Виртуальное пространство - хаотический полилог или насыщенный диалог?

Автор: Лойко Ольга Тимофеевна, Корнеева Анастасия Юрьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Коммуникации и общество

Статья в выпуске: 11, 2015 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - на основе современных исследований и анализа данных, полученных в результате проведенного пилотного исследования, выявить значимость и результативность воздействия современного интернет-пространства на формирование идентичности современного студента. В работе используются данные, полученные в результате пилотного опроса студентов ТПУ и Международной летней научно-образовательной школы UniverCiTerra, которая была организована и проведена на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета (июль-август 2015 г.)

Интернет-пространство, виртуальная реальность, идентичность, информационное общество, студенты

Короткий адрес: https://sciup.org/170167759

IDR: 170167759

Текст научной статьи Виртуальное пространство - хаотический полилог или насыщенный диалог?

К лассик современной американской литературы Торнтон Уайлдер в романе «Теофил Норт» пишет, что человеку для его комфортного проживания необходимы три группы общения: первая – это люди младше его на поколение, вторая – его ровесники и третья – люди, которые относятся к старшему поколению. В настоящее время общение все чаще реализуется в виртуальном пространстве современного Интернета. Именно там происходит интенсивная коммуникация, разнонаправленная по своему характеру и предельно многоплановая. Именно на просторах виртуальной реальности происходит значительная часть жизни современного человека. Виртуальная реальность стала реальностью онтологической со всеми характеристиками, присущими бытию общества Постмодерна. Возникает вопрос: что ищет и находит ли то, что искал, современный человек в этой новой виртуальной реальности.

Развивается тенденция «виртуализации» общества, т.е. перехода основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. В.Л. Силаева пишет по этому поводу следующее: «…коммуникативная активность людей массово переносится в виртуальную среду сети Интернет, что приводит к появлению множества “виртуальных миров”, субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности» [Силаева 2008: 3].

Антропологический поворот, сопутствующий становлению постмодернистских реалий, по сути, остался прежним. Человек ищет себя, стремится понять, кто он, какова цель его жизни. Причем чем он моложе, тем острее стоит этот вопрос.

Современная молодежь постоянно находится в поиске собственной идентичности. Если этот процесс протекает стандартно, личность молодого человека обретает устойчивость, способность трезво оценивать свое место в мире, благополучно выстраивать карьеру и личную жизнь. Если такового не происходит, возникают проблемы с самореализацией, и процесс поиска идентичности затягивается на более продолжительное время.

Соответственно, возникает проблема исследования динамики идентичности молодежи под влиянием социальных, культурных, мобильных трендов.

Термин «идентичность» вошел в науку благодаря работам З. Фрейда, который писал о перцептивной идентичности [Фрейд 1991: 147]. К. Ясперс определяет идентичность как один из четырех формальных признаков сознания «Я», что означает: я остаюсь тем, кем был всегда [Ясперс 1997: 93]. Наиболее полно про- блема идентичности раскрыта в исследованиях Э. Эриксона, который определяет идентичность как чувство непрерывной самотождественности, которое базируется на принятии личностью целостного образа своего «Я» [Эриксон 1996: 63].

Опираясь на данные работы, мы будем использовать понятие «идентичность» как результат самотождественности с различными социальными группами, которая формируется под влиянием многих факторов, способна изменять форму свой презентации, оставаясь самотождественной себе на протяжении жизни человека.

Термин «виртуальная реальность» начал активно использоваться с 1987 г. и занял одно из ведущих положений в исследовании представленности личности в интернет-пространстве.

В данной работе под виртуальным пространством понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации.

Переход к информационному обществу явился для человека некоторым разрывом между двумя мирами: социальным и виртуальным. Мир реального социального бытия объективен, обжит, упорядочен, пространственно определен. Мир виртуальный – безграничен и нуждается в постоянном освоении-присвоении.

Исследовательские стратегии освоения виртуального пространства могут выступать двояко: через перенос в виртуальное пространство содержания мира социального (на этом строятся многочисленные справочно-информационные ресурсы современного Интернета) и посредством осмысления себя, своей идентичности в виртуальном пространстве через виртуальную реконструкцию личностной, национальной, социокультурной идентичности [Изотова 2010: 2].

Как известно, исследование различных социальных феноменов, а идентичность относится именно к этой категории, будет более продуктивным при соблюдении следующих методологических принципов: анализ явления должен проводиться от частного (конкретного) к общему; результаты опросов должны отражать современное представление о своей идентичности референтной группы молодежи.

