Visualization of arts and sports performances in the social and cultural space of the urban environment: pedagogical aspect
Автор: Plotnikov A.V., Plotnikova G.G., Podolskaya I.N.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Из портфеля редакции
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
Social and cultural changes, caused by the processes of urbanization of the urban environment, influence on the content and form of social and entertainment projects, which are the subject of professional activity of a bachelor of social and cultural sphere. To determine the features of the impact of social and cultural space of urban environment on a conception of arts and sports performances and their implementation by bachelors of social and cultural sphere in the process of studying at the university, general theoretical research methods have been used: collection and analysis of information about modern social and cultural entertainment projects; content analysis, classification, comparison and generalization, and empirical methods: projection of the director's ideas of social and cultural performances, observation, conversation, as well as special ones: artistic method of theatricalization, creative method of editing. Sports holidays and events are a complicated systemic activity, which is a complex of various sports and cultural processes, makes the leisure of athletes and participants of sports events meaningful and purposeful, expands the sphere of communication of both sports professionals and sports amateurs as a performance. Such features as historical layering, the dynamism of the development and functioning of urban residents in the social and cultural space, interaction of various social groups and subcultures become decisive for the creation of ideas for artistic and sports performances. The main means of visualization and broadcasting of images are social networks, television, cinema, photography, advertising. With their help, various forms of artistic and sports entertainment projects are created and promoted in the urban environment, conditioned by the functions (spectacular, social and psychological, ideological, cultural and educational, etc.) and the needs of the urban environment (self-identification and public recognition, self-development and the manifestation of creativity, participation in a socially important matters, the development of individual abilities, etc.). Modern technologies in the implementation of art and sports projects are: 1) multifunctionality and internationality of the director's production team, 2) visualization requirements for electronic media (television and the Internet), 3) modern technology dynamic projection scenography and artistic background, 4) increase of the semantic role of the hero in drama of the composition of the concept through visual (projection) technologies.
Visualization, urbanization and culture, arts and sports performances, preparation of a bachelor of social and cultural sphere, festive culture
Короткий адрес: https://sciup.org/142225881
IDR: 142225881
Текст научной статьи Visualization of arts and sports performances in the social and cultural space of the urban environment: pedagogical aspect
Актуальность. Последовательное усиление урбанизации городской среды большинства муниципальных образований в условиях глобализации вносит серьезные трансформации в цивилизационный процесс развития России. Динамика социокультурных изменений выявляется, прежде всего, в организации проектов социально-экономической, политической и культурной областей жизнедеятельности «городского социума», так как город воплощает в себе достижения человека во всех сферах его деятельности. Исследования, выполненные И.М. Гревсом, определили существенную роль культурного пространства города не только как сильного и выразительного носителя культуротворческого труда человечества, критерия его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф [14]. Действительно, каждая историческая эпоха порождает тип города, соответствующий современным требованиям к организации деятельности и взаимоотношений в социуме. Такой тип структурного образования основывается на характеристиках, выражающих специфический социально-культурный дух или ментальность городского сообщества своего времени.
Современный урбанизм индустриальной эпохи цифровой и визуальной ситуации становится важным фактором интенсивного развития городов в направлении различных социальных практик, к которым мы относим художественно-спортивные представления и праздники [9, 18, 19]. Глобальные художественные проекты имеют возможность эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия на зрителя средствами синтеза искусств. Классическая и современная музыка, образцы мировой эстрадной и джазовой музыки, документальная хроника и художественный кинематограф, компьютерная графика и анимация не только усиливают эмоциональный и эстетический эффект, производимый на зрителя, но и транслируют образцы поведения в определенном социально-культурном контексте. Общественно-политические и культурные резонансы проектов, по мнению И.Э. Горюновой, подтверждаются списком Приветствий Глав Государств и Правительств, известных политических деятелей и мэров городов – участников проекта [3]. Иными словами, сегодня уже не отдельные города, а урбанизированное пространство как совместная деятельность по интеграции особенностей культур- но-исторической определенности общества через социально-информационное разнообразие становится генератором вызревания новых общественных целей, социальных стандартов и стиля жизни.
