Византийские монеты XI века в Китае
Автор: Шульга Д.П., Шульга П.И.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.
Бесплатный доступ
В конце XIX в. западные исследователи впервые обнаружили в Китае имитации золотых монет Восточной Римской империи. С тех пор византийские золотые монеты как вещественное свидетельство связей между Китаем и средиземноморским миром нередко привлекали внимание научного сообщества. Благодаря всестороннему и систематическому развитию археологической науки после 1949 г., во многих северных и западных регионах Китайской Народной Республики были обнаружены византийские золотые монеты или их имитации. Это еще раз подтверждает экономический и культурный обмен между Поднебесной и Восточной Римской империей. Особое внимание привлекают 6 золотых средневизантийских монет. Дело в том, что солиды, обнаруженные на территории Китайской Народной Республики, в основном укладываются в хронологические рамки V-VII вв. н.э. На археологических памятниках в Китае нет находок монет, датируемых среднеи поздневизантийским временем. В настоящей статье мы разберем три монеты XI в. из коллекции Китайского музея нумизматики. При этом важно оговориться, что артефакты могли как быть обнаружены на территории Китайской Народной Республики, так и быть привезенными в Новейшее время из-за рубежа. В контексте упоминаемых в нарративных источниках послов из «страны Фулинь» (предположительно, от императора Михаила Дуки) ко двору правителей Сун, можно предположить, что описываемая здесь монета этого императора происходит с территории Китая.
Шелковый путь, синьцзян, восточная римская империя, музейные коллекции, нумизматика, северный китай, центральная азия, поздняя античность, раннее средневековье
Короткий адрес: https://sciup.org/145146638
IDR: 145146638 | DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0965-0968
Текст научной статьи Византийские монеты XI века в Китае
В предыдущих работах мы упоминали о двадцати трех византийских монетах, которые Китайский нумизматический музей последовательно приобретал в последние годы у банков и частных лиц. Особого внимания заслуживают шесть солидов средневизантийского периода*. Среди таковых две золотые монеты Константа II (641–668), а также по одному экземпляру эпох правления Феофила (829–842), Романа III Аргира (1028–1034), Константина IX Мономаха (1042–1055) и Михаила VII Дуки (1071–1078).
Соответственно, данные солиды выпускались в VII, IX и XI вв. По форме и стилю эти золотые монеты сильно различаются как между собой, так и в сравнении с ранневизантийскими экземплярами. Это не в последнюю очередь связано с тем, что в IV–VII вв. Восточная Римская империя** пережила трансформацию общества, политических институтов и культуры. В прошлое уходили романская титулату-ра*** и латынь, укреплялся официальный статус греческого языка, шло постепенное формирование специфического облика восточно-средиземноморской православной церкви.
Восточная Римская империя являлась одним их крупнейших центров экономики раннего Средневековья. Следовательно, такая важная часть хозяйственной жизни как валюта выполняла несколько функций. Помимо создания имперских резервов, сбора налогов, выплаты жалования чиновникам, обеспечения внешнеполитических актов и торговли, золотые солиды несли образ Византии далеко за пределы Малой Азии и Балкан. В период активизации Великого Шелкового пути эпох Наньбэйчао, Суй и Тан ромейские монеты массово проникают в Поднебесную, где служат средством сохранения капитала и украшением4* [Чэнь Вэй, 2012]. К середине VII в., ввиду активных действий арабов, трансазиатская торговля по степенно меняет свой характер (в т.ч. из-за того, что Византия теряет свои восточные средиземноморские области) [Линь Ин, 2004]. Однако попадание в Китай монет Константа II не выглядит особенно удивительным. В эпоху правления этого василевса война с арабами шла с переменным успехом. На время ромеям уда валось отбивать важ ные города, напр., Александрию
-
*Примечательно, что в археологических памятниках находились лишь ранневизантийские экземпляры [Гэ Чэнъ-юн, 2015].
-
**В настоящей статье наименования «Византия», «Восточная Римская империя», «Ромейская держава» используются как синонимы. Также синонимами выступают слова «номисма» и «солид».
-
***Нередко восходившая еще ко временам Римской республики и принципата.
-
4*Наличие отверстий для пришивания на целом ряде находок показывает, что солиды выполняли данную функцию [Ло Фэн, 2005]. При этом можно предполагать, что подчас на первый план выходила христианская символика на монетах. Тем более, что Танский Китай был хорошо знаком с несторианским вариантом данной религии.
в Египте. Государь Феофил, правивший в IX в., хотя и не смог вернуть Сирию (несмотря на достаточно яркие победы), поддерживал хорошие отношения с Хазарским каганатом*. Очевидно, что по «северной ветке» Шелкового пути монеты с изображением Феофила могли достичь территорий, ныне входящих в состав Китая или Монголии**.
Куда удивительнее находки XI в. Две монеты принадлежат ко времени правления поздних представителей Македонской династии***, Романа III Аргира (см. рисунок, А ) и Константина IX Мономаха (см. рисунок , Б). Примечательно, что оба императора были не представителями рода Василия Македонянина, а являлись мужьями принцесс крови. Представленный в музее солид Романа имеет диаметр 25 мм и массу 4,38 г. Солид Мономаха – диаметр 27,5 мм и массу 4,30 г. Третья монета XI в. имеет диаметр 29 мм и массу 4,22 г, относится она к правлению Михаила VII Дуки Парапинака4* (см. рисунок , В ) [Го Юньянь, 2015].