Авторский коллектив Института социальных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета в рамках исследовательского гранта «Социальная память в интернет-пространстве как ресурс формирования коллективной идентичности» (№ 15-13-70001) провел пилотное исследование с целью выяснить, насколько студенты (бакалавриат, специалитет, магистратура) используют современное интернет-пространство для установления новых и поддержания существующих связей, формирующих идентичность; каким образом они идентифицируют себя с историческим и современным развитием своей страны и насколько они готовы устанавливать активные контакты в интернет-сообществах.

В опросе приняли участие студенты ТПУ и студенты Международной летней научно-образовательной школы UniverCiTerra , которая была организована и проведена на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета (июль – август 2015 г.)

На основании результатов опроса были сделаны выводы относительно динамики представлений студентов (российских и иностранных), характеризующих определенные особенности идентичности в интернет-пространстве, например такие, как виртуальная, социальная и национальная идентичность опрашиваемых. Исследовательский блок определения виртуальной идентичности респондентов включал в себя вопросы относительно мотивации студентов на участие в различных интернет-сообществах, обсуждения тем национализма и знания человеком истории своего государства. Респонденты указали, что главными мотивационными факторами их участия в интернет-сообществах являются получение информации (54% опрошенных), развлечение (33%) и обмен данными (21%). Большинство студентов также высказали мнение о необходимости знания истории своего народа и государства (72% опрошенных) и отметили, что не заинтересованы в обсуждении тем национализма в интернет-пространстве (75%).

Исследование социальной идентичности респондентов опиралось на вопросы, затрагивающие темы наиболее важных для студентов понятий, личностных характеристик, а также ощущение ими чувства гордости за свою страну. Многие студенты выделили семью, свободу и мирное существование как важнейшие для себя понятия (89, 42 и 39% опрошенных соответственно). Кроме того, иностранными студентами также была отмечена немаловажность таких явлений, как толерантность (18% опрошенных) и безопасность (18%). На вопрос относительно основных качеств, характеризующих человека, респонденты единогласно выдвинули на передний план доброту (54% опрошенных). Иностранные студенты добавили к важнейшим характеристикам оптимизм (21% опрошенных) и уверенность в себе (18%), российские – стойкость (21%), щедрость (15%), смелость и сплоченность (по 12%). Большинство участников опроса отметили, что гордятся достижениями своих стран, особенно в области культуры и искусства (72% опрошенных), а также науки и техники (39%). Помимо этого, иностранные студенты испытывают гордость относительно демократических свобод своих стран (21% опрошенных). Российские респонденты считают победу над фашизмом и развитие космонавтики весомыми поводами для гордости за свою страну (36 и 21% соответственно).

Определение национальной идентичности участников опроса базировалось на изучении их отношения к представителям различных национальностей и ценностям других культур. По мнению большинства студентов, в условиях современного глобального мира «слияния культур» ценности мировой культуры могут прижиться в их странах (69% опрошенных), однако при этом респонденты отмечают, что ценности самобытной культуры однозначно должны быть сохранены наряду с заимствованными элементами (81%). Многие студенты также отметили, что испытывают интерес и уважение к представителям других рас, культур и национальностей (45 и 33% опрошенных соответственно), и, кроме того, все участники опроса единогласно сошлись во мнении, что национальная принадлежность не играет для них значимой роли при общении с людьми (100% опрошенных).

Несмотря на то что в большинстве случаев опрошенные студенты сходились во мнении относительно тех или иных вопросов, отличия в их ответах все же присутствовали. Так, например, наибольший резонанс вызвал вопрос об отношении участников опроса к представителям других национальностей. Иностранными студентами были выбраны такие варианты ответов, как уважение (61% опрашиваемых иностранных респондентов) и интерес (44%). Российские студенты, в свою очередь, отметили не только интерес (60% опрошенных российских респондентов), но и безразличие (20%).

Стоит отметить, что последний вариант ответа не был указан ни одним из иностранцев, что в целом говорит о более позитивном отношении иностранных студентов к представителям других национальностей. Отчасти причиной этому может служить образ жизни и культура стран проживания зарубежных студентов. Они открыты, общительны, толерантны и привычны к представителям других национальностей, рас и культур, поскольку им, в отличие от россиян, постоянно представляются возможности взаимодействия с иностранцами в силу ряда факторов: географически выгодного положения, свободы перемещения, проживания в больших городах и пр.

Другой вопрос, затронувший межкультурные различия, касался социальных сетей, пользующихся популярностью у опрашиваемых респондентов. Несмотря на то что социальная сеть Google была выбрана иностранными и российскими студентами в качестве часто используемых интернет-сервисов (50 и 46% опрошенных соответственно), первенство разделили между собой различные социальные сети. Так, у иностранцев наибольшей популярностью пользуется соцсеть Facebook (88% опрошенных), а у российских студентов – VKontakte (100%).

