел мести» (ребенок ощущает чувство правоты, часто мстит за то, что сам оказался жертвой);

  • 2)    «жаждущий власти» (кибербуллер хочет контроля, власти и авторитета, при этом может быть меньше и слабее сверстников, более уязвимым)

  • 3)    «противная девчонка» (данный тип присущ как девочкам, так и мальчикам; занимается кибербуллингом ради развлечения, целью является запугивание и унижение других);

  • 4)    «неумышленные преследователи» (включаются в кибербуллинг в ответ на поступившуюся угрозу, в которую их вовлекают как свидетелем, так и соучастником).

На сегодняшний день исследователи считают, что жертвами кибербуллинга, в основном, становятся морально неустойчивые люди, часто отличающиеся по внешнему виду, по состоянию здоровья, а так же по поведению от других людей[3].

Основное изложение материала. Декларируя виртуальную личность как целостный образ, отметим основные компоненты ее структуры, обеспечивающую уникальную идентификацию. Анализ доступного контента страниц пользователей в социальных сетях позволил определить несколько основных свойств виртуальной личности, а именно: ценностную ориентацию, эмоциональную направленность и поведенческие особенности.

Ценностная ориентация человека представляет собой важную характеристику личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, характеризуют его положительные и отрицательные качества.

Эмоциональная направленность - это личностные предпочтения в том или ином виде эмоций, то есть склонность к определенному типу переживаний.

Поведенческие особенности, это способность разнообразно реагировать на различные ситуации.

Рис. 1. Трехкомпонентная структура виртуальной личности

Эмпирическую базу пилотного исследования составили 40 человек. Верхняя и нижняя возрастные границы не устанавливались. Респонденты привлекались благодаря рассылке приглашений к участию в научном исследовании и были выбраны методом случайных чисел.

В ходе эмпирической части исследования использовались варианты сбора информации, такие как индивидуальное интервьюирование, онлайн заполнение анкеты-опросника «Виртуальная личность кибербуллера».

В результате контент-анализа ответов, данных респондентами, было выделено три основных компонента, составляющие структуру виртуальной личности кибербуллера: асоциальность, коммуникативная эмоциональность, агрессивность. Данные исследования, представлены на рис.2.

рис.2. Выраженность компонентов виртуальной личности кибербуллера.

Асоциальность - свойство ценностного компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается, как устойчивое стремление не соблюдать правила и нормы, принятые в каждом конкретном виртуальном сообществе и готовности к действиям, которые могут спровоцировать в нем конфликтную ситуацию. Данное свойство было отмечено 88% респондентов.

Коммуникативная эмоциональность - свойство эмоционального компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается необходимостью демонстрации негативных эмоций в общении. Данное свойство было отмечено 90% респондентов.

Агрессивность - это свойство поведенческого компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается в мотивированном деструктивном поведении, противоречащем нормам поведения в Сети Интернет, а также наносящее вред объектам нападения. Данное свойство было отмечено 95% респондентов.

Выводы. В эпоху развития ИКТ, человечество активно погружается в интернет пространство. Интернет форумы, социальные сети и сайты, в данный промежуток времени являются постоянными местами пребывания интернет пользователей. Большинство пользователей Интернет пространства, являются подростки, дети малого, среднего школьного возраста, которые находятся на стадии формирования личности.

Виртуальная личность формируется в процессе виртуальной коммуникации, в ходе которой проявляются особенности виртуальной личности, происходит ее самореализация и самовыражение в интернет социуме, при этом может наблюдаться существенное ее отличие от реального прототипа.

Одновременно с этим возникает риск формирования виртуального образа с девиантными установками, функционирование которого в виртуальном пространстве будет нести деструктивный характер, как для него самого, так и для других окружающих его виртуальных личностей. Жертвами и организаторами интернет-троллинга, кибербуллинга, интернет -мошенничества и сексуального насилия в интернет-пространстве становится все большее количество детей и подростков, часть их которых в реальной жизни, по мнению педагогов и родителей, не склонны к девиантному поведению.

Одним из таких видов являются кибербуллеры. Кибербуллером может быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Обладающая такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы.

На сегодняшний день исследователи считают, что жертвами кибербуллинга, в основном, становятся морально неустойчивые люди, часто отличающиеся по внешнему виду, по состоянию здоровья, а так же по поведению от других людей.

Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории, которая поддается к принуждению и клевете; кроме того, жертва преследования доступна через Сеть Интернет круглосуточно.

Появление такого явления, как кибербуллинг, связано не только с возрастными категориями, но и с наличием специальных социальноинформационных условий, создающих благоприятные условия для его распространения. Целью кибербуллинга является запугивание, шантаж и угрозы преследуемой жертвы.

В ходе исследования были выявлены основные свойства личности кибербуллера: асоциальность, коммуникативная эмоциональность и агрессивность. Стратегии поведения кибербуллеров в интернет-сообществах несут исключительно негативный характер, так как их действия могут нести деструктивный характер для других виртуальных личностей.

Список литературы Виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен

  • Решенин, С.А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ [Текст] //С.А. Решенин//Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2 (54). - С.243-248
  • Беляев, Д.А. Виртуальное Net-бытие пост (сверх) человека[Текст] //Д.А.Беляев// Вестник Волгоградсого государсвтенного университета. - 2012.- №3 (18). - С. 15-21
  • Бочавер, А.А., Хломов,К.Д. Кибербуллинг: Травля в пространстве современных технологий[Текст] //А.А. Бочавер, К.Д. Хломов// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014.-№3. - С. 178-191
Статья научная