Закономерно, что существующая сегодня система подготовки бакалавра к деятельности в социальнокультурной сфере также находится в стадии формирования [13], так как является частью социально-экономических, политических и культурных процессов, определяющих вектор развития страны, региона, города. Цели, задачи, методы, технологии обучения бакалавра меняются в зависимости от потребностей общества, социального заказа и особенностей социально-культурного пространства городской среды, в рамках которой разворачиваются социальные зрелищные проекты. В этом случае, с одной стороны, важным опытом для вузов выступает проектно ориентированная политика, в которой «тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика – ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности» [12, с. 175]. С другой стороны, внешние факторы побуждают педагогическое сообщество к поиску эффективных способов профессиональной подготовки обучающихся, способных действовать в постоянно меняющихся условиях, заниматься разносторонней творческой деятельностью, осознавать смысл своей деятельности и жизни в целом.
Цель исследования – выявить особенности влияния социально-культурного пространства городской среды на замыслы художественно-спортивных зрелищ для их реализации бакалаврами социально-культурной сферы в процессе обучения в вузе. Для этого мы, во-первых, исследуем современные тенденции визуальных сдвигов в урбанизации, влияющие на практику спортивной и околоспортивной деятельности в городской среде, во-вторых, определим особенности феномена визуализации в социально-культурном пространстве городских праздников, и, наконец, выявим педагогические условия подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере под влиянием изменений социально-культурного пространства городской среды.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются принципы и методы режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда, Б.Н. Петрова, И.Г. Шароева, И.М. Туманова в организации художественно-спортивных представлений и праздников, а также осмысление творческого педагогического процесса в ходе реализации обучающимися режиссерско-постановочных проектов на базах практики. Общетеоретические: сбор и анализ информации о современных социально-культурных зрелищных проектах; контент-анализ, классификация, сравнение и обобщение для выявления современных тенденций визуализации и развития технологий в реализации художественноспортивных зрелищ. Эмпирические: проектирование режиссерских замыслов социально-культурных зрелищ, наблюдение, беседа, а также специальные: худо- жественный метод театрализации, творческий метод монтажа.
Результаты исследования и их обсуждение. Городская жизнь России уже в XXI веке основывается на принципиально ином типе труда, где наибольшая активность жителей городов связана с обширным применением электронных коммуникаций для взаимодействий в социуме. Использование в них принципов визуализации для создания представлений о промышленной, транспортной, торговой, управленческой и других видах областей жизнедеятельности человека становится конструктивным элементом для развития и спортивных практик. В состав важнейших функциональных и сущностных характеристик городской жизни входит использование визуализации как технологии создания образного представления об успешности и качественности социокультурного явления, в том числе спортивного или околоспортивного зрелища. Характерные для города отличительные особенности: исторической многослойности; динамичности развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве; многофункциональности использования в жизнедеятельности различных профессиональных практик становятся определяющими для создания замыслов проектов визуализации художественно-спортивных зрелищ. Организация в городе такого типа зрелищных программ, наряду с административными или организационно-экономическими задачами, выполняет также и смыслообразующую, гедонистическую, культурно-просветительскую, трансляционную, коммуникационную и другие функции. Сегодня методики визуализации становятся определяющими способами развития универсальных характеристик повседневной жизнедеятельности индивидов, фактором конструирования структур и функционирования социальных практик, формирования стилевой содержательности и имиджевых элементов образа жизни в эффективной городской среде, инструментом проявления идентичности в повседневном социальном взаимодействии различных социальных групп и субкультур. Сдвиги в сторону характеристик визуальных в ущерб содержательной вербальности определяются исследователями современного общества как методологический визуальный (иконический) поворот, определяющий социокультурную ситуацию приоритетности визуальных образов в пространстве медиареальности [8, 2, 16].
Массмедийные каналы создания пространства визуализации и трансляции визуальных образов, которыми сегодня становятся социальные сети Интернет, телевидение, кино, фотография, реклама, делаются и главными средствами визуализации в коммуникации. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде новые формы информации на качественно ином зрелищном уровне. Сегодня не просто усилился интерес к театру, опере, балету, художественным выставкам, музеям, как пространствам общения любителей искусства. Феномен визуализации как метод режиссерской деятельности напрямую связан с усилением активности взаимодействия зрителей и авторов-создателей художественных замыслов коммуникационных сообщений, с обязательным включением посетителей зрелищных проектов в роли участников тематических событий или перформанса. Например, мастер-классы по рисованию или соавторство в освоении какой-либо техники (рисование на воде), сотворчество и действия по креативному ремонту театральных площадок, посещение театрального закулисья, гримерных известных артистов или театральных цехов в тематический день открытых дверей. Пользуются популярностью примерка костюмов или приглашение на репетиции известных певцов, приглашение действующих спортсменов, бывших звезд спорта в просветительские проекты, посещение их квартир или семейных событий с последующей трансляцией этой информации в сетевых каналах Интернет и в эфире телепрограмм.