Три рассматриваемых нами солида значительно отличаются по форме от более ранних экземпляров золотых монет. К IX в. солиды, в сравнении с ранневизантийским периодом, становятся больше в диаметре и тоньше. Это связано с реформой денежной системы в Византийской империи во второй половине X в., появлением двух новых золотых монетных единиц – гистаменона и тетартерона5*. Из рассматриваемых нами экземпляров номисма Романа III принадлежала к «гистаменонам». Другие две золотые монеты
Ромейские солиды XI в. в Китае (по: [Го Юньянь, 2015]).
А – золотая монета Романа III Аргира; Б – золотая монета Константина IX Мономаха; В – золотая монета и Михаила VII Дуки.
имели весьма специфическую вогнутую форму*. Скифаты появилась в 1045 г. нашей эры, в эпоху правления Константина IX Мономаха, однако широко вошли в употребление уже при Комнинах, напр., при Исааке I (1057–1059 гг.). На всех трех монетах четко просматривается изображение Христа. При этом весь массив ранневизантийской нумизматики (и оригиналы, и качественные копии, и брактеаты) лишен изображений Спасителя** [Ма Цзяньцзюнь, 2016].
На аверсе золотой монеты Романа III представлено полнофигурное изображение сидящего Спасителя . Спинка у трона прямоугольная, по бокам виден орнамент, изображающий жемчуг или бисер. Фигура одета в хитон, ноги выступают из-под одеяния, правая рука поднята для благословения, в левой же просматривается книга***. На реверсе представлена фигура императора в парадном одеянии, имеется головной убор с крестом наверху и свисающими по сторонам украшениями. Правая рука василевса прижата к груди, в левой изображен символ вла

сти – держава (шар с крестом). Рядом – фигура Девы Марии с нимбом, левая рука касается груди, а правая рука поднята высоко над головой императора для благословения при коронации.
На золотой монете Константина IX мы видим бюст Христа с окладистой бородой и нимбом с вписанным крестом. Иисус одет в ниспадающие хитон и мантию. Правая рука поднята для благословения, а левая рука прижимает Евангелие к груди4*. Декор на обложке евангелия невозможно четко интерпретировать, т.к. нижняя часть золотой монеты стерта. На реверсе – бюст императора с отображением усов и бороды, на голове василевса головной убор с крестом наверху и свисающими по сторонам украшениями.
На аверсе золотой монеты Михаила VII изображен бюст Христа с длинной бородой и нимбом с вписанным крестом. Правая рука поднята для благословения (видна лишь ладонь), а левая рука прижимает Евангелие к груди. Лик окаймляет круг из «жемчужного орнамента». На реверсе – бюст императора в парадном одеянии. Головной убор басилев-са – с крестом сверху и свисающими по сторонам украшениями. В правой руке государя изображен скипетр, украшенный наверху подобием знамени, а в левой – держава. Реверс окаймлен аналогично аверсу [Го Юньянь, 2015].
Остается вопрос, как три номисмы XI в. попали в Китай. Есть основания полагать, что в 1081 г. послы Восточной Римской империи оказались при дворе Шэнь-цзуна, а в 1091 г. было отправлены ответные посольства (судя по тексту «Истории Сун», 宋史, завершенной к 1345 г.). Существование подобных контактов, пусть и спорадических, могло бы объяснить, как солид Михаила Дуки достиг Поднебесной. Более ранние монеты Аргира и Мономаха, теоретически, могли попасть тогда же, либо раньше (учитывая византийское продвижение на восток и контроль над Антиохией в период правления Македонской династии)*.
Список литературы Византийские монеты XI века в Китае
- Го Юньянь. Цзай лунь Чжунго фасянь дэ лю мэй байч-жаньтин чжунйи цзиньби (Дальнейшее обсуждение шести средневизантийских золотых монет, обнаруженных в Китае) // Чжунго цяньби (Китайская нумизматика). - 2015. -№ 1. - С. 53-59 (на кит. яз.).
- Гэ Чэнъюн. Цун чуту хань чжи тан вэнь у кань оу я вэньхуа цзяолю и хэнь (Культурные связи Европы и Азии по данным памятников наследия от Хань до Тан) // Гугун боуюанькань (Бюллетень музея Гугун). - 2015. - № 3. -С. 111-125 (на кит. яз.).
- Линь Ин. Цзюсинху юй Чжунъюнань дицюй чуту дэ фанчжи байчжаньтин цзиньби (Варвары и имитации византийских золотых монет, обнаруженных на Центральной равнине) // Оуя сюэкань (Евразийский академический журн.). - 2004. - Вып. 4. - С. 119-129 (на кит. яз.).
- Ло Фэн. Гуаньюй сиань со чу дун лома цзиньби фан чжи пинь дэ таолунь (Обсуждение имитаций восточноримских золотых монет, произведенных в Сиане) // Чжунго цяньби (Китайская нумизматика). - 1993. - № 4. - С. 17-19 (на кит. яз.).
- Ло Фэн. Бэйчжоу Ши Цзюнь мучуту дэ байчжаньтин цзиньби фанчжи пиньси (Анализ имитаций византийских золотых монет, обнаруженных в гробнице Ши Цзюня эпохи Северная Чжоу) // Вэньу (Культурное наследие). - 2005. -№ 3. - С. 57-65 (на кит. яз.).
- Ма Цзяньцзюнь. Нинся цзиннэй каогу фасянь дэ сычоу чжилу гуго цзинь инь би цзянькао (Краткое изучение древних золотых и серебряных монет Шелкового пути, найденных в Нинся) // Чжунго цяньби (Китайская нумизматика). 2016. - № 6. - С. 31-35 (на кит. яз.).
- Чэнь Вэй. Нинся Гуюань Цзюлуншань суй му фацзюэ цзяньбао (Краткий отчет о раскопках суйской гробницы в Цзюлуншане, Гуюань, Нинся) // Вэньу (Культурное наследие). - 2012. - № 10. - С. 58-65 (на кит. яз.).