Подобное распределение вполне объяснимо – несмотря на то что указанные социальные сети имеют сходство, присущее большинству соцсетей (возможность поиска друзей и знакомых, общение с людьми, добавление фото, взаимодействие в различных интернет-группах и многое другое), в них также присутствуют отличительные характеристики, основная из которых – возможность для российских респондентов бесплатно слушать музыку и смотреть фильмы в режиме онлайн. Иностранцы лишены подобной возможности из-за политики правообладателей предоставляемого контента и, как правило, должны платить за желаемый аудио- и видео- материал определенную сумму: дистанционно (например, покупая новый продукт в интернет-магазине) или локально (покупая CD или DVD диск в обычном супермаркете).

Немаловажным оказался вопрос относительно того, чем, по мнению опрашиваемых респондентов, могут гордиться их страны. Иностранные студенты отметили как повод для гордости культуру и искусство своих стран (77% опрошенных), а также демократические свободы (38%). Стоит заметить, что последний вариант ответа не был выбран ни одним из российских участников опроса, что говорит о недостаточной степени комфорта проживания в стране, и, несмотря на то что на данном этапе в России установлен демократический режим, стране есть над чем работать и куда развиваться, чтобы завоевать доверие к власти со стороны населения.

Несмотря на отсутствие демократических свобод, российские студенты, так же как и иностранные, отметили, что страна может гордиться своей культурой и искусством (77% опрошенных) и, кроме того, победой над фашизмом (80%) и развитием космонавтики (46%). Подобные варианты ответов подчеркивают важность проведения мероприятий, связанных с сохранением социальной памяти, передающейся из поколения в поколение, ведь подобные мероприятия помогают пронести воспоминания через годы и служат для последующих поколений поводом для гордости.

Анализ ответов иностранных и российских студентов в возрасте от 19 до 28 лет показал, что идентичность респондентов находит свое отражение во многих сферах их жизни – в виртуальном пространстве, формируя виртуальную идентичность личности, при которой индивид ощущает себя частью определенного сообщества (или социальной сети); в социуме, где человек осознает свою принадлежность к тем или иным социальным группам, тем самым создавая социальную идентичность; и, наконец, на уровне национальной идентичности, при формировании которой личность ощущает принадлежность к своей нации, стране и культуре. Таким образом, взаимодействие различных индивидов, обладающих сформированными характеристиками идентичности, представляет собой полилог (межнациональный и межкультурный), участники которого готовы не только рассуждать о преимуществах своей культуры и открыто доказывать свою точку зрения, но и с интересом выслушать информацию, исходящую от других участников процесса, проявить уважение, толерантность и способны принять особенности различных культур.

Ничто так не сближает, как общие воспоминания о совместно пережитом событии. Отметим такую закономерность: чем моложе участник события, тем более значимым оно представляется и, соответственно, запоминается. В эпоху глобального Интернета именно благодаря таким событиям в Интернете появляются новые группы.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Школа закончилась, а в Интернете появилась новая группа с аналогичным названием. Реальное общение имеет место и собственную временную протяженность. Общение в Интернете не имеет подобных ограничений и позволяет контактировать с практически бесконечным числом адресатов. Как показало проведенное исследование, ответы студентов из России, дальнего и ближнего зарубежья показали, что молодежь наиболее интенсивно общается именно в Интернете, что эта категория населения наиболее мобильна, принимает и понимает ценности другой культуры, но одновременно готова отстаивать собственный ценностно-смысловой мир отечественной культуры. Исследование проводилось летом 2015 г. Наступившая осень показала, что отстаивание своей идентичности тесно переплелось с интенсивными глобальными перемещениями народов. Конфликт Севера и Юга обострился. Коммуникации онтологизировались в туннеле под Ламаншем, на вокзале Будапешта, в виртуальном пространстве. Исследовательская парадигма перешла в реальную, задавая тон и направление следующей ступени аналитики.

Статья подготовлена при поддержке исследовательского гранта Российского гуманитарного научного фонда «Социальная память в интернет-пространстве как ресурс формирования коллективной идентичности» № 15-13-70001.

Список литературы Виртуальное пространство - хаотический полилог или насыщенный диалог?

  • Изотова Е.И. 2010. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора. -Научно-методический журнал «Мир психологии». № 3. Доступ: http://www.twirpx.com/file/335566 (проверено 12.09.2015)
  • Силаева В.Л. 2008. Интернет как социальный феномен -Социс: сетевой журнал. Доступ: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-11/Silaeva_14.pdf (проверено 12.09.2015)
  • Фрейд З. 1991. Введение в психоанализ. М.: Наука. 455 с
  • Эриксон Э. 1996. Идентичность. Юность и кризис. М.: ИГ «Прогресс». 344 с
  • Ясперс К. 1997. Общая психопатология. М.: Практика. 812 с
Статья научная