В многофункциональности визуализации социально-культурной деятельности создается и широкая база для социального разнообразия проектов деятельности городского социума. Это разнообразие направлений деятельности предоставляет обширный потенциал для просветительства и общения человека с миром визуальной массовой культуры, еще и потому, что городская среда сосредотачивает величайшие и постоянно пополняемые культурные ценности. Именно в городской среде развивается интеллектуальный потенциал зрелищных и выразительных способов организации и проведения свободного времени как пространство для расширения возможностей выбора профессии, мест учёбы и самообразования, что делает город духовной мастерской общества. Как специфическая система разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения к источникам разнообразной информации городская среда представляет собой особенную культурную ценность, сохраняется только будучи включенной в систему процессов социально-культурной деятельности. Как традиционный, так и художественно-спортивный городской праздник являются важной частью таких процессов организованной и самодеятельной активности и практики взаимодействия членов социума. Современное моделирование различных зрелищных форм визуализации наиболее активно развивается в условиях сотворчества участников взаимодействия городской среды, что дает основание специалистам понимать праздничную культуру города как совокупность преимущественно художественно-творческих форм визуальной деятельности, в практике которой реализуются социально-значимые установки и ценностные ориентации каждой личности. Более того, праздничные события становятся необходимым обстоятельством проявления активности социального существования и специфическим выражением содержательной сущности общества [1].
Свободное время зрителя, как участника городского сообщества, становится предметом организации и эстетического смыслового оформления замыслов в ре- жиссуре массовых художественно-спортивных зрелищ. Система непрерывной подготовки будущих организаторов художественно-спортивных проектов определяет приоритет в осознании реальных актуальных проблем общественной жизни и на их основе реализацию в замысле зрелищного события смыслообразующих и эстетически направленных форм творческой активности участников. Историческая инновация в принципах «условного театра» В.Э. Мейерхольда, породившая современный театр площадных зрелищ как особый вид массового зрелищного искусства, дает широкие возможности не только для организации социального взаимодействия, но и для сотворчества масс [6, 11]. Основные формы проведения праздников – митинги, манифестации, шествия и парады, представления и инсценировки используются при проведении и спортивных зрелищных событий. Спортивный праздник – это вид социокультурной деятельности людей, который предполагает множество выразительных типов спортивной практики и околоспортивных действий, наиболее значимыми из которых являются соревновательные принципы, правила, регламенты, церемонии, ритуалы, торжество, зрелище, обряд. В основе визуализации современных спортивных праздников лежит специфическая практика и культура вида спорта, культивирующаяся в городской среде. По нашему мнению, спортивные праздники удовлетворяют существенные функциональные потребности городской среды, представленные в таблице 1.
Эволюционное развитие к началу перестроечного и постперестроечного периодов дополнило специфику праздничной функциональности и в городской среде проявились миссионерская, деидеологическая, межкультурная коммуникации, информационная, прагматическая функции праздничной культуры. Современный постперестроечный этап развития праздничной культуры с его глобализацией, модернизацией и потребностями общества на выживание нации в условиях здорового образа жизни внес инновационные функции: здоровьекультивирующую, имиджево-стилевую, этносохраняюще-трансляционную, социально-реабилитационную и гедонистическую. Именно полифункциональность массового праздника в городской среде позволяет говорить о склонности его культурогенеза к развитию и эволюции зрелищно-культурных форм. Человечество в условиях нового времени постмодерна в истории открыло широкие перспективы для развития зрелищного направления в физической культуре и визуализации спортивных практик. Происхождение вида спорта, его истоки в потребностях физического совершенствования личности, а также развитие традиционных форм праздников в новых возможностях визуализации и технологиях проведения досуга современные исследователи связывают именно с городской культурой социума.
Спортивные праздники в процессе своего социокультурного развития приобретали обновленные формы, усложняли зрелищность видов спортивной практики, обостряли драматизм структуры построения событийного зрелища, выразительность его содержания. Большой вклад в развитие жанра массовых спортивно-художественных представлений внес Б.Н. Петров – лауреат Государственной премии СССР, Народный артист РСФСР, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры (1982-2003). Все крупные события спортивной режиссуры с 1956 по 1991гг. сделаны при непосредственном участии и руководстве Б.Н. Петрова. За этот период в практику проведения массовых спортивно-художественных представлений были введены такие приемы и выразительные средства, как «фонирующая группа», «художественный фон», «вставные номера спорта и искусства», а также спортивно-художественные зрелища, выстроенные в соответствии с идейно-тематической основой всего представления [17]. Сегодня спортив-
Функции и потребности городской среды
Таблица 1
№ |
Наименование потребностей |
Наименование функций |
1. |
Зрелищность и выразительность проявлений |
зрелищная |
2. |
Самоидентификация и общественное признание |
социально-психологическая |
3. |
Саморазвитие и проявление творчества |
культурно-просветительская |
4. |
Участие в общественно-важном деле |
идеологическая |
5. |
Развитие способностей личности |
воспитательная |
6. |
Поиск и получение информации |
информативно-коммуникативная |
7. |
Сотрудничество и сотворчество |
интегративная |
8. |
Общение и межкультурное взаимодействие |
интернациональная |
9. |
Игровая природа |
игровая |
10. |
Отдых и организация свободного времени |
рекреационно-компенсаторная |
11. |
Здоровый образ жизни |
физкультурно-массовая |
ные праздники и новая практика зрелищных выступлений эта сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Такая социально-культурная инновация, например, раскрывает внутренние возможности человека в транслируемых в телепроектах, популярных информационных блогах спортивных звезд или спортивных журналистов, подчеркивает высокий духовный и физический потенциал личности спортсмена как образец для подражания.
Проводя классификацию художественно-спортивных зрелищных проектов по масштабу, правомерно распределить их на две подгруппы: крупные формы – Олимпиады, универсиады, чемпионаты, массовые художественно-спортивные праздники и представления, спортивные парады и шествия, фестивали видов спорта; малые формы – соревнования по отдельным видам спорта, спортивные турниры и тематические спортивные зрелища. Важные критерии в такой классификации – количество спортсменов-участников и зрителей на трибунах или спортивных площадках, а также наличие визуальной культуры для трансляции спортивного события в СМИ или Интернет. Современные крупные формы художественно-спортивных зрелищных событий – это специфические спортивно-зрелищные проекты, которые выполняются на определенной сценической площадке организационными и творческими усилиями практиков от спорта или спортивных функционеров и режиссерской группой постановщиков событийного зрелища, которое реализуется по созданному драматургическому замыслу на основе общепринятых принципов сценического действия и специфики выразительности спортивной практики. В таком проекте замысла интегрируются лучшие традиции спортивности события и драматургическая основательность инсценировок. Идейно-художественной основой ре- жиссерского замысла масштабного художественноспортивного зрелища является монтажная связка или органический синтез фактов жизни или реальных элементов спортивной практики и фактов искусства отобранных из средств выразительности различных видов искусства: музыки, сценографии, хореографии, архитектуры, живописи и пр. Общепринятая практика организации массовых форм художественно-спортивных зрелищ закрепила в постановочной культуре режиссеров театрализованных представлений и праздников: массовые спортивно-гимнастические построения и шествия; спортивно-художественные выступления спортсменов отдельных видов спорта (например, велосипедистов, акробатов или футболистов); тематические выступления сводных спортивных команд – спортивный праздник на стадионе, спортивный праздник на воде, спортивный праздник в парке культуры и отдыха. Замысел такой постановки позволяет использовать не только исполнительское мастерство отдельных спортсменов или целых групп гимнастов или акробатов, но и собирать в единую композицию исполнение номеров из разнообразных жанров искусства – драмы, музыки, кино, хореографии, пантомимы, эстрады, цирка, изобразительного искусства. Монтажный принцип создания режиссерского замысла праздничного спортивного зрелища обеспечивает предпосылки для создания новой художественно-смысловой выразительности ярких массовых впечатляющих зрелищ. Усилиями современных телевизионных каналов визуализации свидетелями подобных грандиозных межконтинентальных зрелищ мог стать каждый россиянин и более 5 миллиардов мировых зрителей в ходе трансляции XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи (2014 г.). Динамика современных изменений позволяет нам выделить структурные тенденции дальнейшего развития замыслов зрелищ в жанре массовых художественно-спортивных представлений (рисунок 1).
Существенным спросом у населения пользуются спортивные праздники малых форм или проекты
Полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссеров
Требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / интернет)
Повышение смысловой значимости режиссерского замысла зрелища
Современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона
Повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии
Рисунок 1. Современные технологии в художественно-спортивных проектах
Таблица 2
Наименование |
Малые формы режиссуры спортивных праздников |
|||
содержание |
участники |
пространство |
оформление |
|
Показательные выступления (тематический спортивный концерт) |
Перечень показательных номеров видов спорта в определенном порядке |
Лучшие спортсмены видов спорта, исполнители и творческие коллективы |
Спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города |
Сценография по замыслу площадки |
Открытие соревновательных проектов (церемонии) |
Ритуальноспортивное действие с соблюдением протокола |
Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы, официальные лица |
Открытые / закрытые спортивные сооружения |
Специальные тематические элементы сценографии пространства по протоколу, костюмы, шары, флаги |
Спортивнотеатрализованные тематические событийные проекты |
Драматургическое действие, посвященное определенному событию, с выразительностью различных видов спорта |
Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы |
Открытые / закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города |
Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги |
Эстрадные номера / композиции в жанре художественноспортивной выразительности |
Показательный номер с выразительностью одного или разных видов спорта, выстроенный драматургически |
Лучшие спортсмены, тренеры видов спорта, исполнители и творческие коллективы |
Открытые / закрытые спортивные сооружения, концертные и театральные площадки, улицы города |
Специальные тематические элементы декорирования и сценографии пространства, костюмы, шары, флаги |
Специфика малых форм спортивной режиссуры
клубного уровня, так как они имеют преимущества за счет своей доступности, специфики места проведения или возможностей регулярного удовлетворения потребностей в общении и рациональном использовании свободного времени, активном отдыхе и физическом совершенствовании. Их специфические особенности как форм малой режиссуры представлены в таблице 2.
По содержательности выступлений спортсменов и артистов в композиции спортивные праздники малых форм можно разделить на специфические формы художественно-спортивных зрелищ, в каждом из которых выделены общие и отличительные особенности (таблица 2). В результате проведенного контент-анализа статей, монографий, публикаций в средствах массовой информации, видеотрансляций художественно-спортивных зрелищ, можно отметить, что представленные формы режиссуры спортивных событий опираются на классические инструменты сценической выразительности, драматургическую основу замысла зрелищного действия, общехудожественные и активизирующие принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников [7, 10, 4, 5, 15]. Кроме того, в замысле используются специфические позиции спортивной практики каждого вида спорта, что делает их интересными не только широкому спектру зрителей, но и специфическим группам спортивных болельщиков, на интересы и активность которых всегда может опираться постановочная команда спортивного зрелища.
Опрос респондентов (265 человек), проведенный по заказу торгово-спортивной компании «Высшая лига», показал, что 12% респондентов предпочитают физкультурные праздники в спортивных лагерях, 16% участников выбрали массовые спортивно-художественные представления на стадионе, 30% – отметили популярность массовых спортивных соревнований на открытом воздухе, а 42% респондентов отдали предпочтение спортивным праздникам малых форм. Итоговые результаты опроса интересов к спортивным зрелищам малых форм представлены на рисунок 2.
Представленные направления визуализации замыслов художественно-спортивных зрелищ приводят массовые соревнования на воздухе; 30

спорт/праздники малых форм; 42
массовые зрелища на стадионе; 16
физкульт/праздники в спортлагерях;
12
Рисунок 2. Интерес к малым формам спортивной режиссуры к выводу о необходимости корректировки образовательной парадигмы в подготовке бакалавров социально-культурной сферы, в частности к режиссерско-постановочной деятельности, через выстраивание приоритетов по овладению искусством визуализации и ремеслом технологической выразительности режиссуры как профессии зрелищной культуры. В программу обучения необходимо вносить изменения, которые позволят готовить обучающихся к реализации замыслов с учетом современной визуализации спортивных практик. В учебном процессе нужно развивать способности обучающихся к выстраиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, формировать технологические навыки по монтажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, развивать постановочные умения выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции замысла.
Современный ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников 3++» в требованиях к образовательным организациям закрепил перечисленные тенденции в расширении видов профессиональной деятельности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников: режиссерско-постановочный, технологический, творческий, художественнопросветительский, научно-исследовательский, проектный. Университетский комплекс ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма» как «город обучения» становится образовательный средой, местом становления и развития нового постановщика крупных и малых форм художественно-спортивных событий, благодаря постоянному обновлению и динамизму профессиональных современных технологий, особым свойствам контактного образовательного пространства. При этом как зарождение новых видов спорта в современном городе бесконечно, так и зарождение замыслов новых художественно-спортивных проектов неисчерпаемо усилиями творцов визуальных форм проявления человеческих способностей. В многообразии синтеза содержания и формы из фактов спортивной практи- ки рождаются факты живого художественно-смыслового содержания, формируется притягательная сила спорта, которая реализуется через широкий спектр возможностей самовыражения граждан, огромный перечень выразительных зрелищ для зрителей и участников. Консолидация социально-культурной деятельности по методу визуализации зрелищных форм крупных праздничных событий и малых форм спортивных праздников, их структурные драматургические трансформации в сторону повышения роли главного героя-спортсмена, тенденции развития спортивных зрелищ в городской среде подтверждают тезис, что главное предназначение современных спортивных практик – быть двигателем духовного обогащения и физического совершенствования личности.
Выводы. Подготовка бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере имеет культурологическую и социально-педагогическую направленность, так как предметным полем деятельности бакалавра является сфера культуры, в которой решаются задачи образования и воспитания гармонично развитой личности. Социально-культурные изменения, вызванные процессами урбанизации городской среды, влияют на содержание и форму социально-зрелищных проектов, являющихся предметом профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной сферы. Такие особенности, как историческая многослойность, динамичность развития и функционирования городских жителей в социально-культурном пространстве, взаимодействие различных социальных групп и субкультур становятся определяющими для создания замыслов художественно-спортивных зрелищ.
Главными средствами визуализации и трансляции образов выступают социальные сети, телевидение, кино, фото, реклама. С их помощью создаются и продвигаются в городской среде различные формы художественно-спортивных зрелищных проектов, обусловленные функциями (зрелищная, социальнопсихологическая, идеологическая, воспитательная, культурно-просветительская и пр.) и потребностями городской среды (самоидентификация и общественное признание, саморазвитие и проявление творчества, участие в общественно-важном деле, развитие способностей личности и т.д.). Сегодня спортивные праздники и события – это сложная системная деятельность, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных процессов, делает досуг спортсменов и участников спортивных событий содержательным и целенаправленным, расширяет сферу общения и спортсменов профессионалов и любителей спорта его зрелищности. Современными технологиями в реализации художественно-спортивных проектов выступают: 1) полифункциональность и интернациональность постановочной команды режиссера, 2) требования визуализации замысла для электронных СМИ (телевидение / Интернет), 3) современные технологии динамической / проекционной сценографии и художественного фона, 4) повышение смысловой роли героя / отдельного исполнителя в драматургии композиции замысла через визуальные (проекционные) технологии.
Педагогическими условиями подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере с учетом изменений социально-культурного пространства городской среды являются: 1) формирование учебных планов направлений подготовки с опорой на развитие способности обучающихся к выстраиванию коммуникаций в межкультурной среде и полифункциональности спорта, 2) развитие технологических навыков по монтажу визуальных продуктов видео или аудио форматов, 3) развитие постановочных умений выстраивания специфики отдельной личности героя-спортсмена как персонажа драматургической композиции замысла, 4) реализация обучения в рамках междисциплинарного подхода с опорой на общехудожественные принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников – реальной событийности (документальности), образного мизансценирования, концентрации выразительных средств, предметно-символического оформления, а также активизирующие принципы злободневности и современности, ритуализации (включенности в событие), коллективного эмоционального переживания.
Искусство, 1968. – 350 с.